Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Диагностика младенца.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
113.66 Кб
Скачать

§ 1. Оценочные шкалы развития в западной психодиагностике

Одним из первых методов диагностики младенцев являются Табли­цы развития Гезелла (Gesell Developmental Schedule), разработанные в 1947 г. А. Гезеллом совместно с коллегами по Йельскому университе­ту [12]. Эти таблицы охватывают четыре основные сферы поведения детей в возрасте от 4 недель до 6 лет, такие как:

♦ моторика;

♦ язык;

♦ адаптивное поведение;

♦ личностно-социальное поведение.

В таблицах подробно описаны, а также представлены в виде рисун­ков типичные для детей разного возраста проявления этих сфер пси­хики.

Использование методики А. Гезелла представляет собой стандартизи­рованную процедуру наблюдения и оценки хода развития поведения ребенка в обыденной жизни. Хотя некоторые из разделов этих таблиц можно рассматривать в качестве строгих методик, все же большинство из них основаны на чистом наблюдении. Данные, полученные посред­ством прямого наблюдения за реагированием детей на обычные иг­рушки и другие стимульные объекты, дополняются информацией, со­общаемой матерью ребенка. Полученные сведения сопоставляются с табличными, что позволяет оценить уровень психического развития ребенка.

Таблицы Гезелла, так же как и Другие методики диагностики детей этого возраста, недостаточно стандартизированы, но есть основания полагать, что при соответствующей опытности экспериментатор мо­жет добиться высокой надежности показателей — выше 0,95.

Эти таблицы рекомендуется использовать в качестве способов усо­вершенствования и уточнения качественных наблюдений, обычно осуществляемых педиатрами и другими детскими специалистами, они полезны в качестве дополнения к медицинским обследованиям при выявлении неврологических заболеваний и первопричин ненормаль­ности поведения в раннем периоде жизни.

Еще одну Шкалу развития предложил Д. Лешли (Leshli Scales of Infant Development), практический психолог из Англии [12]. Он раз­работал схему наблюдения. Наблюдая за ребенком по заданной схеме, можно составить представление о развитии ребенка на момент наблю­дения, а проделывая это в течение всего раннего возраста, можно су­дить об особенностях процесса развития в этот период.

В карточках Д. Лешли отражены следующие области психики:

♦ физическое развитие (может ли переворачиваться со спины на живот, поднимать головку, сидеть без поддержки, тянет ли в рот погремушку и т. д.);

♦ общение и развитие речи (понимает ли обращенную к нему речь. затихает, прислушивается и т. д.);

♦ социальное развитие и игра (включается ли в общение со взрос­лыми, гулит, отдает игрушку взрослому и т. д.);

♦ самостоятельность и независимость (сколько времени в период бодрствования может занимать себя сам);

♦ поведение (непоседливость, быстрота концентрации внимания, попытки преодолеть трудности, легкость включения в игру и пр.).

Методическая особенность процесса наблюдения по Д. Лешли, на­званная им методом повременных проб, состоит в регулярности на­блюдения по заранее отмеченным временным отрезкам. Так, один из возможных подходов состоит в наблюдении за ребенком в течение пол­ных 30 мин с записью впечатлений через 30-секундные интервалы.

Информация, полученная о ребенке и отраженная в карточках раз­вития, оценивается двумя способами:

1)сравнением показателей ребенка со средними показателями де­тей данного возраста;

2) сравнением информации о ребенке с результатами, полученны­ми им в более раннем возрасте.

Помимо карточек для оценки нормальных детей Д. Лешли создал карточки для детей с дефектами развития.

Наиболее разработанной методикой для младенцев и детей раннего возраста являются Шкалы развития младенцев Бенли (Bayley Scalesof Infant Development) — результат многолетних научных изысканий Н. Бейли и ее коллег по университету в Беркли [12]. Некоторые из заданий этих шкал были заимствованы из таблиц Гезелла и других методик для детей этого возраста (от 2 до 30 месяцев).

Шкалы Н. Бейли предусматривают три вспомогательных средства оценки степени развития ребенка:

* шкалу умственного развития;

* шкалу моторного развития;

* записи поведения младенца.

Шкапа умственного развития выявляет такие функции, как:

восприятие; * память;

* обучаемость;

* решение проблем;

. вокализацию (гуканье, гуление, протяжные звуки, вскрики и дру­гие);

* зачатки словесного общения;

* простейшее абстрактное мышление.

Шкала моторного развитии измеряет макромоторные навыки и уме­ния — умение сидеть, стоять, ходить и подниматься по ступенькам, а так­же умение двигать руками и пальцами. В младенческом возрасте разви­тие двигательных функций, таких как манипулирование с предметами, играет важную роль во взаимосвязи ребенка с окружающей средой и, сле­довательно, в развитии его умственных процессов

Записи поведения младенца представляют собой оценочную шкалу, заполняемую экспериментатором после проведения двух других частей теста. Она предназначена для оценки различных аспектов развития лич­ности ребенка, таких как эмоциональное и социальное поведение, вни­мание, настойчивость и целеустремленность.

По психометрическим характеристикам шкалы Н. Бейли, несомненно, можно считать выдающимся измерительным инструментом для изуче­ния младенцев. Статистическая норма определялась на выборке, реп­резентативной популяции США. Ее численность — свыше 1200 детей. Коэффициенты надежности для шкалы умственного развития варьиру­ют в интервал:: 0,31-0,93, для шкалы моторного развития— 0,68-0,92.

В настоящее время используется вторая редакция шкал Н. Бейли (1993]. Они предназначены для оценки уровня развития ребенка в возрасте от 1 ме­сяца до 3,5 года- Нормы устанавливались на выборке объемом 1700 детей, разделенных на 17 возрастных групп от 1 до 42 месяцев. Возрастные нор­мы составлялись с интервалом в 1 месяц до возраста 36 месяцев и с 3-ме­сячным интервалом для более старших возрастов [14]. Для Умственной и Моторной шкал получены нормы для каждого возраста, выраженные в стандартных показателях со средним, равным 100, и о=15. Для шкалы запи­си о поведении приведены процентильные показатели, распределяемые потрем категориям: «неоптимальный», «сомнительный» и «нормальный».

Н. Бейли отмечала, что ее шкалы, а также другие шкалы для мла­денцев пригодны для оценки уровня текущего развития, а не для про­гноза будущего развития. Шкала интеллекта ребенка (Cattell Scales of Infant Intelligense), раз­работанная P. Кеттеллом для тестирования младенцев от 2 до 30 месяцев, строилась как метод диагностирования познавательной сферы [ 120 ]. С помощью этой шкалы можно определить некоторые особенности речевого, сенсомоторного развития и первых навыков общения.

Большой вклад в развитие психологической диагностики ребенка внесли методики, построенные на основе теоретической системы и ме­тодических подходов Ж. Пиаже [13J. Стержневым пунктом его теории является представление о последовательном, поэтапном характере интеллектуального развития ребенка, представляющего собой закономер­ную смену периодов и стадий от рождения до взрослости.

Каждая стадия, отличаясь своей специфической структурой мыш­ления, подготавливает следующую, перестраиваясь на более высоком уровне. Порядок следования стадий неизменен, а продолжительность и скорость развертывания каждой стадии варьируются в зависимости от условий окружающей среды. Последнее определяет необходимость создания диагностических методов, которые позволили бы определять, на какой стадии развития находится индивид.

Экспериментальные методики для оценки свойств детского мыш­ления (or младенчества до старшего подросткового возраста) были разработаны Ж. Пиаже для решения собственных исследовательских задач. Они являются шкалами порядка, в которых достижение какого-либо уровня невозможно без успешного прохождения более ранних этапов развития. Методики построены так, чтобы выявлять важней­шие аспекты каждого этапа. Основной методический прием состоит в том, чтобы получить объяснение, которое дает ребенок наблюдаемому событию, и найти причины, лежащие в основе этого объяснения. Шка­лы развития УК. Пиаже являются ориентированными на содержание, поскольку обеспечивают качественное описание того, что может де­лать ребенок. При обработке результатов учитывается качество отве­тов на относительно небольшое число предъявляемых ему проблем­ных ситуаций, а не число успешно выполненных заданий. Основное внимание сосредоточено на процессе решения проблемы, а не на его результате.

Так, например, рассматривая, как формируются представления о сохране­нии количества вещества, Ж. Пиаже использовал следующую эксперимен­тальную схему перед ребенком на столе ставились два одинаковых сосуда, одной и той же высоты наполненные окрашенной жидкостью; после это­го из одного большого сосуда жидкость переливали в два маленьких (уро­вень жидкости в них выше, чем в исходном сосуде) и ребенка спрашивали, будет ли в двух маленьких сосудах жидкости столько же, сколько в большом сосуде. Опыт по выявлению представления о сохранении веса проводился стариком из пластилина, превращаемым в колбаску.

Не являясь стандартизированными, шкалы развития Ж. Пиаже на­шли свое основное применение в клинике и в возрастной психологии. Некоторые методики Ж. Пиаже послужили основой для создания стандартизированных шкал. Одна из них подготовлена И. Узгирисом и Дж Хаитом и предназначена для детей в возрасте от 2 недель до 2 лет Этот возраст приблизительно соответствует периоду, кото­рый Ж. Пиаже характеризует как сенсомоторный и внутри которого он различает шесть стадий. Чтобы повысить чувствительность своей методики, И. Узгирис и Дж. Хант распределили все ответы по более чем шести уровням (от 7 до 14).

Шкала состоит из шести тестов. Первый тест на постоянство объекта стимулировал слежение ребенка глазами за объектом и отыскивание после того, как его постепенно закрывают или прячут. Второй тест испы­тывал использование средств для достижения отдаленных, вызывающих интерес предметов (собственных рук, веревки, палки и т. д.). Третий тест диагностировал подражание, в том числе имитацию жестов и голоса. В четвертом тесте оценивали операциональную причинность на основе опознания объективных причинных связей и приспособления к ним — от зрительного наблюдения за собственными руками до вызывания жела­емого действия от человека или приведения в движение механической игрушки. В пятом тесте определялась координация структур зрения и слуха при локализации объектов в пространстве. Шестым тестом испытывалось развитие схем действия с объектами or реакции на объекты взглядом, ощупыванием до умения водить игрушечный автомобиль, нани­зывать бусинки, называть объекты.

Шкала была проверена на 84 детях. Согласованность результатов те­стов сданными наблюдения (валидность) и надежность методом повтор­ного тестирования через 48 часов имеют удовлетворительные показа­тели. Индекс порядка колебался от 0,8 до 0,99. И. Узгирис и Дж. Хант допускают использование подготовленной ими шкалы с исследователь­скими целями, в частности, для измерения влияния специфических ок­ружающих условий на степень и ход развития младенцев. Изучение мла­денцев, находящихся в разных условиях, и младенцев, воспитание которых осуществлялось по особой программе, показало, что от условий воспи­тании в значительной степени зависит тот средний возраст, в котором ребенок достигает разных ступеней .определяемых по шкалам развития.

Как отмечают исследователи, шкалы для младенцев и детей раине-го возраста, как правило, стандартизированы на выборках, меньших но величине и репрезентативности, чем нормативные выборки других возрастных групп. Они также менее надежны, чем тесты для старших возрастов. Определение валидности этих шкал затруднено из-за не­достатка пригодных критериев. В основном она устанавливалась по двум критериям: возрастным различиям и предсказанию последующе­го достижения уровня интеллектуального развития. По первому кри­терию шкалы для младенцев в целом показывают неплохую валидность. Однако их предсказательная валидность очень низка, при корреляции с гестами умственного развития для более старшею возраста она практически равна 0.

Это объясняется главным образом тем, что особенности психиче­ского развития, которые измеряются шкалами младенцев (моторика, сенсорика, подражание двигательному и вербальному поведению ок­ружающих и др.), специфичны и отличаются от характеристик, оце­ниваемых интеллектуальными тестами.

Вместе с тем было отмечено, что прогностическая валидность шкал младенцев с отклонениями в развитии выше по сравнению со шкалами для нормальных младенцев (корреляции достигают 0,6-0,7). Поэтому диагносты пришли к выводу о том, что шкалы развития для младенцев и детей раннего возраста наиболее пригодны для раннего выявления де­фектов развития.

В связи с этим на современном этапе психологи стараются усилить их различительные возможности в отношении нормальных и клинических групп, вводя в них специальные задания. Так, Г. Айлворд, модифици­ровав шкалу Бейли-2, подготовил Скрининг-тест Бейли психоневро­логического развития младенцев (Bayley Infant Neurodevelopmental Screener — BINS), предназначенный для выявления психоневроло­гических симптомов у детей в возрасте от 3 до 24 месяцев [14]. При отсутствии органической патологии развитие ребенка во многом за­висит от воспитывающего его окружения. Последующее психическое развитие лучше предсказывают уровень образования родителей и дру­гие особенности домашней обстановки, особенно если при этом учитывается социоэкономический уровень семьи.

Другой особенностью современных работ в области диагностики младенцев является направленность на повышение прогностических возможностей методик. Для достижения этой цели психологи исполь­зуют два подхода.

В рамках первого подхода специалисты стремятся выделить и оце­нить наиболее существенные аспекты психического развития, которые можно рассматривать как стержневые на протяжении длительных периодов жизни человека, Таким путем пошел Дж. Фэган, разработа­вший в 1992 г. Тест интеллекта младенца (Pagan Test of Infant Intelli­gence), который направлен на оценку избирательности восприятия новых раздражителей. В качестве последних используются изображе­ния человеческих лиц, а показателем по тесту служит время, уделя­емое младенцем новым изображениям в сопоставлении с временем рассматривания знакомых. Тест предназначен для обследования детей в возрасте от 3 до 12 месяцев. Корреляции показателей теста Дж. Фэгана с IQ детей в трехлетнем возрасте находятся в пределах от 0,45 до 0,6. Этот тест хорошо дифференцирует нормальных детей и детей с задержкой умственного развития [14].

Второй подход к повышению прогностичности рассматриваемой группы методик опирается на представления о том, что измерение одной из нескольких сторон развития без анализа их значимости яв­ляется недостаточным для предсказаний последующих его уровней. Необходимы комплексные и интегрированные оценки развития. Ряд психологов-клиницистов доказали, что прогностичность шкал мла­денцев повышается при условии, что их оценки дополняются сопутствующими клиническими наблюдениями. В связи с этим на совре­менном этапе диагносты предпочитают для получения индивидуализированных оценок детей раннего возраста использовать систему методов и разнообразные источники информации, чтобы охватить многие сферы психического развития (моторику, сенсорику, соци­альные навыки, язык, эмоциональные реакции, обучаемость и др.), а также разные факторы, влияющие на них. Примером такого комп­лексного метода является Система оценки возрастного развития мла­денцев и детей раннего возраста (Infant-Todder Developmental Asses­sment — IDA), разработанная группой специалистов по раннему дет­ству, среди которых С. Пронине, Дж. Эрикеон, С. У отер и др.

Этот метод предназначен для обследования детей от рождения до 3 лет, основная цель ого использования — выявление детей с риском задерж­ки развития Наряду с наблюдением за поведением и оценкой физиче­ского здоровья используются беседы с родителями и другими лицами, ухаживающими за ребенком Основная часть этого метода называется «профилем развития от рождения до трех лет» Провинс и представляет собой оценивание в баллах восьми психических сфер ребенка. Получен­ные оценки сопоставляются не со статистическими критериями (норма­ми и процентилями), а с критериями возрастного развития, полученны­ми в психологических исследованиях.

Эффективность системного метода IDA пока еще не до конца прове­рена, но создатели отмечают зависимость его результатов от профес­сиональной подготовки и опыта тех. кто его использует [14].

9