- •Курсовая работа
- •1. Введение.
- •2. Социальный состав римских легионов.
- •2.1. Солдаты:
- •2.2. Офицеры:
- •3. Будни солдатской жизни.
- •4. Дисциплина.
- •5. Римский лагерь.
- •6. Снаряжение римского легионера.
- •7. Место легионеров в обществе римской империи.
- •8. Легионные ветераны в имперском обществе, экономике и системе управления.
- •9. Преторианские когорты.
- •10. Заключение.
- •Список использованной литературы.
- •Приложение 1
- •Приложение 2.
2.2. Офицеры:
Особую категорию офицеров легиона составляли центурионы – профессионалы высшего класса, во многом благодаря мужеству, знаниям и опыту которых римская армия и стала эталоном военной организации на все времена. Легионные центурионы рассматриваются как высшая прослойка солдатской массы, а их место в табели воинских званий определяется на уровне старшин или фельдфебелей в современных армиях.
Источники комплектования легионных центурионов были разнообразны. Конечно, немалая часть их выходила из легионеров, за 15 – 20 лет службы прошедших многочисленные должности на уровне рангов иммунов и принципалов. Некоторые легионеры становились центурионами, простажировшись перед тем на младших командирских должностях во вспомогательных войсках. Встречались среди армейских центурионов ветераны преторианской гвардии.
Особый разряд составляли выходцы из муниципальной аристократии Италии и провинций, получавшие командную должность в легионе после выполнения магистратур в городском самоуправлении без предварительной военной службы. Поступали на военную службу с уровня центурионов и некоторые представители всаднического сословия, по каким-то причинам неспособные пройти обычный для римских всадников cursus honorum, например, дети центурионов высшего ранга – примипилов. В последних двух случаях определяющее значение для достижения поста центуриона имела протекция со стороны столичного сенатора, а лучше – наместника провинции, в которой дислоцирован легион, либо легионного легата. Именно такие центурионы, более молодые и здоровые, а также обладающие более влиятельной поддержкой по сравнению со своими заслуженными коллегами, чаще всего достигали примипилата и даже должности лагерного префекта – третьей по значению фигуры в легионе после легата и легионного трибуна сенаторского звания. Примипилат открывал доступ во всадническое сословие. После реформ Септимия Севера золотое кольцо римского всадника стал получать каждый центурион.
В легионе насчитывалось 60 центурионов. Как известно, с 320-х гг. до н.э. низшей тактической единицей в легионе стала манипула (в легионе – 30), состоящая из двух центурий (в легионе – 60). Численность центурии – до 100 человек, а манипулы – до 200 человек. Таким образом, в каждой манипуле было по два центуриона: главный – primus и его заместитель – posterior. Такой порядок сохранялся до Адриана, когда наблюдается переход к центуриатной тактике, и каждый центурион становится командиром самостоятельного подразделения. Используя современные аналогии, обычного центуриона можно сопоставить с армейским капитаном.
Шесть центурий и, соответственно, три манипулы составляли когорту. Центурионы первой когорты являлись центурионами первого ранга – primi ordines, бывшими не только полевыми командирами, но и принимавшими участие в военном совете при штабе командира легиона. В середине I века происходит увеличение численности первой когорты с 500 человек, как в остальных девяти, до 800, с одновременным уменьшением количества центурионов в ней до 5 человек. Центурионы первой когорты являлись наиболее опытными командирами, поскольку служба центуриона обычно начиналась с последней 30-й манипулы или, позже, с 60-й центурии. Разумеется, центурион во время своей карьеры не был обязан проходить все 30 или 60 ступенек, но градация по когортам существовала. Когда центурионы доходили до первой когорты, служба в которой была наиболее престижна, это были уже в высшей степени умудренные боевым опытом воины. Необходимо отметить также, что практиковался ежегодный перевод центурионов из одного легиона в другой. Поэтому за время своей карьеры (центурионы выходили в отставку позже, чем солдаты, обычно в возрасте 60 – 70 лет) они обладали опытом, почерпнутым чуть ли не со всех границ империи. Вершиной центурионской карьеры являлся ранг примипила – командира первой центурии первой когорты, в сражении защищавшей легионного орла. Достижение примипилата требовало, как правило, 15 – 30 лет центурионской карьеры. После годичного исполнения примипилата центурион мог занять должность трибуна городской когорты, открывавшую путь к карьере наместника маленькой провинции, либо стать префектом легионного лагеря (комендантом), после трехлетнего занятия которой уходил на заслуженную пенсию. Таким образом, по своему значению ранг центуриона безусловно относится к разряду офицерских.
Жалование обычного центуриона составляло 5 окладов рядового солдата, у центуриона из числа primi ordines, соответственно,– 10, а у примипила – 20 окладов рядового легионера. Несмотря на то, что по размерам своих окладов центурионы значительно превосходили основную массу легионеров, сам факт получения жалования сближал их с солдатами, ибо в римской армии периода Ранней империи высшие офицеры за службу денег не получали совсем. Каждый центурион имел особую большую палатку, тягловое животное для перевозки багажа на марше, лошадь для верховой езды, оруженосца из числа лагерных служек. Вести рутинную документацию в подразделении центуриону помогал писарь из числа легионеров. В мирных условиях центуриона отличали красный плащ и розга, которой всегда находилось применение. Во время боя центурионы сражались в рядах своих подразделений, показывая пример владения щитом и дротиком -пилумом. Одновременно они руководили центурией. Узнать центуриона в бою можно было по поножам, которые обычные солдаты не носили, и по гребню, прикрепленному поперек шлема.
Высшие офицерские звания в легионе начинались с военного трибуната, предназначенного для выходцев из всаднического сословия. Римских всадников в легионе можно было обнаружить уже на уровне центурионов. Однако, центурионат не являлся наиболее типичной стартовой площадкой для военной карьеры римских всадников. К концу I века оформляется схема наиболее типичной для этого сословия воинской карьеры: префект когорты (пехотной части из 500 человек) вспомогательных войск – легионный трибун – префект алы (конного подразделения из 500 человек) вспомогательных войск. Впрочем, многие римские всадники начинали свою военную карьеру именно с легионной службы. В каждом легионе было по пять трибунов всаднического достоинства. Назывались они tribuni angusticlavii, потому что носили белую тунику с узкой красной полосой.
В I – II вв. всаднические трибуны являлись, как правило, выходцами из среды муниципальной аристократии средней Италии и наиболее романизированных провинций, до военной службы зарекомендовавшие себя активным участием в городском самоуправлении. Военная служба для римских всадников, как и для рядовых граждан, являлась делом добровольным. Большую роль, особенно, для поступавших на военную службу сразу в звании легионного трибуна, минуя ранг префекта когорты, имел патронат со стороны императора, консулов. Особое значение при назначении на офицерские должности имели земляческие связи.
Всаднических трибунов можно разделить на две возрастные категории. Первая – это молодые люди в возрасте 20 – 25 лет, начавшие военную карьеру со звания трибуна явно по протекции. Вторая – это люди в возрасте около 40 лет, имевшие за плечами опыт руководства вспомогательной пехотной частью. Служба всаднического трибуна продолжалась 3 – 4 года, что давало возможность даже совсем неискушенному в военном деле человеку подкопить ратный опыт наместников. Многие римские всадники занимали входящие в cursus honorum командные армейские посты в одном и том же регионе, что позволяет предположить их профессиональную специализацию.
Реформы Септимия Севера значительно ограничивают для всаднического сословия доступ в офицерский корпус легионов. С начала III века легионными трибунами становятся, как правило, выходцы из солдатской массы, ветераны преторианской гвардии, дети центурионов. К середине III века представители всаднического сословия исчезают из офицерского корпуса легионов.
Помимо римских всадников, которые представлены в рангах от центурионов до военных трибунов и лагерных префектов, в легионе служили и представители высшего – сенаторского сословия. Военная служба для высших кругов римской знати также была добровольной. До конца правления императоров дома Юлиев -Клавдиев офицеры-сенаторы были, по преимуществу, выходцами из староримской аристократии. С конца I века среди них растет прослойка знатных уроженцев городов Италии и провинциалов – потомков италийских переселенцев.
Сенаторская карьера в легионе начиналась с ранга военного трибуна. Легионный трибун сенаторского достоинства в легионе был один и назывался tribunus laticlavius, т.е., обладающий широкой пурпурной каймой на тунике. Можно предположить, что сенаторы – легионные трибуны были штабными офицерами, курирующими бумажную работу в легионе. В ратном деле они были малоопытны и военную службу в большинстве своем использовали только как ступеньку на пути к квестуре.
Должность легата – командира легиона также относилась к разряду сенаторских. Легионных легатов можно условно разделить на две группы. Первую группу составляли люди в возрасте между 30 и 40 годами, получившие командный пост в армии после исполнения претуры. Такие сенаторы действительно были полководцами-любителями, не достаточно компетентными в военном искусстве. Впрочем, срок исполнения легатуры – 3-4 года – позволял способному администратору превратиться в сносного генерала. Другое дело, что в условиях военных действий этот срок оказывался гораздо короче.
Вторую группу легионных легатов составляли профессионалы из числа т.н. viri militares – военных советников, сопровождавших императора на театре военных действий. Среди них не часто встречались представители сенаторской элиты. Некоторые из таких легатов являлись выходцами из всаднического сословия. Обладавшие значительным военным опытом, они в ускоренном порядке проходили предшествующие этапы сенаторской карьеры, honorum таких военных специалистов проходил следующим образом: контроль над дорогами или разбор судебных тяжб в коллегии 20 (vigintiviratus) – военный трибунат – 6-10 лет гражданской карьеры, включая претуру и консулат – высшие военные посты консулярного ранга. Сенаторы-профессионалы командовали легионами на наиболее ответственных участках границы и нередко занимали пост легионного легата дважды. До конца принципата именно из их среды чаще всего выбирались консулы, которые после завершения магистратуры командовали провинциальными группами войск в качестве наместников пограничных территорий.
