Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Принципы поведения.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
71.96 Кб
Скачать

Основной задачей науки является выведение закономерностей, которые в максимально возможной степени приближались бы к общим законам. Методы, которыми эта задача успешно решается, могут быть подразделены на эмпирические и теоретические. Эмпирический метод заключается в основном в наблюдении, обычно подкрепленном экспериментом. Теоретический же метод является логическим по своей сути; посредством этого метода, применяя в то же время и метод эмпирический, уровень общности закономерностей может быть выяснен в таких пределах, которые недостижимы посредством только одного эмпирического метода. Особенно это проявляется в тех случаях, когда одновременно кажутся пригодными две или несколько предполагаемых закономерностей. Логический метод позволяет утверждать, какого результата следует ожидать в случае, если одновременно подтверждаются несколько сформулированных принципов; сравнивая теоретические заключения с наблюдаемыми эмпирическими, результатами, можно определить, являются ли эти принципы достаточно общими, чтобы объяснить данную ситуацию.

В идеале научная теория представляет собой иерархию логически выведенных положений, соответствующую структуре эмперически наблюдаемых зависимостей. Логическая структура есть производная от сравнительно небольшого числа общих принципов - постулатов, рассматриваемых в согласовании с некоторыми необходимыми априорными условиями. Науки о поведении далеко отстали от естественных наук в достижении систематичности, отчасти из-за присущей им сложности, отчасти в силу динамичности поведения как объекта изучения, отчасти вследствие укоренившегося антропоморфизма.

Эмпирическое наблюдение, дополненное проницательной догадкой,- вот основной источник общих принципов науки или постулатов. Их формулировки, взятые в различных сочетаниях вместе с релевантными предварительными условиями, порождают выводы или теоремы, с которыми согласно практическому результату можно либо согласиться, либо нет. Те первичные предположения, из которых следуют логические выводы, совпадающие с наблюдаемыми эмпирическими результатами, сохраняются, те же, которые не подтверждаются, отбрасываются или модифицируются. И пока идет этот процесс проб и ошибок, растет набор первичных принципов, совместное применение которых наиболее вероятно совпадает с релевантными наблюдениями. Выводы, сделанные из этих сохранившихся постулатов, хотя никогда и не бывают абсолютно точны, все же вполне достоверны. Таков на сегодняшний день статус первичных принципов в физических науках.

Теория поведения и символические конструкты

Научные теории в основном касаются динамичных ситуаций, т. е. последовательных событий, или условий, которые с течением времени последуют из данных первоначальных событий, или условий. Теоретическое объяснение заключается в манипулировании ограниченным набором символов согласно правилам, выраженным в постулатах (с применением определенных дополнительных правил, которые составляют суть логики), таким образом, чтобы ликвидировать разрыв между предварительными условиями, или состояниями, и последующими.

Некоторые символы представляют наблюдаемые и измеряемые элементы ситуаций и их соединения, тогда как другие лишь предполагаемые промежуточные процессы, недоступные прямому наблюдению. Последние суть теоретические конструкты. Все развитые науки свободно оперируют теоретическими конструктами, а часть даже целыми последовательностями их. Научная ценность логических конструктов состоит в возможности выведения с их помощью верных логических следствий; это в свою очередь абсолютно зависит от каждого конструкта или их цепи, связанных как с предварительными, так и с последующими условиями, или событиями, которые прямо наблюдаемы. Если возможно, они также должны быть измеряемы.

Теория поведения, очевидно, использует ряд символических конструктов, совокупность которых составляет единую цепь. Основные звенья этой цепи представлены на схеме (см. с. 58). В интересах ясности символические конструкты сопровождаются более важными и ревалентными символами, которыми обозначаются соответствующие наблюдаемые условия, или события. Чтобы различать этих два типа символов, символические конструкты обведены кружками. Можно заметить, что символы наблюдаемых явлений ветвятся как в начале цепи, так и в ее конце, там где они должны обеспечивать валидность конструктов.

Организмы как саморегулирующиеся механизмы

Рассматриваемые с точки зрения биологической эволюции живые организмы являются в большей или меньшей степени саморегулирующимися механизмами. В данном контексте мы определяем такой механизм как некоторый физический агрегат, поведение которого проявляется в определенных условиях в соответствии с неизменными правилами и законами. Биологическая природа этих агрегатов такова, что особям, или видам для выживания необходимы определенные оптимальные условия. Когда же эти условия отклоняются от оптимума, равновесие, как правило, может быть восстановлено за счет некоторого действия со стороны организма; активность такого рода описывается, как "приспособительная". У животных органами, осуществляющими приспособительную активность, являются в основном железы и мышцы. У высших организмов количество, разнообразие и сложность действий, обеспечивающих длительное выживание, огромны. Природа действия, или последовательности действий, направленных на то, чтобы в конкретной ситуации приблизить, условия к оптимуму, зависит одновременно (1) от степени дисбаланса или от потребности организма и (2) от характеристик окружающей среды, как внешних, так и внутренних. Поэтому для истинно приспособительного действия необходимы как некоторое состояние организма, так и соответствующее воздействие среды, которые должны совпасть, чтобы вызвать реакцию эффекторных органов. Первое звено функциональной связи эффекторных органов с потребностями организма и условиями среды составляют рецепторы, преобразующие биологически наиболее важные воздействия среды (5) в нервные импульсы (s). Большинство этих импульсов направляется к мозгу, который выступает в роли автоматического пульта управления, переадресующего эфферентные импульсы (r) к эффекторам таким образом, чтобы вызвать реакцию (R). В этой связи следует особо отметить две важные закономерности.

Первая из этих закономерностей заключается в том, что после окончания действия стимула (S) на рецептор активность афферентного импульса (s) сохраняется еще несколько секунд, а в определенных условиях - до нескольких минут, правда, интенсивность импульса постепенно убывает. Такой остаточный след стимула биологически чрезвычайно важен, так как он обеспечивает связь эффектора не только с теми явлениями среды, которые непосредственно возникают в данный момент, но и с теми, которые имели место в ближайшем прошлом, что часто имеет исключительное значение для выживания. Таким образом осуществляется ограниченная временная интеграция. Это положение о влиянии стимула выражено в постулате 1: "При воздействии энергии стимула (S) в рецепторе возникает афферентный нервный импульс (s), который распространяется по нервным волокнам к эффекторным органам. В течение продолжающегося действия стимульной энергии (S) этот афферентный импульс (s) достигает максимальной интенсивности, затем постепенно уменьшается. После прекращения действия стимула (S) на рецептор афферентный импульс (s) продолжает свое действие в течение нескольких секунд, постепенно уменьшаясь до 0" (Формулировка взята из I главы и дана в качестве примера. В дальнейшем формулировки постулатов, не приводятся - даются лишь ссылки на их номера. - Примеч. ред.-сост.)

Другая закономерность заключается в том, что импульсы и остаточные следы (s), вызванные различными воздействиями стимульной энергии (S) на рецептор, хотя обычно и довольно близки, но, очевидно, почти никогда не бывают совершенно одинаковы. Такое отсутствие единообразия обусловлено (1) тем фактом, что одновременно несколько рецепторов активируются стимульной энергией, а также (2) "афферентным нервным взаимодействием". Новейшая гипотеза утверждает на этот счет, что импульсы, вызванные в рецепторе, проходя по нервной системе к точке, где сфокусированы вновь приобретенные рецепторно-эффекторные связи, взаимодействуют между собой таким образом, что каждый рецепторный импульс изменяет все остальные в сторону большей или меньшей интенсивности, т. е. s меняется на s1, s2или s3 и т. д. в зависимости от конкретной комбинации других разрядов стимульной энергии, воспринимаемых в данный момент (см. схему на с. 58). Такое взаимодействие чрезвычайно важно, так как распределение реакций организма на определенные комбинации, или паттерны, стимулов, равно как и на компоненты этих паттернов, очевидно, зависит именно от этого (постулат 2).

Психологические закономерности, согласно которым нервная система обеспечивает приспособление организма на уровне поведения, пока еще окончательно не изучены. В результате этого мы вынуждены оперировать грубыми молярными формулировками, выводимыми из опытов с условными рефлексами и другими экспериментами над поведением. С этой точки зрения оказывается, что в процессе органической эволюции возникли два отдельных, но близко связанных способа эффективной поведенческой адаптации. Один из них следует искать в малоизученных рецепторно-эффекторных связях (SUR) на уровне нервного волокна, которые определяют, по крайней мере, приблизительные поведенческие решения в сиюминутных ситуациях, которые встречаются часто, но требуют сравнительно простых реакций (постулат 3). Другой путь эффективного поведения представляет собой, пожалуй, одно из наиболее впечатляющих достижений эволюции: это способность организмов самостоятельно, автоматически приобретать приспособительные рецепторно-эффекторные связи. Овладение ими есть научение.