Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Физиология питания Лекции 1-9.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
200.92 Кб
Скачать

Психологические факторы ощущения голода; аппетит

Помимо физиологических факторов в регуляции пищевого поведения участвуют множество психологических, которые мы рассмотрим здесь лишь вкратце. Например, длительность потребления пищи и ее съедаемое количество определяются не только голодом, но и многим другим, включая привычку «есть вовремя», количество и «аппетитность» предлагаемой пищи.

Стремление к определенной пище называется аппетитом. Он может входить в ощущение голода или возникать независимо от него (при виде или описании особо изысканного блюда). У аппетита часто заметна соматическая основа, как в случае тяги к соленой пище после потери организмом значительных количеств соли, но такая связь с физиологическими потребностями прослеживается отнюдь не всегда; нередко аппетит отражает врожденную или приобретенную индивидуальную склонность к определенным продуктам питания. Такое предпочтение, как и отвращение (часто – очень стойкое) к некоторым другим видам пищи, определяется доступностью данного ее варианта в конкретном регионе и модифицируется особыми чертами индивидуальной культуры, обычно уходящими корнями в религию, хотя впоследствии, возможно, и рационализированными. В свете этого «аппетитность» блюда, к основным элементам которой относятся запах, вкус, консистенция, температура, способ приготовления и сервировки, сильно зависит от нашего аффективного отношения к нему. Примеры легко найти на региональном, национальном и международном уровнях.

Под влиянием сильных внешних стимулов, например особо соблазнительного и обильного выбора блюд, практически каждый время от времени съедает больше, чем требуется для восполнения запасов энергии. Значит, биологические механизмы кратковременного регулирования преодолеваются. Переедание, в принципе, компенсируется последующим ограничением питания, однако в современном обществе к ограничению прибегает далеко не каждый. Причины такой утраты долговременной биологической регуляции под действием внешних стимулов, к сожалению, мало понятны. Поэтому трудно найти и способы предупреждения и лечения ожирения, весьма опасного для здоровья и принимающего эпидемические масштабы во многих западных странах.

Следует также отметить важное место питания при нарушениях поведения. Они могут сопровождаться как избыточным потреблением пищи, так и отказом от нее. Известнейший пример – это нервная анорексия – форма воздержания от пищи, наиболее обычная у девочек в пубертатном периоде; это нарушение развития психики может быть настолько глубоким, что приводит к смерти от истощения.

Центральные механизмы голода и сытости

Гипоталамус, по-видимому, служит важнейшей в ЦНС передающей и интегрирующей структурой для ощущений голода и сытости (как и для прочих регуляторных функций). Двустороннее разрушение небольших участков ткани в его определенных вентромедиальных зонах голода (ВМГ) приводит к крайнему ожирению экспериментальных животных в результате переедания (гиперфагии); повреждения его более латеральных зон голода (ЛГ) могут вызвать отказ от еды (афагию) и, в конце концов, смерть от истощения. И напротив, стимуляция хронически вживленными электродами ВМГ вызывает афагию, а ЛГ гиперфагию.

Эти поразительные факты так долго привлекали внимание исследователей исключительно к изучению гипоталамуса, что до сих пор очень мало известно о роли в регуляции потребления пищи других структур головного мозга. На основании упомянутых выше экспериментов можно было бы предположить, что вся центральная обработка информации о голоде и сытости происходит в двух гипоталамических центрах: разрушение ВМГ («центра сытости») приводит к растормаживанию ЛГ («центра голода») и неудержимому потреблению пищи; разрушение «центра голода», напротив, вызывает постоянное чувство сытости и отказ от еды. Однако это чрезмерное упрощение ситуации. То, что в рассматриваемые процессы вовлечены и высшие отделы мозга, видно хотя бы из описанного потребления пищи и жидкости «впрок»; к таким структурам относятся лимбическая система и связанные с ней участки коры больших полушарий.

В заключение нельзя не отметить, что процессы еды и питья – сложные двигательные акты, требующие для своего осуществления широкого участия двигательной системы. Лимбические (особенно гипоталамические) мотивационные области, вероятно, связаны с двигательными центрами через центральные катехоламинергические системы, проецирующиеся из ствола мозга в мозжечок, базальные ядра и кору. Эти проекции могут быть важным связующим звеном между драйвами и их отражением в двигательной активности.

Лекция 8