- •Подблюдные Четыре русские крестьянские песни
- •«У Спаса в Чигисах»
- •«Овсень»
- •Музыкально-теоретический анализ. «у Спаса в Чигисах»
- •Исполнительский анализ
- •Музыкально-теоритический анализ «Овсень»
- •Исполнительский анализ.
- •Музыкально-теоретический анализ. «Щука»
- •Исполнительский анализ.
- •Общий вокально-хоровой анализ
- •Работа с литературным текстом.
Аннотация
на хоровые сочинения И. Ф. Стравинского
«У Спаса в Чигисах», «Овсень», «Щука» из цикла «Подблюдные» четыре русские крестьянские песни.
Выполнила: Борисова Галина,
студентка третьего курса отделения «Хоровое дирижирование».
Стравинский Игорь Федорович (1882- 1971)
...Я был рожден не вовремя. По темпераменту и склонностям мне
надлежало, как и Баху, хотя и иного масштаба, жить в безвестности и
регулярно творить для установленной службы и Бога. Я устоял в мире, в
котором был рожден... я выжил... несмотря на торгашества издателей,
музыкальные фестивали, рекламу...
И. Стравинский
...Стравинский - истинно русский композитор... Русский дух неистребим в
сердце этого настоящего подлинно большого, многогранного таланта, рожденного
землей русской и кровно с ней связанного...
Д. Шостакович
Творческая жизнь И. Стравинского - это живая история музыки XX в. В
ней, как в зеркале, отразились процессы развития современного искусства,
пытливо ищущего новые пути. Стравинский снискал репутацию дерзкого ниспровергателя традиций. В его музыке возникает множественность стилей, постоянно пересекающихся и подчас трудно поддающихся классификации, за что композитор заслужил от современников прозвище «человек с тысячью лиц».
Поразителен универсализм Стравинского. Он проявляется в широте охвата явлений мировой музыкальной культуры, в многообразии творческих исканий, в интенсивности исполнительской - пианистической и дирижерской - деятельности, продолжавшейся более 40 лет.
Всю жизнь Стравинский находился в центре общественного внимания, на перекрестке важнейших художественных путей. География его жизни охватывает множество стран.
Он боготворил Чайковского и посвятил ему оперу «Мавра» и балет «Поцелуй феи» . «Героем моего детства» называл Стравинский М. Глинку. Высоко ценил М. Мусоргского, считал его «самым правдивым» и
утверждал, что в его собственных сочинениях есть влияния «Бориса Годунова». Дружеские отношения возникли с членами Беляевского кружка, особенно с Римским-Корсаковым и Глазуновым.
Учился в Петербургском университете на юридическом факультете, занимался с Римским-Корсаковым. Первые композиторские опыты Стравинского - Соната для фортепиано, вокально-симфоническая сюита «Фавн и пастушка», Симфония ми-бемоль мажор, «Фантастическое скерцо» и «Фейерверк» для оркестра отмечены влиянием школы Римского-Корсакова и французских импрессионистов.
Однако с момента постановки в Париже балетов «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная», заказанных Дягилевым для «Русских сезонов», происходит колоссальный творческий взлет в том жанре.
Триада балетов открывает первый - «русский» - период творчества,
названный так не по месту пребывания, а благодаря проявившимся в это время особенностям музыкального мышления, глубоко национального по сути. Стравинский обратился к русскому фольклору, различные пласты которого очень своеобразно преломились в музыке каждого из балетов.
В эти годы Стравинский сочинял интенсивно, работая нередко сразу над
несколькими совершенно разными по характеру и стилю произведениями. Это были, например, русские хореографические сцены «Свадебка», в
чем-то перекликающиеся с «Весной священной», и изысканно-лирическая опера «Соловей». «Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана», возрождающая традиции скоморошьего театра, соседствует с «Историей солдата», где русский мелос уже начинает нейтрализоваться, попадая в сферу конструктивизма, элементов джаза.
В 1920 г. Стравинский переехал во Францию и в 1934 г. принял
французское подданство. Это был период чрезвычайно насыщенной творческой, а также исполнительской деятельности. Для молодого поколения французских композиторов Стравинский стал высшим авторитетом, «музыкальным мэтром». Однако провал его кандидатуры во Французскую академию изящных искусств, все более крепнущие деловые связи с США, где он дважды успешно концертировал, а в 1939 г. прочел курс лекций по эстетике в Гарвардском университете, - все это побудило его переехать в начале второй мировой войны в Америку. Он обосновался в Голливуде (Калифорния) и в 1945 г. принял американское подданство.
Начало «парижского» периода совпало у Стравинского с крутым поворотом к неоклассицизму, хотя в целом общая картина его творчества была достаточно пестрой. Начав с балета «Пульчинелла» на музыку Дж. Перголези, он создает целую серию произведений в неоклассическом стиле: балеты «Аполлон Мусагет», «Игра в карты», «Орфей»; оперу-ораторию «Царь Эдип»; мелодраму «Персефона»; оперу «Похождения повесы»; Октет для духовых, «Симфонию псалмов», Концерт для скрипки с оркестром и др. Неоклассицизм Стравинского носит универсальный характер. Композитор моделирует различные музыкальные стили эпохи Ж.Б.Люлли, И. С. Баха, К. В. Глюка, поставив своей целью установить «господство порядка над хаосом». Это характерно для Стравинского, всегда отличавшегося стремлением к строгой рациональной дисциплине творчества, не допускавшей эмоциональных перехлестов.
Именно эти качества определили особенность следующего этапа творческой эволюции. В 50-60-е гг. композитор погружается в музыку добаховской эпохи, обращается к библейским, культовым сюжетам, а с 1953г. начинает применять жестко конструктивную додекафонную технику сочинения. «Священное песнопение в честь апостола Марка», балет «Агон», «Монумент Джезуальдо ди Веноза к 400-летию» для оркестра, кантата-аллегория «Потоп» в духе английских мистерий XV в., Реквием («Заупокойные песнопения») - вот наиболее значительные произведения этого времени.
Стиль Стравинского становится в них все более аскетичным, конструктивно-нейтральным, хотя сам композитор говорит о сохранении в его творчестве национальных истоков: «Я всю жизнь по-русски говорю, у меня слог русский. Может быть, в моей музыке это не сразу видно, но это заложено в ней, это - в ее скрытой природе». Одним из последних сочинений Стравинского был канон на тему русской песни «Не сосна у ворот раскачалася», использованной ранее в финале балета «Жар-птица». Так, завершая жизненный и творческий путь, композитор возвратился к истокам, к музыке, олицетворявшей далекое русское прошлое, тоска по которому всегда присутствовала где-то в глубинах сердца, прорываясь иногда в высказываниях, и особенно усилилась после посещения Стравинским Советского Союза осенью 1962 г. Именно тогда произнес он знаменательные слова: «У человека одно место рождения, одна родина - и место рождения является главным фактором его жизни».
Подблюдные Четыре русские крестьянские песни
Народная песня – душа народа, в которой отразилась многовековая история русского народа, его мощь, широта и раздолье, печали и радости, находящие живой отклик в душе каждого русского человека. Эмоциональная искренность народной песни во все времена привлекала к ней внимание многих композиторов. Именно интонационная близость к народной песне является причиной широкой популярности многих произведений профессиональной музыки.
Интереснейшими примерами обращения к народному материалу являются композиторские стилизации песен в народном стиле и на народные тексты. Именно таким примером являются хоры a capella для женского ансамбля «У Спаса в Чигисах», «Овсень», «Щука» и «Пузище» из цикла четырех «Подблюдных» крестьянских песен Игоря Стравинского.
Подблюдные песни — русские обрядовые песни, исполняемые во время святочных гаданий по жребию, которые в иносказательной форме предвещают будущее каждому участнику. Наиболее широко распространены на Русском Севере (Вологодская, Костромская, Новгородская, Тверская, Владимирская область), у русского населения Западной Сибири; зафиксированы также в центральных и южнорусских областях (Смоленская, Московская, Калужская, Рязанская, Тульская, Орловская).
Этимология
Название подблюдные песни связано с особенностями происходившего гадания. В один из святочных праздников (чаще всего в канун Нового года, называемого в северном Белозерье «подблюдный вечер») собирались на совместные гадания девушки и женщины; каждая бросала в глубокое блюдо свой предмет (меченые жребии: кольцо, серьгу, булавку, брошку, пуговицу, монету и т. п.); старшая из женщин (вдова) закрывала блюдо платком, встряхивала его и затем вынимала жребии наугад под пение специальных песен, закодированный смысл которых служил предсказанием судьбы для хозяина конкретной вещи.
«У Спаса в Чигисах»
Произведение «У Спаса в Чигисах» написано в так называемый русский период творчества И. Стравинского, когда композитор обращался преимущественно к народным текстам, сюжетам и средствам музыкальной выразительности, основанным на интонациях архаичной песенности. Композитор писал, что в текстах данных песен его привлекли именно музыкально-ритмические качества. Песни сочинялись в период с 1914-го по 1917 год, параллельно с сочинением таких произведений, как «Прибаутки» и «Свадебка».
Хор написан на народный текст, взятый из сборника А. Афанасьева. Собственно текст представляет собой слова святочного гадания – краткий текст-предсказание, который поется всеми участниками гадания, после того, как ведущий, не глядя, вытаскивает из блюда украшение кого-либо из участников.
Полный текст песни очень краток, что характерно для данного жанра народного творчества. В отличие от обычной двухчастной структуры подблюдных песен, в данном случае текст представляет собой одну строфу – четыре строки, – каждая из которых дополняется припевом-возгласом: «Славна, славна!». Эта песня пелась к богатству.
У Спаса в Чигисах за Яузою - Славна, славна!
Живут мужики богатые - Славна, славна!
Гребут золото лопатами - Славна, славна!
Чисто серебро лукошками - Славна, славна, славна!
(У Спаса в Чигисах за Яузою - Имеется в виду часть Москвы, заселенная в старину купцами)
Символика золота и серебра в гаданиях обычно связана с образами благополучия и богатства и увеличения этого добра, а также с образами хлеба и плодородия. Характерно также обращение к образу Спасителя, который считается подателем благ и покровителем крестьян в земледелии и других работах.
