Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЗАМѢЧАНІЯ ПО ВРАЧЕБНОЙ ЧАСТИ УЧИНЕННЫЯ ВО ВРЕМЯ ПУТЕШЕСТВІЯ Г. ЕСПЕНБЕРГОМЪ.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
67.84 Кб
Скачать

Да почетъ прахъ его въ мирѣ и тишинѣ.

  

   Островъ св. Елены состоитъ, какъ уже сказано, изъ одного камня; небольшая только частъ его покрыта землею и удобна къ воздѣлыванію, но какое занимаетъ она пространство, того иностранцамъ узнать не можно; ибо какъ скоро прогуливающійся по городу иностранецъ выдетъ изъ онаго, тогда тотчасъ объявляютъ ему, что бы назадъ возвратился, a по тому и полей къ земледѣлію годныхъ видѣть нельзя. Уже прежде сказано мною, сколь великое преимущество въ земледѣліи имѣютъ Англичане предъ Гишпанцами и Португальцами. Островъ св. Елены представляетъ тому удивительное доказательство. Намъ доставлена была на немъ всякій Европейскій огородной овощъ и всѣ нужные вообще съѣстные припасы, хотя впрочемъ и за чрезмѣрно дорогую цѣну, но естьли принять во уваженіе цѣлительное дѣйствіе сихъ вещей на здоровье, тогда не должно смотрѣть на дороговизну, какъ то мы и сдѣлали. Говядины получить не можно безъ позволенія Губернатора. Крайнѣ худой баранъ стоилъ три гинеи первой, нами убитой, вѣсилъ только 13 фунтовъ. Сей скотъ весьма тощъ на семъ островѣ по тому, что тамъ каждая травка имѣетъ свою цѣну; ему даютъ, по всей вѣроятности, корму не болѣе, какъ сколько необходимо нужно, къ поддержанію жизни. Мы послѣ откормили барановъ старыми испортившимися корабельными сухарями такъ, что они вѣсили потомъ вдвое противъ прежняго.

   Капитанъ, по представленію моему, купилъ для служителей портеру и одну бочку пива, свареннаго съ еловыми почками, пиво сіе было для насъ особенно полезно по тому, что мы издержавъ могли со свѣжими, остававшимися дрожжами, варитъ сами оное, имѣвъ съ собою мелассу и Эссенцію изъ еловыхъ почекъ. Выше уже объявлено, что вареніе пива съ эссенціею изъ еловыхъ почекъ съ сушеными дрожжами неудавалось, но тогда оно дѣлалось совершенно годнымъ.

   Въ дневныхъ моихъ запискахъ находится замѣчаніе, что яблоки острова св. Елены не имѣютъ сѣмянныхъ зеренъ; теперь не могу болѣе припомнить: всѣ ли они вообще таковы; но кажется, что всѣ безъ сѣменъ. Сіе служитъ доказательствомъ, что столь чуждое климату растѣніе, не могущее ни какъ размножаться обыкновеннымъ образомъ, разводится однако трудами людей отмѣннѣйшей доброты; ибо яблоки острова св. Елены чрезвычайно вкусны.

  

Плаваніе отъ острова cв. Елены до Кронштата.

  

   Въ послѣдніе три мѣсяца нашего плаванія, всѣ болѣзненные припадки были столь маловажны, что изъ оныхъ ни одинъ не заслуживаетъ особеннаго замѣчанія. Но ревматизмы приключались очень часто. Не знаю, должно ли примѣченную мною двукратно онѣмѣлость рукъ и ногъ, при чемъ больныя части казались какъ бы одеревянѣлыми, причислять къ ревматизмамъ, или нѣтъ? они конечно не были признаками цынги; ибо больные не были подвержены оной. Первой случай послѣдовалъ въ Китаѣ, когда мы уже довольно времени употребляли свѣжую пищу. Я прописывалъ противъ сего припадка для натиранія терпентинное масло, a для приниманія внутрь потовыя лѣкарства и пуншъ; послѣдствія отъ сихъ средствъ соотвѣтствовали моему желанію. Сіи припадки замѣчены мною тогда токмо, когда ревматизмы случались весьма часто. Тѣ, коимъ сіи припадки приключались, должны были принимать оба рода меркуріальныхъ лѣкарствъ довольно долгое время, но съ употребленія ceго протекло довольно времени; первому одинъ годъ, a второму даже два года, такъ что едва кажется вѣроятнымъ, что бы сей припадокъ могъ имѣть какую либо связь съ предшествовавшимъ употребленіемъ Меркурія. Разслабленіе, произходящее иногда отъ неблагоразумнаго употребленія меркурія, примѣчается всегда только во время самаго сего употребленія, или скоро послѣ онаго, когда дѣйствіе меркурія все еще продолжается.

   Въ Балтійскомъ морѣ приключались насморки и боль въ головѣ и горлѣ. Сильное отдѣленіе мокротъ въ носу, по всей вѣроятности не могло бы оказаться, естьли бы не получили мы въ Гельсиньерѣ и Копенгагенѣ избыточнаго количества свѣжихъ жизненныхъ потребностей, произведшихъ y многихъ излишество соковъ; что самое думаю я и о поносахъ, приключающихся обыкновенно во время приставанія къ берегу, гдѣ получаются избыточно всякія жизненныя потребности. Сокопитательноносные сосуды (vasa chylifera) не могутъ вбирать всего питательнаго сока, a отъ того и произходятъ лишнія испражненія. Нѣчто подобное замѣтилъ я и при употребленіи рвотнаго; оно дѣйствуетъ гораздо скорѣе, когда принимающій оное употреблялъ полную питательную пищу, или когда желчь производитъ раздраженіе. Я полагаю теперь, что употребленіе рвотнаго, естьли оно не дѣйствуетъ хорошо, бываетъ совсѣмъ не нужно. По нынѣшнему моему предувѣренію, выключая принятіе мѣръ противъ отравленія ядомъ, не должно производить рвоту насильно. Со мною случалось очень часто, что я предписывалъ принимать въ часъ только по 1/4 грана ипекакуаны, но въ больныхъ производилась уже рвота послѣ двухъ пріемовъ, и при томъ всегда, какъ мнѣ помнится, съ доставленіемъ облегченія, и даже при кровотеченіяхъ y женскаго пола. Ясно видно, сколь удобно производится рвота, естьли требуетъ того натура. При семъ надобно еще замѣтишь, что утвержденіе Ганемана; -- состоящее въ томъ, что производящія рвоту лѣкарства, будучи принимаемы чаще въ маломъ количествѣ, дѣйствуютъ совершенно одинаково съ большими пріемами -- есть весьма основательно въ разсужденіи, многихъ лѣкарствъ сего рода; я думаю, что 1/4 грана ипекакуаны, смѣшанной съ сахаромъ, какъ то обыкновенно даютъ оную, очень малыми пріемами, дѣйствуетъ можетъ быть въ 4, 6, 8 разъ или еще гораздо сильнѣе, нежели когда даютъ ее одну несмѣшенною. Здѣсь удалился я отъ своего предмета противъ моего намѣренія; ибо я вообще не хотѣлъ касаться до всего того, что именно не принадлежитъ къ существенности онаго; но слѣдующее обстоятельство по сопряженію идей, принадлежитъ къ сему мѣсту. Въ бытность нашу въ Японіи одинъ матрозъ, упавъ съ довольно высокаго мѣста ушибся весьма больно, ему приключилась лихорадка съ головною болью; онъ жаловался на горечь во рту; и я думалъ, что рвотное ему поможетъ: 20 грановъ ипекакуаны не подѣйствовали,2 грана рвотнаго виннаго камня также, 8 грановъ шпіаушерныхъ цвѣтовъ, и на конецъ 15 грановъ бѣлаго купороса также мало дѣйствовали; послѣднія два лѣкарства даны мною по тому, что я не хотѣлъ произвести дѣйствія на низъ.

   Всѣ наши служители были весьма здоровы {Для соблюденія во всемъ строжайшей истинны, долженъ я признаться, что Подшкиперъ, которой впрочемъ былъ человѣкъ весьма порядочной, наконецъ занемогъ и въ семъ состояніи прибылъ въ Kpoнштатъ, главная болѣзнь его состояла въ ревматической головной боли. Я не сомнѣваюсь, что бы онъ послѣ отъ оной не освободился.}. Хотя лица ихъ и почернѣли нѣсколько отъ дѣйствія тропическаго солнца, однако ясно было видно, что щеки ихъ наполнены были чистою румяною кровью; они по большей части сдѣлались въ путешествіи плотнѣе. Всѣ жители Кронштатскіе и многіе изъ С.Петербурга были тому очевидными свидѣтелями, когда матрозы на кораблѣ Надеждѣ стояли въ парадѣ.

   Изъ сего краткаго повѣствованія, въ коемъ помѣщено мною одно только казавшееся мнѣ достойнѣйшимъ примѣчанія, видно, что служители, если бы оставались и въ Кронштатѣ, могли бы удобно подвергнуться въ продолженіи трехъ лѣтъ таковымъ же, или и еще худшимъ припадкамъ. Что они возвратились здоровыми и опасныхъ болѣзней почти вовсе имъ не приключалось, тому причиною конечно не лѣкарства {Многимъ больнымъ совсѣмъ не давали лѣкарствъ, но они выздоравливали отъ одного хорошаго за ними присмотра и содержанія. Матрозы дѣлались часто больными отъ большой и продолжительной работы въ сырую погоду, и жаловались на усталость, боль въ членахъ, и на то, что не имѣли позыва на пищу. Въ такихъ случаяхъ почиталъ я лучшимъ средствомъ отдохновеніе; a потому и приказывалъ имъ ложиться въ постель и пить чай съ виномъ. или съ кислымъ сокомъ по ихъ желанію; на другой день было имъ лучше, a на третій возраждался позывъ на пищу, послѣ чего сочная похлебка и свѣжее мясо возстановляли совершенно ихъ здоровье.}, но рачительнѣйшее стараніе, отвращавшее все вредное и непропущавшее ни одного случая къ заготовленію свѣжихъ жизненныхъ потребностей, естьли токмо оказывалось къ тому возможность. Изъ приведеннаго примѣра о цынготномъ больномъ было уже видно, что для спасенія его жизни ничего не жалѣли. Если бы и самъ Капитанъ подвергся таковому же припадку, то бы и для него не можно было дѣлать болѣе. На сего больнаго истраченъ почти весь нашъ запасъ лимоннаго соку. Капитанъ давалъ для него свое собственное, превосходное вино Мадеру, не взирая, на то, что самъ имѣлъ не много бутылокъ онаго. У насъ были и другія хорошія вина, но ему давали наилучшее. Самое драгоцѣннѣйшее было при томъ то, что онъ получалъ почти каждой день свѣжее мясо, что случилось въ такое время, когда мы терпѣли въ немъ величайшій недостатокъ, a именно на пути нашемъ отъ Сандвичевыхъ острововъ въ Камчатку.

   Что вода въ обожженныхъ внутри бочкахъ не портилась, о семъ нужно еще разъ упомянутъ по тому, что обстоятельство сіе весьма важно. Безъ сей предосторожности вода портится чрезъ нѣсколько недѣль и дѣлается крайнѣ зловонною; напротивъ того наша, выключая нѣкоторыя бочки, при обжиганіи коихъ, какъ должно думать, сдѣлано упущеніе, была всегда для питья довольно хороша.