Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Критика евразийской геополитики постмодерна.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
118.27 Кб
Скачать

2.2 Философия и постмодерн

Так как наш текст имеет философскую направленность, то рассмотрим вначале философскую трактовку, ибо, по определению Ж. Делеза, если уж кому и необходимо заниматься творением концептов и их проработкой, так только философии. 

Проблемой появления понятия постмодерн занимались многие авторы, но почти ни один не относил себя прямо к философии этого направления. Так, обычно отождествляемые с этим понятием авторы постструктурализма не имеют к нему отношения. Этот взгляд мы попробуем рассмотреть ниже, пытаясь развенчать предрассудки научного взгляда на континентальную философию конца ХХ века. 

Некоторые авторы, такие как Ж.-Ф. Лиотар или Ж. Бодрийяр, пытались непосредственно исследовать данную "парадигму", но в итоге сами были несправедливо записаны в ряды постмодернистов. Подобные оказии удивляют, потому что сами философы занимались лишь детерменинацией причин такого положения и прогнозированием грядущего. Тем не менее, сложный язык текстов, который был необходим в связи со специфичностью поставленной проблемы, окказионализмы, композиция, которая могла перформативно репрезентировать написанное - все это вводило в ступор неподготовленного читателя, не знакомого с конъюнктурой и контекстом, в котором выражалась мысль.

Следует заметить, что далеко не все современные философы признают понятие постмодерна приемлемым. Так, например, видный представитель Франкфуртской школы - Ю. Хабермас  считает, что утверждения о возникновении некой постсовременности являются необоснованными [7]. Для него, что отличает взгляд Хабермаса, например, от взгляда А. Дугина, современность - незавершенный проект, где если и были допущены ошибки, то их следует доработать, но никак не отвергать весь проект модерна. 

Критика Юргеном Хабермасом, который воспринимал явление постмодернизма как нечто реально существующее и серьёзное, заключалась в невозможности самореференции - это классическая проблема множества множеств, где к метанарративу нужно применять такие же требования, как и к остальным нарративам, но в таком случае он теряет свое значение.

С другой стороны, для многих других мыслителей, постмодерн представляет собой особое состояние духа, которое может возникнуть и реально возникало в самые различные эпохи на их завершающей стадии. Подобным образом "конец истории" описывал А. Кожев, что впоследствии, вдохновившись его трудами, развил Ф. Фукуяма. Также нетрудно увидеть в этом описании аналогию со шпенглеровской характеристикой декадентной цивилизации, противостоящей культуре. 

Суммируя все общие характеристики постмодерна, приписываемые ему авторами, Питер Бэрри выдвигает пять основных его положений [8]:

– Политика повсеместна;

– Язык конструктивен;

– Истина условна;

– Значение случайно;

– Человеческая природа – миф.

Однако нельзя думать, что эти пункты характеризуют какой-то другой подход к решению поставленных проблем. Просто изобретенные методы и инструменты анализа не позволяют больше решать вопросы философии традиционными методами. Как и гендерные теории, так и постструктурализм в целом, и конечно дерредианская деконструкция в частности - это все последовательно изобретенные конструкты, а не библия постмодерна. Призыв Лиотара не верить метанарративам - это не уход в бездну нигилистического релятивизма и декаданса, но лишь более строгое рассмотрение проблем, заданных самим модернизмом.

Исходя из вышеописанного, можно заключить, что философия не принимает однозначно понятие постмодерна, а где то даже и критикует возможность его наличия. А значит и невозможно приложить это понятие к теории геополитики. И, как мы покажем далее, в нашем анализе постмодерна, уж точно нельзя использовать его как временной и культурный контекст, в котором проводиться геополитическое исследование.