«Скифы»
Стихотворение А. Блока «Скифы» датировано 30 января 1918 года. Известно, что этот период в жизни России, да и всего мира был сложным и напряженным.
В своем произведении Блок утверждает особое место России среди других стран. Недаром в качестве эпиграфа поэтом было взяты слова философа В. Соловьева о панмоголизме. Блок считал свою родину некой стеной, переходным звеном между Западом и Востоком, которая смягчает противоречия и налаживает отношения между двумя этими мирами: Мы, как послушные холопы, Держали щит меж двух враждебных рас Монголов и Европы!
Стихотворение написано разностопным ямбом; стопа – двухсложная с ударением на втором слоге. Стиль стихотворения – публицистический, автор обращается к многочисленным собеседникам: «Мильоны – вас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы».
Стихотворение «Скифы» основной своей идеей имеет откровенные призывы всего народа к миру и согласию. Каждой строкой в своем произведении поэт словно кричит о том, что после перенесенных потрясений наступила пора, наконец-то, объединиться или хотя бы сесть за стол переговоров.
Стихотворение проникнуто глубокой патриотической направленностью. Автор как бы призывает все-таки одуматься, еще раз все взвесить и прийти именно к миру, а не к ужасам очередных войн, которые грозят глобальными разрушениями, тому, что так долго и упорно строилось веками.
«Дал Ты мне молодость трудную»
Стихотворение «Дал Ты мне молодость трудную» было написано в 1912 году, вошло во второй сборник стихов Анны Ахматовой «Четки», выпущенный в начале марта 1914 года.
В стихотворении Анна Ахматова обращается к Богу, прося прощения за то, что она ничем не обогащает душу, словно теряя свою жизнь. Она подвергается греху гордыни, обращая внимание на слово каждого дурака, хотя на самом деле считает лесть мусором.
В стихотворении одно слово "Ты" с большой буквы - и сразу понятно, что это обращение к Богу.
" Ни розою, ни былинкою Не буду в садах Отца." - это признание в малости лирической героини, которая не пропускает мимо свое внимание малейшей соринки и незначительного слова дурака, выискивает в них зерна Всемирного Разума.
«Реквием»
В основе поэмы «Реквием» Анны Ахматовой лежит личная трагедия поэтессы. написано оно под влиянием пережитого в период, когда Ахматова, простаивая в тюремных очередях, пыталась узнать о судьбе своего сына Льва Гумилёва. А он трижды арестовывался властями в страшные годы репрессий.
Писалась поэма в разное время, начиная с 1935 года. Долго это произведение хранилось в памяти А.Ахматовой, читала только друзьям. А в 1950 поэтесса решилась записать его, но опубликовалось оно только в 1988 году.
По жанру «Реквием» задумывался как лирический цикл, а позднее уже был назван поэмой.
Композиция произведения сложная. Состоит из таких частей: «Эпиграф», «Вместо предисловия», «Посвящение», «Вступление», десять глав. Отдельные главы имеют название: «Приговор» (VII), «К смерти» (VIII), «Распятие» (X) и «Эпилог».
В поэме речь идёт от имени лирического героя. Это «двойник» поэтессы, авторский приём выражения мыслей и чувств.
Главная идея произведения — выражение масштабов народного горя. Эпиграфом А.Ахматова берёт цитату из своего же стихотворения «Так не зря мы вместе бедовали». Словами эпиграфа выражена народность трагедии, причастность к ней каждого человека. И дальше в поэме продолжается эта тема, но масштаб её достигает громадных размеров.
Анна Ахматова для создания трагического эффекта употребляет практически все стихотворные размеры, различный ритм, а также разное количество стоп в строках. Этот её личный приём помогает остро ощутить события поэмы.
Автор использует различные тропы, которые помогают осмыслить переживания людей. Это эпитеты: Русь «безвинная», тоска «смертельная», столица «одичалая», пот «смертный», страданье «окаменелое», локоны «серебряные». Много метафор: «лица опадают», «летят недели», «перед этим горем гнутся горы», «песню разлуки паровозные пели гудки». Встречаются и антитезы: «кто зверь, кто человек», «И упало каменное сердце на мою ещё живую грудь». Есть сравнения: «И старуха выла, как раненный зверь».
В поэме присутствуют и символы: сам образ Ленинграда — наблюдатель горя, образ Иисуса и Магдалины — отождествление со страданиями всех матерей.
Чтобы оставить память об этом времени, автор обращается к новому символу — памятнику. Поэтесса просит поставить памятник у тюремной стены не её музе, а в память о страшных репрессиях 30-х годов.
