- •Тема 3. Западноевропейское фортепианное искусство первой половины 19 века.
- •Роберт Шуман – творчество. Педагогические взгляды
- •Характеристика стиля.
- •3 Сонаты, 3 сонаты для юношества, Фантазия, Концерт для фортепиано с оркестром.
- •8 Полонезов, Восточные картины , 12 пьес для маленьких и больших детей, Бальные сцены, Детский бал
- •Программность.
- •Вариационные циклы.
- •Циклы миниатюр.
- •«Фантастические пьесы» ор. 12 (8 пьес)
- •«Крейслериана» ор. 16 (1838) (8 номеров)
- •«Карнавал» ор. 9 (1835)
- •Крупная форма.
- •Музыка о детях и для детей.
- •Педагогические воззрения.
- •Интерпретация музыки Шумана.
Вариационные циклы.
Вариации «Abegg» - отличаются некоторой салонностью и внешним изяществом. Эти вариации оказались первыми в длинном ряду сочинений Шумана подобного рода, сама форма вариаций и метод вариационного развития органичны для Шумана. Вариационность, как приём развития, используется Шуманом часто и многообразно.
Среди вариационных сочинений есть подлинный шедевр фортепианной музыки — это «Симфонические этюды» ор. 13 (1837) (12 этюдов – вариаций).
1.Использовав тему любителя-флейтиста, Шуман создал монументальный цикл из двенадцати вариаций.
2. «Симфонические этюды» — произведение, совершеннейшее во всех отношениях, пример вариаций нового романтического типа. Фактурное развитие — ведущий принцип классических вариаций — отступает перед стремлением к образному преображению, к индивидуализации, характеристичности. Романтическая концепция жанра вариаций предоставляет широкую свободу показу образа с самых различных ракурсов, разносторонние жанровые связи облегчают эту задачу. Именно романтический принцип, направляющий развитие в «Симфонических этюдах», обусловил возможность трансформации начальной трагически-траурной темы в празднично-карнавальное звучание финала.
«Мне хочется постепенно развить из похоронного марша победное шествие и, кроме того, внести в сочинение некоторый драматический интерес».
3.«Симфонические этюды» — одно из самых драматических и монументальных произведений для фортепиано. Высокая патетика музыкальных образов, их динамика, целеустремленность развития ставят «Симфонические этюды» вровень с лучшими творениями Баха, Бетховена.
Первоначально Шуман хотел назвать «Симфонические этюды» «Этюдами в оркестровом духе Флорестана и Эвзебия». Заглавие должно было подчеркнуть оркестровый характер музыки, желание воспроизвести на фортепиано некоторые приемы, которые могли бы вызвать эффект оркестрового звучания. Действительно, в ряде эпизодов можно услышать приближение к тембрам деревянных духовых (фагота, кларнета), к их специфической манере исполнения, встретить близкие скрипичной фактуре виртуозные пассажи или певучую мелодию с густым, как у виолончели, звуком.
4.В симфонических этюдах Шуман решает важную для его времени творческую задачу — создание высокохудожественного вариационного произведения симфонического плана в яркой концертно-виртуозной форме. Тем самым композитор как бы объединил два направления в развитии вариационного жанра — серьезное, находившее приверженцев среди истинных ценителей музыки, но малопопулярное в широкой слушательской среде, и модное, «блестящее», пользовавшееся большим успехом.
5.Своеобразный замысел сочинения привел к синтезу двух жанров — вариаций и концертного этюда. Отдельные вариации — это и последовательные звенья в цепи разнообразных перевоплощений темы и одновременно — виртуозные пьесы с определенными фактурными трудностями. В основу большинства этюдов положено излюбленное композитором аккордовое письмо. Некоторые этюды настолько насыщены полифонией, что их можно было бы назвать «полифоническими».
6.Каждый из двенадцати этюдов предстает тему в новом освещении: сумрачно-таинственном или фантастически-причудливом, мужественном или скорбно-тоскливом. Тематическая, интонационная близость, гармоническая структура, «одинаковость» строения темы и вариаций объединяют композицию «Симфонических этюдов» в соподчиненно-целостный организм. Лирические, токкатные, скерцозные, маршевые вариации сменяют друг друга. В VIII этюде слышатся далекие отзвуки органных пассакалий, а торжеству и ликованию финала предшествует затаенная, но жгучая скорбь XI этюда — лиричнейшего ноктюрна с нервно-взволнованным и вместе с тем нежным дыханием сопровождения:
7.Образная самостоятельность каждой вариации, превращение ее в законченное миниатюрное сочинение принципиально сближает «Симфонические этюды» с шумановскими циклическими композициями.
