- •Альбумины, их характеристики и функции. Основные фракции глобулинов, их функции.
- •4. Гормональный контроль концентрации белков в плазме крови.
- •6. Ферменты плазмы крови, энзимодиагностика. Группы фосфатаз, биологическое значение.
- •8. Холинэстеразы. Диагностическая ценность анализа.
- •9. Изоферменты, их происхождение, биологическое значение. Определение ферментов и изоферментного спектра плазмы крови с целью диагностики болезней.
- •11. Физиологические значения общей активности креатининкиназы (кк) и ее изоферментов в плазме крови. Диагностическая значимость определения активности кк и ее изоферментов.
- •13. Общие закономерности действия каскадных протеолитических систем крови; их взаимосвязи в осуществлении защитных функций.
- •17. Сосудистые, плазменные и тромбоцитарные факторы свёртывания крови.
- •23. Регуляция системы гемостаза.
- •26. Скрининговые методы исследования коагуляционного гемостаза.
- •29.Ангиотензин II (Анг II): структура, пути образования, функции.
- •30. Состав калликреин-кининовой системы (ккс), ее биологическая роль.
- •31. Кининогены (вмк и нмк). Кинины, их структура и функции. Рецепторы кининов.
- •35. Биологическая роль цикла мочевинообразования. Врожденные дефекты фер-ментов орнитинового цикла. Локализация ферментов и основные клинические про-явления.
- •39. Основные классы липидов. Функции триглицеридов, фосфолипидов и холестерола.
- •Физико-химические механизмы регуляции кос
- •62. Органы, участвующие в регуляции кос. Роль легких. Суть первичной функции дыхательной системы в регуляции кос? Процессы, протекающие в легких, для обеспечения этой функции.
- •63. Роль почек в регуляции кос. Превращение двузамещённых фосфатов в однозамещённые; преобразование бикарбонатов в угольную кислоту; синтез аммиака в почках и выведение солей аммония.
- •67. Изменение параметров водно-солевого обмена при его нарушениях.
- •69. Синтез гемоглобина. Регуляция биосинтеза гемоглобина.
26. Скрининговые методы исследования коагуляционного гемостаза.
Существует набор рекомендуемых скрининговых тестов для диагностики состояния системы гемостаза:
АЧТВ (активированное частичное тромбопластиновое время)
Протромбиновое время (по Квику)
Тромбиновое время
Фибриноген
Время свертывания крови (ВСК)
ВСК является ориентировочным показателем состояния многоступечатого коагуляционного каскада, в результате которого растворимый фибриноген переходит в нерастворимый фибрин. Данный показатель оценивает процесс свертывания в целом и не дает возможности выявить механизмы, ведущие к его нарушению. Укорочение ВСК свидетельствует о необходимости профилактики гиперкоагуляции, которая нередко угрожает тромбозом или тромбоэмболией
Активированное частичное тромбопластиновое время АЧТВ
АЧТВ используется как скрининговый тест для оценки внутреннего каскада свертывания плазмы, диагностики волчаночного антикоагулянта и мониторинга антикоагулянтного действия гепаринов. АЧТВ – более значимый тест для первичного выявления патологии, чем протромбиновое время, так как выявляет относительно часто встречающуюся гемофилию А и В (дефицит факторов VIII и IX соответственно) и наличие волчаночного антикоагулянта.
Тест АЧТВ-L+обладает особо высокой чувствительностью к волчаночному антикоагулянту. При наличии ВА в крови время свёртывания удлиняется в 3-3,5 раза.
Тест АЧТВ-L- отличаетсявысокой специфичностью к внутренним факторам свертывания и гепарину и низкой чувствительностью к волчаночному антикоагулянту, что позволяет дифференцировать нарушения во внутреннем каскаде свертывания еще на этапе их скрининга.
Протромбиновое время (ПВ)
Протромбиновое время – широко используемый скрининговый тест для оценки состояния внешнего и общего путей когуляционного каскада свертывания плазмы. Нормальные величины ПВ для взрослых составляют 11-15 сек, для новорожденных – 13-18 сек. Увеличение ПВ говорит о наклонности к гипокоагуляции. Укорочение ПВ говорит о наклонности к гиперкоагуляции и может быть отмечено в начальных стадиях тромбоза глубоких вен нижних конечностей, при полицитемии, в последние месяцы беременности.
Контроль антикоагулянтной терапии
Определению ПВ отводится ведущая роль в контроле за терапией непрямыми антикоагулянтами. Результаты исследования традиционно выражаются в секундах. При определении ПВ используется активатор свертывания крови – тромбопластин. Если в лаборатории (лабораториях) сегодня испльзуется один тромбопластин, а завтра другой, то ПВ у пациента будет отличаться день ото дня. Для того, чтобы исключить влияние тромбопластина на результаты определения ПВ, применяют показатель – международное нормализованное отношение МНО, которое обеспечивает возможность сравнения результатов, полученных в разных лабораториях, и гарантирует более точный конторль за лечением непрямыми антикоагулянтами. МНО рассчитывают по формуле:
МНО пациента = [ ПВ пациента (сек)/ПВ контроля (сек)]международный индекс чувствительности
Основная задача мониторинга непрямыми антикоагулянтами – предупреждение кровотечения. Доза антикоагулянта должна быть подобрана таким образом, чтобы поддерживать МНО на необходимом уровне, зависящим от причины назначения лечения. У большинства больных МНО необходимо поддерживать на уровне 2-3,0. Контроль МНО необходимо проводить каждые 2-3 недели.
Тромбиновое время (ТВ)
Тромбиновое время (ТВ) является третьим по значимости базисным скрининговым тестом. Тест характеризует конечный этап процесса свертывания – превращение фибриногена в фибрин под действием тромбина, на него влияет концентрация фибриногена в плазме и наличие продуктов деградации фибрина (ПДФ).
Количественное определение фибриногена по методу Клаусса является базисным тестом исследования гемостаза. Образование фибрина и его стабилизация представляют собой финальный этап формирования тромба, при котором растворимый фибриноген превращается в нерастворимый фибрин под действием тромбина и фактора XIII.
При атеросклерозе наблюдается устойчивое увеличение уровня фибриногена, трудно корригируемое лекарственными препаратами. В результате риск сердечно-сосудистых заболеваний повышается с возрастанием исходного содержания фибриногена в интервале 3,0-4,5 г/л. Обнаружено, что повышение уровня фибриногена в плазме крови больных сердечно-сосудистыми заболеваниями предшествует развитию инфаркта миокарда и инсульта. Корреляция между уровнем фибриногена и развитием этих осложнений особенно четко прослеживается у пациентов молодого и среднего возраста. Определение уровня фибриногена – наиболее чувствительный тест для выявления бессимптомных стадий заболевания периферических артериальных сосудов
27. Состав ренин-ангиотензин- альдостероновой системы (РААС), ее биологическая роль. Важнейшим фактором эндотелиальной дисфункции является хроническая гиперактивация ренин-ангиотензин-альдостероновой системы. Основной целью активации РАС является поддержание системного АД и достаточного кровотока в таких жизненно важных органах, как головной мозг, сердце, почки и печень. РААС играет роль "скорой помощи" при кровотечении, падении артериального давления, инфаркте миокарда и других острых ситуациях. Она также оказывает регулирующее влияние на сердечно- сосудистый и почечный гомеостаз, способствует развитию компенсаторных процессов. Однако при длительной активации РААС наблюдается спазм и повышение общего периферического сопротивления сосудов, гипоперфузия органов и тканей, задержка жидкости, увеличение объема циркулирующей крови, повышение чувствительности миокарда к токсическому влиянию катехоламинов, ремоделирование миокарда и сосудов, уменьшение отношения просвета сосуда к толщине его стенки, развитие миокардиального и периваскулярного фиброза.
РААС проявляет свои эффекты через гормон ангиотензин II (АТII), прогормон (предшественник) которого - ангиотензиноген - вырабатывается в клетках печени. Ангиотензиноген расщепляется почечным ренином с образованием неактивного декапептида (пептида, состоящего из 10 аминокислотных остатков) ангиотензина I. Последний в результате ферментативного воздействия ангиотензин-превращающего фермента (АПФ, или кининаза II) теряет 2 аминокислоты (гистидин и лейцин) и превращается в активный октапептид AТII , являющийся одним из самых сильных вазоконстрикторных агентов . Циркулируя в системе кровообращения, AТII оказывает свое действие в различных органах и тканях: в ЦНС, почках, надпочечниках, сердце, сосудах в основном через два типа рецепторов - АТ1 и АТ2. В дальнейшем AТII метаболизируется (утилизируется) в AТIII и ряд других малоактивных пептидов. 90% всего объема РАС приходится на органы и ткани (10% - на плазму), среди которых сосудистый эндотелий занимает первое место, поэтому гиперактивация РААС играет большую роль в развитии эндотелиальной дисфункции.
28. Ренин: место образования, структура, функции. Ренин - ангиотензиногеназа — компонент ренин-ангиотензиновой системы, регулирующей кровяное давление. Ренин — протеолитический фермент позвоночных животных и человека. Первичная структура предшественника ренина включает 406 аминокислот. После отщепления двух фрагментов (пре- и пропептида) белок превращается в собственно ренин, состоящий из 340 аминокислот. Ренин вырабатывается юкстагломерулярными клетками в стенках артериол почечных клубочков, откуда поступает в кровь и лимфу. Хотя по месту синтеза его можно отнести к гормонам, ренин не является истинным гормоном, так как не имеет клеточной мишени, а воздействует на другой белок крови. Секреция ренина в значительной мере контролируется традиционным эндокринным механизмом обратной связи.
Ренин действует на другой гликопротеин крови ангиотензиноген, специфически гидролизуя пептидную связь между двумя остатками лейцина. При этом образуется неактивный декапептид (ангиотензин I), который превращается ферментативно (под действием ангиотензин-конвертирующего фермента) в активный гормон ангиотензин II (гипертензин, или ангиотонин), который сужает кровеносные сосуды и стимулирует секрецию альдостерона надпочечниками. Эти два эффекта приводят к росту артериального давления. Ферменты, подобные ренину, найдены в матке, плаценте, слюнных железах, в мозге и в стенках некоторых крупных артерий.
