- •Тема 2. Образование единого Российского (Московского) государства (XIV — начало XVI вв.)
- •Русь после монголо-татарского завоевания
- •Образование единого государства как научная проблема
- •Великое княжество Литовское и русские земли
- •Республиканский путь развития русской государственности: Великий и Новгород и Псков
- •Великое княжество Владимирское. Москва и Тверь
- •1. Термины источников соответственно: «великое княжение», «княжение», «удел».
- •26 Сын Даниила, князь Юрий вел жестокую борьбу за великое княжение с 2. «Калита» — сумка
- •Эпоха Дмитрия Донского. Куликовская битва
- •Северо-Восточная Русь в конце χιv — первой половине XV вв.
- •Возникновение единого Русского государства
- •Была ли альтернатива объединению земель вокруг Москвы?
Эпоха Дмитрия Донского. Куликовская битва
Политику Ивана Калиты по укреплению Московского княжества продолжили его сыновья — Семён Гордый и Иван Красный. После смерти Ивана Красного наследником остался его девятилетний сын Дмитрий Иванович (1359—1389 гг.). Воспользовавшись этим, ордынский хан передал ярлык на Владимирское великое княжение суздальскому князю. Но возглавлявшие московскую власть бояре повели борьбу за возвращение ярлыка в Москву, и, в конце концов, Дмитрий Иванович стал великим владимирским князем.
Именно при Дмитрии Донском московские князья повели открытую борьбу за объединение русских земель. В качестве важного элемента подготовки к ней были возведены новые, белокаменные, стены Московского Кремля. Это способствовало успешной борьбе с восстановившей своей силы Тверью, вступившей в союз с Литвой. Великий князь литовский Ольгерд трижды предпринимал походы на Москву, но не смог захватить ее. После того, как тверской князь Михаил Александрович получил в Орде ярлык на великое княжение, Дмитрий возглавил войско, собранное из большинства княжеств Северо-Восточной Руси, и осадил Тверь. Михаилу Александровичу пришлось уступить, признать главенство Москвы и отказаться от притязаний на великое княжение. Самое главное в том, что Владимирское великое княжение становилось теперь наследственным владением московских князей: первенство Москвы в Северо-Восточной Руси становилось неоспоримым. Росла и территория Московского княжества: теперь оно включало в себя почти половину всей Северо-Восточной Руси. Это создавало базу для более активной политики в отношении Орды.
Золотая Орда в этот период находилась в состоянии упадка. За 3. Чингизиды —
неполных 20 лет здесь сменилось 25 ханов. Степи к западу от Волги
правящая династия в
контролировал темник (военачальник) Мамай. Он не принадлежал к
Орде, потомки
ханскому роду и потому не мог претендовать на престол. Но фактически
основателя
Мамай сосредоточил в своих руках всю власть в западной части Орды и
Монгольской империи
правил от имени хана-Чингизида3, который был его ставленником. Это
Чингисхана.
обстоятельство, сомнительная легитимность власти в Орде,
способствовало появлению на Руси представлений о возможности
борьбы с ней.
В середине 70-х гг. XIV в. Дмитрий московский вступил в открытую борьбу с Мамаем. В битве на р. Пьяне в 1377 г. русские войска потерпели поражение, однако уже в 1378 г. на р. Воже (правый приток Оки) Дмитрий Иванович наголову разбил ордынцев. Для большого карательного похода на Русь Мамай собрал большое войско из всех своих владений. Князь Дмитрий также мобилизовал отряды из многих земель Северо-Восточной Руси. В составе русского войска были даже полки братьев литовского великого князя Ягайлы (союзника Мамая) —
православные литовские князья Андрей и Дмитрий Ольгердовичи. В кровопролитном сражении на Дону, вошедшем в историю под именем Куликовской битвы, 8 сентября 1380 г. русские войска под командованием Дмитрия Ивановича (который в честь этой победы впоследствии стал именоваться «Донским») и его двоюродного брата серпуховского князя Владимира Андреевича разгромили ордынцев.
В 1382 г. пришедший к власти «законный» хан-Чингизид Тохтамыш объединил бóльшую часть ордынских земель, он совершил успешный поход на Русь, обманом захватил и сжег оставленную великим князем Москву и заставил Дмитрия Донского снова платить дань Орде. Однако Владимирское великое княжение отобрать у Дмитрия Донского хан не решился, и все территориальные приращения тоже остались за московскими князьями. Дмитрий Донской был уверен, что время, когда Русь освободится от ордынского владычества, близко. В своей духовной грамоте (завещании) он в качестве возможной в будущем ситуации предусматривал возможность того, что «если ослабит Бог Орду», детям его «не придется платить выход (дань) в Орду». Куликовская битва, таким образом, имела не столько политическое, сколько психологическое значение: русские люди поняли, что с ордынцами можно сражаться и побеждать их, а Москва окончательно стала восприниматься как центр складывавшегося единого государства.
