Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС для студентов.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
798.84 Кб
Скачать

Тема 16. Переход к рыночным преобразованиям. Кзахстанская модель экономического развития. Краткое содержание лекции

1. Кризис плановой экономики и начало экономических реформ

Как и большинство постсоветских республик, Казахстан с пиобретением независимости погрузился в пу­чину жесточайшего системного кризиса, который давно уже зрел в недрах советской плановой экономики. Вместе с развалом огромного государства распадались привычные связи, уклад жизни и основные ценности общества.

С развалом Советского Союза и образованием независимой Республики Казахстан все отрасли экономики перешли в ее суверенное ведение. И это произошло в сложных социально-экономических условиях, доставшихся нам в наследство от бывшей супердержавы.

Действительно, если вдуматься, для Казахстана, как и других постсоветских стран, девяностые годы – период ломки всего и вся. Обретение политической независимости потребовало соответствующих ей атрибутов, кризис социалистической экономики совпал с переходом от планово-распределительной командной системы к рыночной с элементами демократии. Необходимо было решать проблему приватизации государственной собственности, создания рыночной инфраструктуры, социального механизма, адекватного демократическому обществу, словом, создавать рыночные механизмы и институты, которые в странах Запада складывались и совершенствовались естественным путем на протяжении столетий. Вся эта работа должна была производиться в стране, где еще совсем недавно понятия «частная собственность», «предпринимательство» были синонимами слов «грабеж» или «кража».

Как известно, до распада СССР у нас имели место три уровня системы управления экономикой – союзный, союзно-республиканский и республиканский. Причем на долю первого и второго уровней приходилось соответственно 43,3 и 48,3 процента, а на долю республиканского – всего лишь 8,4 процента.

Проходившая в тот период приватизация ни в коей ме­ре не повлияла на негативные экономические процессы в Казахстане. Продолжалось падение производства, в связи с ростом оптовых цен колоссальными темпами росли рознич­ные цены и тарифы на товары народного потребления и платные услуги населению. В республике не получила должного развития обрабатывающая промышленность, выпускающая конечную продукцию, реализация которой как раз и дает реальную прибыль. Поэтому Казахстан завозил изделия с уже установ­ленной поставщиком отпускной ценой. К ней прибавлялись таможенные тарифы, посреднические, транспортные и про­чие расходы, определяющие издержки обращения и конеч­ную цену товара. Так, потребности Казахстана в продукции железнодорожного машиностроения за счет ввоза удовле­творялись на 96 %, в оборудовании легкой промышленности - на 95; в оборудовании для химической и нефтяной про­мышленности и подъемно-транспортном оборудовании - на 82, в металлургическом оборудовании - на 72, в металло­режущих и деревообрабатывающих станках - на 62, в продукции радиоэлектронной промышленности - на 61, а в холодильных установках, автобусах, спецавтомобилях - на 100% .

Поставками других республик обеспечивалось более 40 % в товарах народного потребления, в том числе на 100 % в легковых автомобилях, мотоциклах, мотороллерах, телеви­зорах, фотоаппаратах, холодильниках и других сложных изделиях, цены на которые поднялись в 250 и более раз.

В сотни раз выросли цены на энергоносители и электроэнергию, тарифы на перевозку железнодорожным, автомо­бильным и авиационным траспортом. Это также сказалось па ценах конечной продукции.

Другой причиной роста цен явилось обвальное падение объемов производства и услуг на всех предприятиях и в ор­ганизациях и увеличение в связи с этим доли накладных расходов в издержках единицы работ, продукции. Предос­тавление предприятиям права самостоятельно устанавливать цены позволило им получать за счет этого дополнительную прибыль при сокращении объемов производства. Ситуация усугублялась отсутствием рыночных структур при господ­стве государственной монополии в производстве и распре­делении.

По данным Госкомстата, в 1992 г. удельный вес пред­приятий с негосударственной формой собственности соста­вил 43 % от общего числа предприятий в промышленности Казахстана, ими было произведено 20 % общего объема продукции в оптовых ценах. Следует отметить, что 90 % этих предприятий фактически являлись ничем иным, как переименованными государственными предприятиями (коллективные, арендные, акционерные и пр.). В собствен­ности граждан находилось всего 4 % предприятий Казахста­на, которые произвели 0,04 % от общего объема товарной продукции промышленности [45].

Государственные предприятия-монополисты, злоупот­ребляя своим положением на рынке, взвинчивали цены, по­лучая незаработанную прибыль. Поэтому рентабельность производства на них достигала фантастических размеров. Так. Карметкомбинат в 1992 г. имел рентабельность 300 %, Шымкентский свинцовый завод - 120, Алматинский юве­лирный завод - 92, ПО «Казвольфрам» - 52 % и т. д.

Кризисная ситуация в экономике страны отрицательно отразилась и на состоянии ее транспортной инфраструктуры в целом, и железнодорожного транспорта – в частности. Правительство республики в условиях общего развала производства использовало железные дороги как средство решения острейших экономических проблем. Например, обязывало их осуществлять транспортировку угля к потребителям России в обмен на электричество, газ и нефть для других государственных предприятий; перевозку транспортных грузов и пассажиров из Узбекистана по территории Казахстана в счет погашения задолженности за поставленный природный газ.

В отсутствие платежеспособных потребителей транспортных услуг, железные дороги были вынуждены приобретать большинство железнодо­рожных материалов и запасных частей бартером. В 1996 году бартер составлял 65% доходов железных дорог. Бесконтрольность в осуществлении бартерных операций привела к образованию на складах железных дорог огромных сверхнормативных остатков товарно-материальных ценностей. По состоянию на 1 октября 1996 г. запасы товарно-материальных ценно­стей достигли суммы 12,7 млрд. тенге, что в два раза превышало их годо­вой расход.

Существенное влияние на ухудшение финансового положения стальных магистралей оказали так называемые экспедиторские скидки. Существовавшие в Казахстане более 20 экспедиторских фирм, работающих в сфере транзитных перевозок, получили ничем необоснованные скидки к тарифам на перевозки грузов в размере 40 % и более. Хотя в других странах СНГ они не превышали 5-7 % [50].

Наряду с «болезнями», доставшимися в наследство от СССР, добавились новые, свя­занные с разрушением единого организма, скрепленного общей идеологи­ей, экономикой и инфраструктурой. При этом Казахстан оказался в более сложном положении, чем другие республики. Он унаследовал фрагменты централизованной экономики, устаревшую инфраструктуру, предприятия и оборудование, не соответствовавшие мировым стандартам, экстенсивное сельское хозяйство. Трещала по швам унаследованная с советских времен система управления. На рубеже 1980-1990-х годов обьем экономики снизился на 55%.

С начала 1990 года руководство Казахстана всерьез начало думать о том, что республике придется самостоятельно выбираться из кризиса. К этому времени фактически распался единый народнохозяйственный комплекс, и для Казахстана последствия этого распада были наиболее тяжелы­ми. Дело в том, что 95% казахстанских предприятий управлялись из центра, и обрыв управленческих, финансовых и административных связей крайне негативно сказывался на состоянии экономики республики. Н.А.Назарбаев понимал и не исключал такого поворота событий, при котором Казахстану придется пуститься в «самостоятельное плавание».

В 1990 году был создан Высший экономический совет республики во главе с Д.Сембаевым. Делая ставку на молодых и честолюбивых специалистов в области юриспруденции, экономики, руководство ввело их в новый орган, призванный paзработать рыночную стратегию.

В качестве советников в Казахстан были приглашены американский экономист Ч.Бэнг, египетский юрист доктор Хасан. Автор известной программы «500 дней» Григорий Алексеевич Явлинский стал внештатным советником казахстанского руководителя. Тогда, в 1990 году, Н.А.Назарбаев был единственным из республиканских лидеров, кто поддержал эту программу быстрого пере­хода к рынку. Во-первых, ему импонировала решимость Г.А.Явлинского на­чать конкретные реформы. Во-вторых, реформы в рамках упомянутой про­граммы Г.А.Явлинский мыслил только в рамках Союза и на базе единого народнохозяйственного комплекса. Когда стало ясно, что Союзный договор невозможен, именно Г.А.Явлинский предложил идею Экономического до­говора между союзными республиками, хотя оппонент Г.А.Явлинского ака­демик Леонид Иванович Абалкин придерживался иного мнения, считая, что переход к рынку требует гораздо большего времени. Ведь формирование и отладка рыночных структур, создание соответствующей правовой базы, подготовка кадров, перестройка стереотипов массового сознания, системы ценностей, мотивов поведения - дело не одного года.

За 1990-1994 годы в Казахстане объем производства промышленной продукции сократился вдвое, а в аграрном секторе спад составил одну треть. Транспортные перевозки упали на две трети. Государство не в силах было справиться с управлением собственными предприятиями. Казахстан не имел ни средств, ни рынков сбыта, поэтому остановилось большинство предприятий. Из-за некомпетентности руководителей реальный сектор обрастал долгами. Деньги от продажи оборотных средств и продукции оседали за рубежом или расхищались. Произошел распад прежней администратнивно-командной системы управлениия экономикой.

В стране наблюдалось резкое падение уровня доходов населения. Нача­лась массовая безработица, люди месяцами не получали зарплату, задерживались выплаты пенсий. Последние сбережения населения таяли изза ги­перинфляции. Несовершенная банковская система парализовала торговлю.

В первые годы независимого развития резкое со­кращение спроса на продукцию казахстанских предприятий (прежде всего тяжелой индустрии) вызвало обвальный спад в экономике (12,6%), который продолжался вплоть до 1995 года. В 1992-1993 годах инфляция в Казахста­не достигла 2000- 3000%. Все это говорило о том, что в условиях сложнейшего транзита необходимо было проводить скорейшим образом системные экономи­ческие, рыночные реформы по всем направлениям.

Таким образом, формирование основ рыночной экономики в Казахстане начиналось при чрезвычайно сложных экономических обстоятельствах. Нужно было предпринимать кардинальные шаги, чтобы осуществить пози­тивные изменения в экономике. Сама реальность начала 1990-х годов ста­вила перед государством задачу выработки новой экономической стратегии и создания условий для ее энергичной реализации. Необходимо было при­нципиально изменить сами основы экономических отношений, ибо в нача­ле 1990-х годов, по признанию Н.А.Назарбаева, казахстанцы стояли у края пропасти.

В январе 1992 года без всяких предварительных консультаций со странами СНГ Россия «отпустила» цены. Либерализация цен вызвала резкий рост тарифов па перевозки, цен на энергию, сырье и т.д. Начало 1990-х голов стало временем появления многих частных фирм и компаний, , которые занимались в основном ввозом и вывозом сырья и готовых товаров. В это время в лексикон бывших граждан СССР входят такие слова, как «брокер», «бар­тер» и др. Так как гиперинфляция «съедала» прибыль, фирмы предпочитали работать по бартеру, то есть прямому обмену товара на товар без денег, или же по «налу» - наличными деньгами. Такая ситуация порождала экономиче­скую безответственность, когда никто ничего не производил, но все что-то покупали и тут же продавали.

В данной ситуации руководство республики было вынуждено также пойти на либерализацию цен на различные категории товаров. Рыночная либерализация обострила и без того напряженную ситуацию в республике. В Караганде началась волна шахтер­ских забастовок, поводом для которой стало непомерное повышение цен на продукты в шахтерских буфетах. Угрожающая ситуация сложилась и на дру­гих промышленных объектах. Остановилось сталеплавильное и прокатное производство на Карагандинском металлургическом комбинате. Ситуацию усугубил тот факт, что в Содружестве Независимых Государств на началь­ном этапе его функционирования не было четких выполнений обязательств по договорам. Это негативно сказывалось на развитии всех сфер жизни ка­захстанского общества. Переход к рынку был затруднен тем, что Казахстан на начальном этапе продолжал оставаться в прежней денежной, финансовой и экономической системе. Вплоть до ноября 1993 года Казахстан оставался в рублевой зоне.

Переход на новые рыночные отношения не только привел к кардинальным изменениям, но и породил и развил многие негативные явления в жизни общества: рэкет, теневую экономику, коррупцию и т.д. Рэкет - вымогательство преступными группировками денежных средств у представителей бизнеса - стал обычным явлением того времени. Преступные группировки контролировали рынки, развлекательные заведения, автостоянки, контрабандные и спиртные товары на границах, пригон и продажу автомобилей. Человек только открывал фирму, регистрировался, арендовал офис, и часто сразу же попадал под прессинг рэкетиров. И в Казахстане и в других странах СНГ появились новые влиятельные «авторитеты» преступ­ного мира, между которыми началась криминальная война. Впоследствии многие из вчерашних преступников смогли легализоваться и завести свой бизнес, другие были осуждены и попали в места лишения свободы.

Наряду с рэкетом существовало также так называемое рейдерство. Под рейдерством чаще подразумевают захват финансово вы­годных объектов способом инициированного конфликта. Жертвами рейдеров были предприниматели, имеющие более или менее значимую собственность, но не обладающие квалифицированной юридической поддержкой, службой безопасности и соответственно не способные оказать рейдерам должного отпора. При нежелании собственником уступить «лакомый для рейдеров кусок», к нему применялись разные способы давле­ния, начиная от тотальных проверок со стороны контрольно-надзорных органов и заканчивая угрозами расправы. Рейдерство в Казахстане, по утвержде­нию специалистов, было тесно переплетено с коррупцией, злоупотреблени­ями служебными полномочиями.

В 1990-х годах наблюдался рост коррупции, которая предполагает использование власти и связанных с ней возможностей в корыстных целях. Как отмечено в научно-исследовательских материалах по противодействию кор­рупции, она всегда причиняла огромный вред обществу, государству, снижая эффективность работы государственных органов и учреждений, принося огромные убытки, подрывая доверие к власти.

Президент страны Н.А.Назарбаев в своем Послании народу Казахста­на «Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение благососто­яния всех казахстанцев» в качестве одной из семи основных приоритетов государства назвал решительную и беспощадную борьбу с коррупцией. При этом он подчеркивал, что только эффективное сдерживание коррупции является общепризнанным условием построения правового государства. Глава государства определил основные направления концепции по искоренению коррупции в масштабах государства, в рамках которой был принят и дей­ствует Закон Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией» (1998 г.).

Кризисная ситуация в 1990-х годах требовала принятия решительных мер со стороны государства, направленных на борьбу с криминалом, нейтрализацию ост­рых противоречий, негативных явлений и постепенную стабилизацию эко­номического положения страны.