Экспрессивная речь Устная речь
Повторение. Исследуемый должен повторить гласные и согласные, слоги, односложные и многосложные слова, слова, трудные для произношения(с большим количеством согласных и т.д.), и слова, трудные в смысловом отношении, часто хуже повторяемые, чем хорошо знакомые слова, даже в том случае, если эти последние более сложны в отношении артикуляции.
Далее следует повторение фраз. Повторяются фразы короткие и длинные, с конкретным и абстрактным содержанием, фразы, редко и часто встречающиеся (повторение пословиц, рядового счета, перечисления дней, недели ). Должны повторяться и числа одно-, дву- и многозначные.
Автоматическая, или рядовая, речь. Исследуемый ведет счет от единицы, а также счет не с начала, а с середины ряда. Ему предлагают: «Считайте с 17», «Считайте с 38» и т.д. Если больной, дойдя до известного предела, заявляет, что дальше считать он не может, исследующий должен повторить последнюю цифру, а в случае неудачи – ряд последующих цифр, что нередко позволяет больному продолжить счет. Особенно часты затруднения при переходе от одного десятка к другому.
Далее следует перечисление дней недели, месяцев, времен года. Если больной не может сам начать ряд, то его начинает исследующий. При остановке – включение исследующего, как и при рядовом счете.
К автоматической речи относится и заканчивание больным начатых исследующим слов или пословиц.
Называние показываемых предметов. Больной должен назвать предъявляемый ему ряд действительных предметов (катушка, пуговица, пробка, ключ и т.д.), ряд игрушечных предметов, ряд нарисованных предметов, ряд окрашенных в разные цвета пластинок (обозначить цвет), ряд образчиков различных материалов (лоскут сукна или полотна, деревянная пластинка, стеклянная пластинка и т.д.), ряд игральных карт, шахматных фигур, монет и т.д.
Далее следует называние действий как реальных (исследующий поднимает руку и т.д.), так и изображенных на рисунке, называние значения жестов (исследующий делает жест счета монет, понукание лошадей кнутом и т.д.), называние числа предъявленных предметов (спички, очки, домино), называние времени по часам, называние геометрических фигур (треугольник, квадрат, куб, шар, конус и т.д.), называние местоположения предмета в отношении к другим предметам (карандаш лежит справа и сверху от ручки и т.д.).
Затем больному предлагают называть предметы по описанию их свойств и назначения, т.е. без непосредственного участия зрительного их восприятия: как называется то, из чего пьют воду, то на чем ездят, то что надевают на голову(предметы); какого цвета трава, кровь, молоко, небо, вишня(цвета); как называется то, из чего шьют белье, что вставляют в окна, из чего сделаны двери, из чего построен дом(материалы) .
Разговорная речь. Ведется диалог на темы, близко касающиеся больного(как заболел, имеет ли детей, какой работой занимался до болезни), а также на темы более общего характера(вопросы по поводу событий, отраженных в газете, в общеизвестных художественных произведениях и т.д.).
Рассказ. Больному предлагается рассказать о своем прошлом, об истории своего заболевания, пересказать содержание литературного произведения, давно или только что прочитанного, прочитанного вслух или про себя. И в разговорной речи, и в рассказе необходимо , как и при исследовании менее сложных форм речи, обращать внимание на отношение больного к своим речевым дефектам(замечает ли он их или не замечает, а если замечает, то безразличен или относится к ним с досадой), на желание или нежелание говорить – экспрессивные формы афазии характеризуются бедностью речи, импрессивные – многоречивостью, или так называемой логорреей(«речевое недержание»).
Большое значение имеет богатство или бедность словаря больного.
В случаях амнестической афазии выпадают конкретные обозначения, наименования, в случаях аграмматизма наименования более или менее сохраняются, а страдает грамматическая структура.
У многих больных отмечаются явления парафазии, литеральной, характеризующейся перестановкой или заменой букв в слове, или вербальной, характеризующейся заменой слов в предложении, причем замена эта часто обнаруживает известную закономерность, обуславливаясь или словесной, или слоговой персеверацией(застреванием на только что имевшем место речении), или же отклонением в сторону родственных обозначений, особенно родовых вместо индивидуальных, более обычных и знакомых вместо менее обычных. В некоторых случаях парафазии бывают выражены столь резко, что речь становится совершенно непонятной и возникает так называемая жаргонафазия, обычно сочетающаяся с логорреей и весьма характерная для импрессивных форм афазии.
