Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
В связи с развитием нашего общества по Архив 2.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
66.88 Кб
Скачать

2.2. Формы и методы профилактики и коррекции делинквентного поведения молодежи.

В России в настоящее время профилактикой и пресечением девиантного и делинквентного поведения занимаются комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.

По мнению автора статьи И.В. Зольникова необходимо всестороннее изучение проявления делинквентной культуры в деятельности людей. Ученые из разных областей наук анализируют отдельные стороны исходя из поставленных задач. Так психологи выявляют мотивы приемлемости делинквентной культуры личностью, юристы изучают значение, смысл, содержание татуировок, сленг жаргона, педагоги путем специальных методов и способом, разработанных педагогических программ предотвращают или уже перевоспитывают школьников, интересующихся или уже являющихся представителями делинквентных культур. Социологи для превенций проявления делинквентной культуры среди молодежи изучают ее делинквентное поведение, деликты. Для целостного представления о делинквентной культуре, как явлении социальном, изучения социальных факторов, определяющих содержание делинквентной культуры, функции, социальные последствия, социальные условия, способствующие развитию в обществе, необходим социально-философский аспект рассмотрения.

По мнению автора статьи «Формы превенции административной деликтности несовершеннолетних граждан в Российской Федерации на современном этапе» Ж.К. Дорофеевой для эффективной борьбы с противоправным поведением несовершеннолетней молодежи требуются решительные, результативные, энергичные и целенаправленные формы по его предупреждению, где основной целью является предотвращение административной деликтности несовершеннолетней молодежи и недопущение перехода от административной деликтности к уголовной. Автор считает, что объем знаний по девиантному и делинквентному поведениям накоплен, но процесс социализации несовершеннолетней молодежи с делинквентным поведением не имеется в четком алгоритмизированном виде [Дмитриев М.Г. Исследование.. c 97-99] и поэтому требуется разработка инновационных стратегий воспитательного воздействия, педагогических технологий, для оказания предупреждающего влияния на несовершеннолетнюю молодежь и для интеграции инновационных методов, форм превенции [Дмитриев М.Г. Практикум по … с. 117-125].

С учетом опасной тенденции роста криминальной активности молодежи младших возрастов, а особенно подростков женского пола[Вологда 2015г. c 24] по моему мнению нужно разрабатывать и внедрять новые программы и одной из инновационных для России мер профилактики делинквентного поведения являются гендерные программы. Автор статьи О.А. Хасбулатова «Реалии российской гендерной политики в ХХI столетии» проанализировала документальные источники и выяснила, что став суверенным государством, Россия скорректировала законодательную базу, для достижения гендерного равенства. Автор на основе анализа российской гендерной политики за последние два десятилетия делает вывод о том, что в концептуальных основах произошли серьезные изменения.[Гендерная политика в России: теория и практика. ББК 60.542.2 2011 г.]. По мнению автора статьи Е. Н. Романовой «Исследования американских ученых эффективности гендерных программ профилактики делинквентности несовершеннолетних» проблема эффективности гендерных программ на примере США для профилактики делинквентного поведения среди молодежи, а именно девушек 14-18 лет актуальна и для России. Нашей целью является выбор значимых направлений исследований для разработки и запуска адаптированных для России в современных условиях гендерных программ профилактики деликтов и делинквентного поведения среди несовершеннолетней молодежи, конкретно девушек. Автор обратилась к исследованиям американских ученых по делинквентному поведению несовершеннолетних девушек, которые выделили факторы риска больше влияющие на ненормальности в развитии девочек в период их полового созревания, что приводит к совершению ими деликтов, нежели мальчиков.

Автор считает, что в связи с разными причинами развития делинквентного поведения у девушек и юношей, ставится вопрос разработки гендерных программ с учетом особенностей развития девочек в период полового созревания. В это время им нужна психологическая помощь, а не наказание.

Автор полагает, что в наше время у нас и за границей в создании гендерных программ заинтересованы не только органы правопорядка, но и другие ведомства и социальные институты, т.к. во многих государствах растет число деликтов, увеличивается проявление делинквентного поведения среди несовершеннолетних девушек. И требуется профилактика и коррекция такого поведения, но также появляются новые знания о различиях в воспитании и развитии девушек и юношей. Эти знания появились на основе длительных начиная с 2000 года совместных исследований ученых из Великобритании и США в Питебурге, штат Пенсильвания и должны быть полезны для современной России.

Автор делает вывод, что наблюдение за практическим применением гендерных программ в США позволяет вскрыть в некоторых случаях их неэффективность. Но программы и конечные результаты и не подвергается анализу сам процесс. Из-за этого нельзя выявить и воздействовать и понять причины, для дальнейшей коррекции процесса, не ясен объект теоретический или практический.

Автор изучила анализ А. Фоли, мнения С. Ковингтон и Б. Блюм и полагает, что исследователи выделяют два основных направления разработки гендерных программ, что применимо и в России. На «теории феминистских путей», где причины возникновения деликтов кроются в прошлом из детства и «реляционно-культурной теории», где связи для девушек и женщин строятся на профилактике и исправлении, т.к. на их взросление огромное влияние оказывают значимые отношения. К сожалению, в разработанных гендерных программах лишь малая часть использует последнюю теорию, остальные либо не имеют теоретического подкрепления, либо созданы на основе теорий мужской преступности.

Автор проанализировала работы Б. Метьюз и Д. Хаббард, выводы М. Зан и считает, что так же на качество составление гендерных программ влияет противоречия между специальной научной гендерной литературой, в которой выделяются особые причины делинквентности девушек и литературой, в которой предлагают использовать принцип эффективного вмешательства. Совместные программы конечно применимы для юношей и девушек, но они не учитывают особенные условия, влияющие на диликты девушек, в связи с ранней половой зрелостью. В следствие этого желательно составлять гендерные программы, учитывающие такие факторы, как связи девушек с противоположным полом, взрослее их, сексуальным насилием, депрессиями, тревогой, конфликтами с родителями. Часто забота взрослого, авторитет в школе, религиозность могут снизить количество деликтов.

Автор ссылаясь на мнения М.Чесни-Линд, М. Мораш, Т. Стивенса, которые оценили восемь ныне действующих гендерных программ и дали заключение, что к сожалению исследования ныне действующих программ показывают, что они основаны на знаниях об особенностях работы с девушками в 90-х годах и их развитие и оценка находятся лишь на начальной стадии. Автор изучив других исследователей Б. Блюма, Э.Гаардр, Н. Родригеса, М. Затса делает выводы, что самих программ мало и отсутствует подготовка специалистов для работы с девушками, проявляющими признаки делинквентного поведения. Необходимо обладать большей информацией по этим вопросам, а специалисты обладать знаниями в вопросах гендерных различий делинквентности, о стадиях развития девушек, в том числе в периоде полового созревания и переходного возраста, до совершеннолетия, об особенностях применения психотропных препаратов, компетенциями по знанию существующих гендерных программ профилактики делинквентности несовершеннолетних девушек, умением их применять. Не все в порядке с оказанием адекватной помощи девушкам с деликвентным поведением в рамках ювенальной юстиции, т.к существуют гендерные стереотипы, что «девушки считаются капризными, лживыми манипуляторами», что не соответствует реальным проблемам, с которыми девушки сталкиваются. Так же отсутствуют доказательства действенности гендерных программ профилактики делинквентности несовершеннолетних девушек по причине меньшего количества девушек по сравнению с юношами в системе ювенальной юстиции. Что препятствует сбору статистических данных и их анализу.

Автор рассмотрела позицию OJJDP и считает, что следующей причиной можно назвать отсутствие информации о действующих и существующих гендерных программах профилактики делинквентности несовершеннолетних девушек в отделах правосудия по делам несовершеннолетних и профилактики правонарушений в США. Хотя такие программы есть, они охватывают как меры профилактики, так и реабилитации несовершеннолетних девушек с делинквентным поведением. К этим программам привлекаются ровесники девушек, члены их семей. В программах развивают компетенции общения, социализации, общественных связей, роли семьи для общества, ищут замену сексуальной активности, употреблению наркотиков и алкогольных напитков, вовлечению в криминальные банды. Рассказывают об образовательных возможностях, о вариантах помощи несовершеннолетним мамам и др.

Автор на примере программы группы поддержки «Круг девушек», объединяющей девушек 9-18 лет, отвечающей на их особые потребности, интегрируя теорию реляционной культуры, гибкие практики и обучения навыкам усиления позитивных связей , индивидуальных и коллективных сильных сторон и компетентность девушек приводит оценки специалистов, что эта программа дала результат по социализации, адаптации, интеграции, повышения уровня самооценки, личностной эффективности путем общественной поддержки через связь со школой, что приводит к снижение деликтов.

Так же автор статьи ссылается на Б. Метьюз и Д. Хаббарда, которые определили пять значимых направлений, которые желательно использовать для разработки результативно действующих гендерных программ для девушек:

  • использование объективных инструментов оценки;

  • создание определенного терапевтического отделения, которое бы способствовало доверительному и комфортному общению с делинквентными девушками;

  • использование гендерного когнитивно-поведенчиского подхода;

  • продвижение здоровых связей, соответствующих теории А. Фоли;

  • признание различий внутри гендерного сообщества, которое может помочь в определении подгрупп девушек, для которых эффективны определенные программы по М. Зан.

Автор рассмотрела американский опыт создания и внедрения гендерных программ профилактики делинквентности несовершеннолетних девушек, выделила причины неэффективности, обозначила проблемы.

Я считаю, что гендерные исследования и создание гендерных программ профилактики делинквенции, дилектности надо активным образом развивать у нас в России, т.к. в связи с развитием нашего общества по «Западному сценарию» и перехода к «обществу потребления» появилась тенденция к проявлению деликтов, ранее не свойственных в российской молодежной среде. Так же уменьшился возраст молодежи с делинквентым поведением. Обращение в нашем обществе на трансгендерность, гендерные меньшенства. Все это способствует проявлению деликтов, делинквентного поведения не свойственных нам. Проводя И применение и внедрение в российских условиях гендерных программ профилактики делинквенции несовершеннолетних девушек очень важно. И опыт в США должен позволить нам не повторять выявленные ошибки, основные проблемы: малочисленность гендерных программ и отсутствие подготовленных специалистов.

Взросление молодого человека сопряжено со многими испытаниями, сложными ситуациями, проблемами. И преодоление этих проблем требует выработки определённых качеств личности, компетенций и опыта. На этапе взросления, а, тем более в переходном, подростковом возрасте, человек, не обладая соответствующим опытом, компетенциями и определёнными психологическими качествами, нуждается в поддержке, помощи со стороны окружающих. Именно такую поддержку призвана организовать система образования, та образовательная организация, в которой обучается подросток.