- •Тема 2.2. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции
- •1. Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Оксфордская школа, Роджер Бэкон, Уильям Оккам
- •2. Исторические предпосылки возникновения новоевропейской науки. Эпоха Возрождения и ее представители
- •3. Эмпиризм ф. Бэкона и рационализм р. Декарта
- •4. Возникновение новоевропейской науки: Коперник, Галилей, Ньютон
- •5. Формирование технических наук
Тема 2.2. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции
1. Становление опытной науки в новоевропейской культуре. оксфордская школа, Роджер Бэкон, Уильям Оккам
2. Исторические предпосылки возникновения новоевропейской науки. Эпоха Возрождения и ее представители
3. Эмпиризм Ф. Бэкона и рационализм Р. Декарта
4. Возникновение новоевропейской науки: Коперник, Галилей, Ньютон
5. Формирование технических наук
1. Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Оксфордская школа, Роджер Бэкон, Уильям Оккам
Научный и промышленный переворот, осуществленный в Новое время, был во многом подготовлен средневековой культурой, в рамках которой возникли университеты, школы, рациональная «автономия» схоластического метода.
В XIII в. возникают первые университеты в Болонье и Париже. Университет Болоньи представлял студенческую корпорацию; университет в Париже объединял корпорацию студентов и магистров, в него входили преподаватели и студенты всех сословий. С появлением университетов начинают говорить о появлении власти интеллектуалов, существующей наряду с церковной и светской властью. Первые университеты были популярными, «народными», за незначительную плату студентами становились все желающие. Методами преподавания были лекции и семинары, называемые диспутациями.
Оксфордский университет отличался от Парижского тем, что был удален от римской папской курии. В Парижском университете было запрещено чтение лекций по естественной философии, а в Оксфордском складывалась более свободная атмосфера, благоприятная для развития естественных наук. В отличие от Парижского университета, в котором изучались грамматика, риторика, диалектика, в Оксфорде приоритет был отдан квадриуму - арифметике, геометрии, астрономии, музыке. Оксфордская школа тяготела к созерцательному опыту в природознании.
В Оксфордском университете имел большое влияние францисканский монах Робер Гроссетест (1175-1253), благодаря которому была переосмыслена роль опытного знания. Знаменитый трактат Гроссетеста «О свете» лишен упоминаний о Боге, но изобилует ссылками на Аристотеля и его трактат «О небе». Гроссетест был комментатором «Первой аналитики» и «Физики» Аристотеля. Он широко использовал его категориальный аппарат. Медиевисты считают Гроссетеста пионером средневековой науки. Ему принадлежат также трактаты «О тепле Солнца», «О радуге», «О линиях угла и фигурах», «О цвете», «О сфере», «О движении небесных тел», «О кометах».
Сопровождающее трактаты математическое обоснование связано с символикой цифр: форма как наиболее простая и несводимая ни к чему сущность, приравнивается им к единице; материя, способная под влиянием формы изменяться, демонстрирует двойственную природу и потому выражается двойкой; свет как сочетание формы и материи - это тройка, а каждая сфера, состоящая из четырех элементов (огонь, воздух, вода и земля), есть четверка. Если все числа сложить, будет десять. Поэтому десять - это число, составляющее сферы универсума, - отмечает Гроссетест.
Он описывает широко распространенный метод наблюдения за фактами, называя его резолюцией, обращается к методу дедукции, а соединение двух конечных результатов образует, по его мнению, метод композиции. Гроссетест особо подчеркивает необходимость изучения линий, углов и фигур, ибо «без них мы ничего не поймем в натуральной философии. Абсолютно во всем универсуме и его частях они имеют смысл».
Францисканский монах Роджер Бэкон (ок. 1214-1292) был учеником Р. Гроссетеста. Ему принадлежит суждение: «Истина - дитя своего времени, а наука - дочь не одного или двоих, а всего человечества». Р. Бэкон стремился создать своего рода энциклопедию наук, в которой помимо математики присутствовали физика, оптика, астрономия, алхимия, медицина, этика. Он считал аргументацию и эксперимент основными способами познания, однако именно эксперимент считал владычицей умозрительных наук. Р. Бэкон - последний из схоластов, который подготовил век опытной науки. Он много времени отводил оптике и проводил опыты с вогнутым зеркалом и зажигательным стеклом.
Посредством вогнутого зеркала отдаленные предметы были видны более ясно. У него было стекло, в которое он мог видеть все, что происходило на расстоянии 50 миль, а также зеркала, которыми можно было зажигать дальние города. Однако телескоп ему построить не удалось.
Энциклопедически образованный Р. Бэкон подчеркивал важность изучения произведений по оригиналам и необходимость знания математики. Он различал три разновидности опыта: внешний, приобретаемый при помощи чувств; внутренний, интерпретируемый в духе мистического озарения; праопыт, которым Бог наделил «святых отцов церкви».
Источники сообщают много удивительного о Р. Бэконе, - в частности то, что он пытался смоделировать радугу в лабораторных условиях. Ему принадлежит идея устройства подводной лодки, автомобиля и летательного аппарата. После того как инквизиция призвала его дать отчет о своих взглядах, Р. Бэкон провел в тюрьме 15 лет; труды его были сожжены.
Английский философ и логик Уильям Оккам (ок. 1285-1349) был уверен в независимости научных истин от богословия, их тесной связи с опытом и опоре на разум. Чувственное познание имеет дело с единичными предметами, однако теряет характер их точного воспроизведения. Представление как таковое есть состояние или акт души и образует знак для соответствующей ему внешней вещи. Следовательно, в душе мы находим знак для соответствующего ему явления во внешнем мире. Оккам различает интуитивное знание, связанное с восприятием и переживанием единичной вещи, и абстрактное знание, которое способно отвлекаться от единичного. Известный принцип Оккама («бритва Оккама»), гласящий, что «не следует множить сущности без надобности», вошел в сокровищницу человеческой интеллектуальной мысли, означая, что каждый термин обозначает лишь определенный предмет. Образование понятий у Оккама обусловлено потенцией - устремлением человеческой души на предмет познания. Его учение о понятиях называется терминизмом. Естественные понятия, относящиеся к самим вещам, Оккам называет «терминами первой интенции», а искусственные, относящиеся ко многим вещам и отношениям между ними, — «терминами второй интенции». Именно они становятся объектом анализа в логике. Оккам ограничивал применение понятия причинности сферой эмпирической констатации. Идеи Оккама были широко распространены в средневековых университетах. Поскольку Оккам выдвигал четкие логико-рационалистические требования к религиозным догматам, он был обвинен в ереси и провел четыре года в заточении. Распространившийся оккамизм требовал, тем не менее, логической безупречности канонических доказательств бытия Бога и также неоднократно осуждался папством.
Говоря об особенностях средневековой науки, ученые отмечают, прежде всего, что средневековая наука выступает как совокупность правил в форме комментариев. Вторая особенность - тенденция к систематизации и классификации знаний, третья - компиляция, обусловленная общей мировоззренческой и культурной атмосферой этой эпохи и столь чуждая и неприемлемая для науки Нового времени. Сравнивая средневековую науку с наукой Нового времени, исследователи отмечают изменение роли индукции и дедукции. Средневековая наука, следуя учению Аристотеля, придерживалась дедукции, то есть заключения, исходя из общих принципов к отдельным фактам, тогда как новая наука (после 1600 г.) использует индукцию, т.е. начинает с наблюдаемых отдельных фактов и приходит к общим принципам. Дедукцию истолковывают иногда и как процесс нисхождения, который начинается от чего-то наиболее общего, фундаментального и первичного и растекается на все остальное. В такой интерпретации весьма узнаваемо сходство дедукции и эманации, предполагающей истечение из лона порождающего характеристик, особенностей и сущностей более простого порядка.
