Причины и предпосылки реформ
Предпосылки модернизации государства и общества в России складывались не одно десятилетие. Еще царь Борис Годунов направил в Европу для получения нового типа образования десяток молодых людей, но из них вернулись на родину только двое. Значительное воздействие зарубежной культуры, во многом «маргинального» характера, наблюдалось в годы Смуты. При первых Романовых проникновение новых веяний было обусловлено поездками русских дипломатов за рубеж, приездом иностранных специалистов (в основном военных профессий), контактами с греческим православием. Царская семья увлеклась театральными постановками, популярными в Европе, происходили заимствования на бытовом уровне (одежда, мебель, драгоценности).
Однако процесс европеизации не носил массового характера и затрагивал в основном представителей верхушки общества (государева двора). Ситуация кардинально изменилась с приходом к власти Петра. Многие прежние традиции и обычаи, порядок жизни, система государственного устройства вызывали у монарха, любимым местом пребывания которого долгое время оставалась Немецкая слобода, стойкое неприятие. Стремление к изменениям, отказу от «седой» старины получило значительный импульс в ходе поездки по странам Западной Европы в составе Великого посольства 1697—1698 гг.
Изучение фактов показывает, что Петр не обладал развернутой и четко выверенной программой реформ. Главная его цель заключалась в достижении победы над внешними и внутренними врагами, изменении уклада жизни по образцу европейской культуры, создании государственной «машины», которая бы работала как часы и выполняла бы все пожелания венценосного правителя. Ориентация на западные
образцы определялась, конечно же, не «подменой природного монарха», как писали некоторые недовольные, а пониманием преимуществ жизни и быта европейцев, их успехами в приспособлении для своих нужд сил природы и развитием новых технологий.
Возможно, что эволюционное развитие и более сбалансированные изменения значительно уменьшили бы число человеческих жертв и материальных потерь. Однако, во-первых, история не знает сослагательного наклонения, а во-вторых, «кровавая цена» преобразований, согласно новейшим исследованиям, достаточно сильно завышена.
Преобразования
В ходе своей преобразовательской деятельности Петр I без каких-либо сомнений вторгался в хозяйственную, духовную и семейную жизнь своих подданных. Обилие указов, собственноручно начертанных царем, свидетельствовало о непоколебимой вере в непогрешимость богоизбранного самодержца и государственной власти, которую он олицетворял. В одном из указов он писал: «Наш народ, яко дети, неучения ради, которые никогда за азбуку не примутся, когда от мастера не приневолены бывают».
Значительное внимание монарха к внешнему виду и быту подданных определяется особенностями человеческой природы. В первую очередь представители фактически любой культуры обращают внимание на внешние проявления того или иного явления, а уже потом — на все остальное («встречают», как известно, «по одежке»). Именно поэтому первые изменения, санкционированные монархом, были направлены на придание подданным более «цивилизованного» вида. Петр предписал переодеться в европейское платье и сбрить «старомосковские» бороды. Для примера на стенах домов развешивали образцы немецкой и венгерской одежды, а с нарушителей взимался штраф. Сохранение бороды также грозило денежным наказанием, позже замененным дифференцированным налогом. Исключением являлись священнослужители и крестьяне (последние при въезде в город платили небольшую пошлину).
10 Одновременно проводилась реформа календаря. В 1700 г. Россия перешла на европейское начало нового года (1 января вместо 1 сентября) и новое летоисчисление (от Рождества Христова). Тогда же зародилась традиция украшения домов ветвями и деревьями хвойных пород, использования фейерверков («огненных потех») и салютов. Царь полагал, что без нового отсчета времени могут не прижиться и другие нововведения. Кроме того, активизация внешней политики в Европе требовала урегулирования вопросов, касавшихся точной датировки международных договоров.
Регламентация разных сторон жизни продолжилась в последующие годы. Отдельные указы определяли конструкцию и размеры изб, строительный материал, длину дымоходов, порядок мощения улиц. Ради сохранения необходимой в кораблестроении древесины устанавливался запрет на сколачивание гробов из дуба или сосны.
Далеко не все идеи Петр смог претворить в жизнь. Например, указ
1715 г. об обязательном расширении ткацкого полотна не был реализован из-за ограниченных размеров крестьянских изб, куда новые ткацкие станы не умещались. Похожая ситуация произошла с предписанием 1717 г., ликвидировавшим производство «пряденого золота и серебра» (элементы украшения одежды). По ходатайству хозяев специализированных мануфактур, потерпевших колоссальный урон, запрет был отменен. Более благоприятная судьба ожидала распоряжения о расширении посевов льна и конопли, замене серпов косами, внедрении речных судов новой устойчивой конструкции, выращивании породистых овец.
Большое значение имело появление с 1718 г. ассамблей, созданных для общения в непринужденной обстановке представителей высшего света
городских жителей. Ассамблеи смогли заменить традицию пьяных пиршеств, привели к некоторому смягчению нравов и формированию новых способов проведения досуга. Произошло существенное раскрепощение поведения женской части населения. «Старомосковская» замкнутость сменилась выходами в свет, посещением балов, карнавалов
шествий.
Ярким символом всей преобразовательской деятельности монарха стала новая столица России — Санкт-Петербург. Основанный среди рек и топей в дельте Невы, он за несколько лет превратился в красивейший город государства. Приезжих поражали его каналы и мосты, соборы и дворцы, Кунсткамера и здание Двенадцати коллегий. В 1712—1714 гг. здесь были сосредоточены основные административные учреждения страны и придворные ведомства. Вскоре появились классические элементы городской инфраструктуры: школы, лазареты, полицейское управление. Впервые в России вводилось городское освещение. В своих письмах Петр I с восторгом отзывался о своем детище как о земном рае («парадизе»). В 1714 г. даже появился указ, разрешавший каменное строительство лишь в новой столице. Именно при Петре I начал формироваться уникальный архитектурный облик города, сохранившийся и до настоящего времени.
