- •Адлер: Индивидуальная психология
- •Индивидуальная психология
- •Анонс: обзор теории Адлера
- •Обзор теории Адлера
- •Стремление от неполноценности к превосходству
- •Неполноценность
- •Эволюция идей Адлера о стремлении к улучшению
- •Комплекс неполноценности
- •Комплекс превосходства
- •Придуманный финализм.
- •Единство личности
- •Стиль жизни
- •Первые воспоминания
- •Ошибочные и здоровый стили жизни
- •Ошибочные стили жизни
- •Здоровый стиль жизни: социально-полезный тип
- •Развитие личности
- •Поведение родителей
- •Советы по воспитанию здоровых детей, извлеченные из теории Адлера
- •Избалованный ребенок
- •Отвергаемый ребенок
- •Тренинговые программы для родителей
- •Созвездие семьи
- •Первый ребенок
- •Второй ребенок
- •Младший ребенок
- •Единственный ребенок
- •Другие аспекты семейного окружения
- •Исследование порядка рождения
- •Психическое здоровье
- •Социальный интерес
- •Три задачи жизни
- •Социальное взаимодействие
- •Вмешательства, основанные на теории Адлера
- •Терапия
- •Стадии адлерианской психотерапии
- •Иллюстративные биографии: заключительные замечания
- •Глоссарий
- •Предложения для дальнейшего чтения
Терапия
Адлерианская терапия ставит своей целью поэтапное изменение мышления, эмоций и поведения (см. Таблицу 4.4). Поскольку индивидуальная психология убеждена, что все личностные неудачи являются результатом нехватки социального интереса, адлерианская терапия занимается воспитанием социального интереса у индивида, то есть берет на себя материнскую функцию (Ansbacher & Ansbacher, 1956,). Подчеркивая социальную природу человека, адлерианцы также часто занимаются и семейной психотерапией (Dinkmeyer & Dinkmeyer, 1989; Sherman & Dinkmeyer, 1987). Подход Адлера привлекает некоторых феминисток, поскольку он акцентирует свободу и целеустремленность, а также из-за того, что Адлер постоянно подчеркивал важность равенства полов (Morris, 1997).
Таблица 4. 4
Стадии адлерианской психотерапии
Стадия эмпатии или создания взаимосвязи. Проявить сопереживание клиенту и создать рабочую взаимосвязь.
Информационная стадия. Собрать информацию о проблеме и прошлом клиента, о ранних воспоминаниях и текущем состоянии дел.
Стадия прояснения. Выяснить внутренние установки клиента относительно самого себя, других и жизни.
Стадия поощрения. Поощрять клиента к прогрессу.
Стадия интерпретации и осознания. Интерпретировать поведение клиента и помочь ему осознать и пересмотреть его или ее фиктивные цели.
Стадия узнавания. Клиент больше узнает о своем поведении и целях, уже без значительной помощи со стороны терапевта при интепретации.
Стадия эмоционального прорыва. Старые, нездоровые паттерны проявляются в эмоциональном прорыве, и замещаются новыми, иногда созданными при помощи воображения и ролевой игры.
Стадия различного поведения. Клиент постепенно начинает вести себя в жизни по-разному.
Стадия подкрепления. Клиент начинает уделять больше внимания нуждам других людей, а не только своим собственным.
Стадия социального интереса. Чувство общности усиливается.
Стадия изменения направления цели. Клиент находит новую цель для движения вперед.
Стадия поддержки и «запуска». Клиент стремится к новой цели в духе социального интереса.
* Подготовлено из Stein, 1988, и Stein & Edwards, 1988.
Стиль жизни пациента оценивается в самом начале терапии, часто на первой консультации. Он дает контекст для понимания специфики проблем пациента. Спрашивая пациента: «Что бы вы делали, если бы у вас не было этих неприятностей?», Адлер мог определить, чего пытается избежать пациент (Bottome, 1947). Стиль жизни дает общую стратегию ухода от решения жизненных задач, и определенная проблема, с которой пациент обращается к терапевту, часто переплетается со стилем жизни. Симптом, следовательно, не может быть вылечен без изменения последнего.
Изменения к более здоровому стилю жизни обязательно включают в себя увеличение социального интереса. Это приносит пользу не только пациенту, но и другим. Тинлинг (Tinling, 1990) предположил, что мать девочки, пострадавшей от инцеста, невольно вносит свой вклад в семейные проблемы нездоровым, жертвенным стилем жизни; увеличение ее социального чувства делает инцест менее вероятным в этой семье (очевидно, это только одна сторона сложной проблемы; мать — не единственная, кого следует порицать и изменять).
Адлер (1921/1927) приводил в пример мужчину, беспочвенно подозревающего, что его невеста может разорвать их помолвку. Его первое воспоминание (важный ключ к пониманию стиля жизни) о том, как его мать поднимает его в толпе, но затем ставит обратно на землю, чтобы поднять его младшего брата. Это воспоминание предполагает жизненный стиль, основанный на ощущении, что он не любим, что, разумеется, в дальнейшем оборачивается сомнениями в серьезности намерений его будущей супруги.
Сновидения интерпретируются как указатели уникального стиля жизни индивида. Ключом к пониманию сновидений, по Адлеру, являются вызываемые ими эмоции. Эти эмоции являются тем, что необходимо сновидцу для решения текущих жизненных проблем. Адлер приводит пример с мужчиной, который видел во сне, что его жена проявила недостаточную заботу о его третьем ребенке, и он потерялся. Он проснулся, критически настроенный по отношению к жене. Эта эмоция, хотя и вызванная сновидением, не точным с точки зрения фактических событий, была чувством, которое мужчина постоянно испытывал из-за неудовлетворенности своим браком (Ansbacher & Ansbacher, 1956). Сновидения при таком подходе относятся не столько к бессознательному, сколько к настоящим жизненным проблемам, и находятся в непосредственной взаимосвязи со стилем жизни (Lombardi & Elcock, 1997).
Как и Фрейд, Адлер считал важным понять детские переживания. В отличие от Фрейда, он пытался избежать развития переноса, который, по его мнению, неоправданно усложняет и затягивает психотерапию. Адлер считал, что в лечении должен быть достигнут некий прогресс уже в течение первых трех месяцев. Адлерианская терапия обычно короткая (Ansbacher, 1989). Как и в школах, при анализе Адлер советовал избегать авторитарного подхода. Терапевт может инструктировать и советовать, но от усилий и мужества пациента зависит, будет ли достигнут желаемый результат (ср. Sizemore & Huber, 1988). Адлер открыто поощрял клиентов принимать эту ответственность на себя. Он не запугивал пациентов своей научной компетентностью, предпочитая говорить с ними как «старая бабушка», по свидетельству его близкого друга (Bottome, 1947).
Адлерианская терапия ставит целью повысить самоуважение пациента. Ощущение неполноценности — основа нездорового стиля жизни. Адлер говорил: «Я верю, что изменяя наше мнение о себе, мы можем измениться и сами» (Bottome, 1947,). Он, конечно, подвергал сомнению ложные представления о самих себе у пациентов, но он делал это «не скрываясь… и с любовью» . Атмосфера на адлеровских сессиях была теплой, поддерживающей, с минимальным напряжением. Адлер часто использовал юмор. Он говорил своему биографу, что одна глава должна быть названа «Терапевтические шутки». Другие терапевты согласны с тем, что юмор может быть эффективен при терапии (Baker, 1993). Возможно, удивительно, но было изобретено формальное терапевтическое вмешательство, использующее юмор (Prerost, 1989), хотя и не в специфически адлерианском контексте.
Адлер уважал религиозные взгляды своих пациентов. Он определял идею Бога как отражение основного человеческого стремления к лучшим условиям существования. Религиозные взгляды пациента могут способствовать процессу роста. (Фрейд, напротив, подчеркивал защитную функцию религии). Многие терапевты избегают со своими пациентами упоминаний о религии, проводя идею о том, что религиозный опыт не должен быть частью опыта терапевтического; но, поступая таким образом, они теряют терапевтические возможности (LaMothe, Arnold, & Crane, 1998).
Результатом терапии может быть как улучшение психологического состояния, так и состояния физического. Адлер (1936/1964) отмечал облегчение нервных головных болей, мигреней, невралгии тройничного нерва и эпилептических припадков» в случаях, не обусловленных органическими проблемами. Он утверждал, что даже проблемы со щитовидной железой могут реагировать на психологическое лечение. Он признавал истинные физические компоненты болезней и настаивал на том, чтобы психотерапевтов контролировали врачи, в том случае, если они сами не имеют медицинского образования. Кроме того, психологические факторы почти невероятным образом вовлечены в некоторые физические состояния.
Утверждение Адлером значимости психологических факторов в физических заболеваниях выглядит достаточно убедительным, поскольку до того, как специализироваться по психиатрии, он много лет работал врачом общей практики. У него была репутация компетентного специалиста (Bottome, 1947). Мы можем назвать Адлера пионером в области психосоматической медицины, которая признает психогенные компоненты многих физических заболеваний. Последние исследования доказывают, что психологические факторы часто способствуют физическому здоровью, или, напротив, болезням (напр. L. Sperry, 1992). Было выдвинуто предположение, что даже у рака имеется некоторая психологическая этиология, — постулат в духе мыслей Адлера (O’Connor, 1987). Лонгитюдное исследование показало, что пессимистический стиль жизни дает предрасположенность к плохому здоровью десятилетия спустя (Peterson, Seligman & Vaillant, 1988); представляется разумным интерпретировать дающий здоровье оптимистический (объяснительный) стиль как указывающий на адлерианское творческое стремление.
Адлер был новатором в своих терапевтических техниках. Однажды к нему пришел пациент, речь которого была чрезвычайно замедленна в результате депрессии, и, чтобы он говорил быстрее, Адлер продолжал задавать ему вопросы в нормальном темпе, вне зависимости от того, закончил пациент отвечать или нет (Dreikurs, 1940/1982). Бихевиорист мог бы сказать, что он добился успеха, воздерживаясь от подкрепления медленной речи. Действительно, адлерианская терапия является, в сущности, примитивной версией оперантного обусловливания (Pratt, 1985). В свете этого кажется логичным, что бихевиористические психологические журналы предоставляют основную «отдушину» для публикаций одного из излюбленных детищ Адлера — тренинговых программ для родителей (Wiese & Kramer, 1988). Психологи-бихевиористы также применяют свои методы вмешательства в школах — другой точке приложения усилий Адлера (Kratochwill & Martens, 1994; Repp, 1994). Бихевиористы подчеркивают, что важно проанализировать функционирование нежелательного поведения студента, и, например, посмотреть, какое влияние оно оказывает на учителя (Taylor & Romanczyk, 1994). Этот функциональный анализ, по сути, представляет собой то же, что и совет Адлера посмотреть, чего пытается добиться проблемный ребенок. Адлерианские терапевты продолжают исследовать новые техники, включая гипноз как средство продуцирования изменений жизненного стиля (Fairfield, 1990). У. О’Коннел (O’Connell, 1990) заявляет, что его «естественно высокий» подход охватывает адлерианские принципы холизма и трансцендентности. Терапевтический подход Адлера сравнивался с разнообразными современными терапевтическими техниками, включая семейный системный подход (Carich & Willigham, 1987), когнитивную терапию (Elliott, 1992) и рационально-эмотивную терапию (Ellis, 1989). Эти наработки в терапии и школах психологии показывают, что психологи оценивают идеи Адлера в позитивном плане.
Резюме
Адлер подчеркивал сознательное стремление и творческое «я» в противоположность бессознательному детерминизму Фрейда. Он описывал основную мотивацию индивида — стремиться от переживания минуса к переживанию плюса. Человек с комплексом неполноценности чувствует себя побежденным своей малоценностью и перестает стремиться. В этом стремлении человек руководствуется придуманным финализмом, образом цели. Адлер видел личность как целое. Уникальность стиля жизни человека доказывают ранние воспоминания. Хотя Адлер считал каждого человека уникальным, он все же перечислил типы ошибочных стилей жизни: управляющий тип, берущий и избегающий. Здоровый стиль жизни, напротив, является социально полезным.
Родители вносят свой вклад в создание нездорового стиля жизни, балуя своих детей или пренебрегая ими. Теория Адлера способствовала созданию тренинговых программ для родителей. Созвездие семьи, особенно порядок рождения, влияет на развитие личности. Адлер определял позицию второго ребенка как наиболее благоприятную, хотя исследования не подтвердили его предсказания более высоких достижений сиблинга, занимающего эту позицию.
Социальный интерес — ключевой фактор психического здоровья. Здоровый человек выполняет три жизненных задачи: работа, любовь и социальное взаимодействие. Адлер работал в школах с проблемными детьми. Адлерианская терапия поддерживает самоуважение и стремление изменить стиль жизни на социально полезный. Адлер описывал как психологические, так и физические достоинства терапии.
