Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЭРИКСОН.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
204.8 Кб
Скачать

Стадия 3: Инициатива — Вины

Четырех- и пятилетние дети стоят перед третьим психосоциальным кризисом: инициатива вины. Ребенок может выбирать, каким ему быть, отчасти основываясь на идентификации с родителями. Эриксон соглашался с Фрейдом в том, что ребенок в этом возрасте интересуется сексуальностью и половыми различиями и развивает сознательность (суперэго). Маленький ребенок действует в интрузивной модальности, физически и вербально вторгаясь в чужое пространство. Ребенок приближается к неизвестному с любопытством. Для мальчика эта интрузия совпадает с ранним осознанием сексуальности, описанной фаллической стадией Фрейда. Для девочки на этой стадии важно осознание ее отличного физического строения — согласно Эриксону, который утверждал, что дети отражают эти различные типы сексуальности в своих играх (описанных в последующем разделе). Если эта стадия получает удовлетворительное разрешение, у ребенка в большей степени развивается инициатива, нежели вина.

Стадия 4: Трудолюбие — Неполноценность

Остаток детства, вплоть до пубертатного периода, посвящен главной задаче школьного возраста, соответствующего стадии 4: развитие чувства трудолюбия. Негативным полюсом является неполноценность. На этой стадии ребенок «учится завоевывать признание путем производства вещей» (E. H. Erikson, 1959). Ребенок, который работает над заданиями, пока не выполнит их до конца, достигает удовлетворения и развивает упорство. Качество продукции является важным. Если ребенок не в силах произвести приемлемый продукт или не может снискать за него признания, то в этой ситуации преобладает неполноценность. На этой стадии особенно важны педагоги, поскольку значительная часть данного развития происходит в школе.

Стадия 5: Идентичность — Смешение Идентичности

Наибольшей известностью пользуется эриксоновская концепция кризиса идентичности — стадии развития, соответствующей подростковому возрасту. В это время перехода к взрослым ролям подросток борется за приобретение чувства идентичности. Эриксон (1968) определил чувство эго-идентичности как «осознание того факта, что в методах синтезирования эго имеются внутренняя однородность и целостность, стиль собственной индивидуальности, и этот стиль совпадает со значимостью индивида для значимых других из непосредственного окружения». Задача состоит в отыскании такого ответа на вопрос «Кто я?», который обоюдно бы устраивал как индивида, так и окружающих. Ранние идентификации с родителями и другими ролевыми моделями оказывают свое влияние, однако, подросток должен развить личную идентичность, которая выходит за рамки этих идентификаций. Род занятий часто является важным стержнем идентичности, а изучение различных карьерных возможностей представляет часть процесса ее достижения.

Смешение идентичности происходит в случае, когда не может быть достигнута гармоничная идентичность. Ни одна идентичность не преобладает в качестве стрежня. Другим нежелательным разрешением кризиса идентичности является развитие негативной идентичности, то есть идентичности, основанной на нежелательных для общества ролях — такой, как идентичность с малолетними правонарушителями. Когда юные нарушителя порядка оказываются в тюрьме вместе с преступниками, это может стимулировать развитие подобной негативной идентичности (E. H. Erikson, 1962/1988). Культура обеспечивает четкие образы таких негативных идентичностей, делая их привлекательными для тех, кто находит позитивно оцениваемую идентичность недостижимой (E. H. Erikson, 1968).

Общество может способствовать разрешению этой стадии, обеспечивая мораторий — период, когда подросток свободен исследовать разнообразные взрослые роли, не отягощаясь обязанностями, которые появятся при наступлении подлинной зрелости. Мораторий обеспечивается возможностью исследовать различные сферы, и даже менять изучаемые в колледже дисциплины прежде, чем остановиться на какой-либо профессии. Эриксон подчеркивал важность исследования, опасаясь, что слишком раннее избрание конкретной идентичности чревато неудачным выбором. Кроме того, этим бы не создавалась возможность развивать на данной стадии такую силу эго как верность, которую он определял как «способность поддерживать свободно объявленные привязанности, невзирая на неизбежные противоречия ценностных систем» (E. H. Erikson, 1964). До обретения идентичности подросток спрашивает и экспериментирует; впоследствии взрослый «уже взявший на себя обязательства, стремится их соблюсти» (Newman & Newman, 1988).