Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
FILOSOFIJA_uchebnik_CH.S.Kirvel_2013.doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
3.31 Mб
Скачать

Модуль 6. Философская антропология

Глава 1. Проблема человека в философии

6.1.1. Понятие философской антропологии и основные стратегии осмысления человека. Проблема происхождения человека в философии и науке

Человек выступает предметом изучения достаточно многих дисциплин как естественнонаучного, так и социогуманитарного знания. Естественные науки рассматривают человека как одно из материальных проявлений Вселенной, как специфическое природное существо среди других природных существ. Человека также изучают психология, педагогика, история, этнография, экономика, лингвистика и т.д. Но каждая из них рассматривает его в каких-то отдельных, частных аспектах, концентрируя свое внимание на фактологической стороне человеческой жизни. Здесь исследование человека, его отдельных сторон и аспектов осуществляется с помощью конкретно-научных методов.

В середине ХIХ в. стали возникать дисциплины непосредственно носящие название «антропология» (от греч. anthropos – человек и logos – учение). Первой появилась антропология как часть биологии. В настоящее время она понимается как наука о происхождении и эволюции человека, его морфологии, наследственности и изменчивости, образовании человеческих рас. В последней четверти ХIХ в. возникла культурная антропология. Эта дисциплина направлена на изучение быта и нравов примитивных народов, находящихся на доцивилизационной стадии развития. В 30-е годы ХХ в. появилась историческая антропология, которая стала рассматривать историю не как череду выдающихся личностей, либо действие безличных социальных законов, а как историю повседневного человеческого сознания и бытия.

А как же обстоит дело с проблемой человека в философии? В истории философии практически невозможно найти философа, а тем более философскую школу или направление, которые не обращались бы к человеку, к анализу различных сторон его материального и духовного бытия. Многие философы видели ключ к пониманию всего мироздания именно в человеке, рассматривая его как микрокосм, или малую Вселенную в противоположность большой Вселенной, или макрокосму.

В философии нет предмета более сложного и противоречивого, чем человек, в понимании которого обнаруживаются всевозможные позиции – от радужных и оптимистических, до скептических и преисполненных пессимизма. Человека трактуют и как безграничный микрокосм, уникальное и вполне совершенное существо, наделенное всеми добродетелями – «венец природы», «краса мироздания», и как «ошибку природы», обреченную на гибель по причине несовершенства и порочности человеческой натуры. Причину такого разброса мнений следует искать прежде всего в природе и сущности самого человека, тайна которого принадлежит, несомненно, к разряду «вечных проблем», к которым философия возвращалась и будет возвращаться снова и снова в силу специфики и характера своего предмета.

Философские концепции человека идут от древности и проходят через всю историю философии. Учения многих мыслителей к началу ХХ в. создали теоретическую почву для того, чтобы в философии возникла новая самостоятельная область знаний, особый ее раздел – учение о человеке, т.е. философская антропология. Окончательно философская антропология сформировалась в 20-х года ХХ столетия во многом благодаря трудам немецких философов М. Шелера, А. Гелена и Х. Плеснера. Так, Шелером была обоснована идея о необходимости создания основополагающей науки о человеке и изложена программа его философского познания, где целостное философское постижение человека должно соединиться с конкретно-научными результатами, полученными в ходе изучения различных сфер человеческого бытия. Философская антропология, по мнению Шелера, должна выполнить интегрирующую роль в отношении конкретно-научного, философского и религиозного осмысления человека, собрав воедино его образ, «разбитый на мелкие кусочки», и создав целостную концепцию человека.

В настоящее время термин «философская антропология» используется в нескольких смыслах:

  • в узком – как обозначение учений М. Шелера, А. Гелена, Х. Плесснера, т.е. как одного из направлений в философской мысли ХХв.;

  • в широком – как раздела философского знания (наряду с онтологией, гносеологией и др.), в котором изучается проблема человека.

Среди фундаментальных тем философской антропологии и наук о человеке особое мировоззренческое значение имеет проблема происхождения человека, или антропогенеза. Эта проблема, с одной стороны, выступала всегда как одна из традиционных для философии и науки, а, с другой, – носила и носит остро дискуссионный характер.

К числу важнейших концепций антропогенеза следует отнести: креационистскую, эволюционную и трудовую.

Креационистская (от лат. creatio – творение, создание) концепция рассматривает весь мир, а следовательно, и человека как продукты божественного творения. Человек, в свою очередь, понимается в качестве венца этого творения, т.е. высшего и наиболее совершенного создания Бога на земле, его образом и подобием. Креационизм акцентирует внимание на уникальности человека: среди других «природных тварей» он выделяется наличием у него бессмертной души и свободной воли. В силу своего происхождения он обладает также способностями к духовной жизни и творчеству. Идея уникальности и надприродности человека сыграла весьма значимую роль в развитии европейской культуры, поскольку способствовала обоснованию ценностей свободы, равенства (все люди изначально равны перед Богом), человеческого достоинства, творчества (человек – это соработник Творца) и развития человеческой личности (Бог в христианстве носит личностный характер и диалог с ним предполагает интимную духовность и любовь).

Эволюционная концепция была сформулирована Ч. Дарвиным (1809–1882) в его работах «Происхождение видов путем естественного отбора» и «Происхождение человека и половой отбор». Согласно Дарвину, человек, как и другие виды, животных появился в ходе сложной биологической эволюции. В процессе борьбы за существование выживали, утверждал английский биолог и антрополог, только те представители животного мира, которые в наибольшей степени были приспособлены к изменяющимся условиям своего существования. Человек в этой концепции в своем возникновении связан с высшими млекопитающими и происходит от человекообразной обезьяны в результате эволюционных изменений ее конституции. Психика человека, его способность к абстрактному мышлению и орудийной деятельности есть не что иное, как многократно усиленные естественным отбором инстинкты. Различия между высшими гоминидами и человеком носят не качественный, а сугубо количественный характер.

Дарвин в своих работах привел множество доказательств происхождения человека от низших форм животных:

  • сходство в строении тела и его функций у человека и других животных (особенно высших обезьян);

  • большое сходство в процессах зародышевого развития, в строении эмбриона человека и других животных;

  • существование рудиментарных органов у человека.

Как современная наука относится к концепции Дарвина? Самый острый и болезненный вопрос антропогенеза – это наше «родство» с обезьянами. Еще последователи Дарвина в ХIХ в. пришли к выводу, что между обезьяной и человеком должно быть какое-то промежуточное звено. Тогда предполагали, что достаточно одного или двух звеньев. Теперь известно, что таких звеньев достаточно много и к настоящему времени почти вся цепочка реконструирована, т.е. в основном линия эволюции от обезьяны к человеку восстановлена. В палеоантропологии за последнее время произошел настоящий взрыв: был также открыт ряд новых ветвей эволюционного древа гоминид, которое оказалось более разветвленным, чем считалось ранее. За это короткое время число описанных гоминид увеличилось вдвое, что укрепило и углубило общую схему антропогенеза.

В ходе расшифровки генома человека был получен совершенно удивительный результат, касающийся происхождения человека. Сравнение геномов шимпанзе и человека показало, что они почти идентичны (конечно, в тех участках, которые сравнивались, поскольку сравнить оба генома целиком пока не представляется возможным). По предварительным данным, человек отличается от шимпанзе лишь в три раза больше, чем различаются между собой люди из разных этнических групп. Однозначного объяснения этому факту еще не дано, однако возможно, ответ окажется совершенно неожиданным.

В то же время надо иметь ввиду, что дарвиновской теории присущ ряд недостатков: в ней раскрыты преимущественно биологические предпосылки антропогенеза, его природные механизмы, а сложная природа человека сведена лишь к его биологической организации.

Отдельно остановимся на рассмотрении трудовой концепции происхождения человека. В развернутом виде трудовую концепцию антропогенеза сформулировал Ф. Энгельс (1820–1895) – один из основоположников марксизма. В своей работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», опираясь на выводы эволюционного учения, Энгельс дополнил природные факторы антропогенеза социальными. По его мнению, именно трудовая деятельность, не отменяя биологических механизмов наследственности и изменчивости, преобразовала характер и направленность естественного отбора. Способность людей использовать и изготавливать искусственные орудия труда и сотрудничать с себе подобными с помощью языка, сплачиваться в социальные общности и совместным трудом преобразовывать окружающую среду, а не прости адаптироваться к ней – это главные факторы становления человека и человеческого общества. Таким образом, концепция Дарвина и трудовая теория Энгельса как бы дополнили друг друга.

Синтезируя идеи Энгельса и концептуальные наработки современных исследователей антропогенеза, можно утверждать, что именно труд запустил антропогенный процесс, который начинается с изготовления простейших орудий труда и именно с этого момента началась история homo tehnologicus. Альтернативой эволюционной адаптации становится дистанция и суверенность, поскольку первые орудия труда оберегали человека от негативных последствий прямого телесного контакта со средой. Человек окружает себя искусственно созданными вещами, которые задают дистанцию по отношению к природной среде и образуют своеобразную нишу от ее нежелательных воздействий.

Успешное развитие людей было также вызвано не просто новой экологической нишей, а продуктивной, искусственно организованной культурной средой (труд является основой возникновения и человеческой культуры). Культура – это не только внебиологическая форма трансляции знаний и информации. Она породила такие эффективные техники формирования человека как брак, систему родства, техники воспитания, возрастные, половые нормы и роли, ритуалы формирования и самосохранения социальной группы и т.д. Этот богатейший арсенал антропотехники трансформировал незавершенное природой человекообразное существо и сформировал необходимые для общества качества. Речь идет о буквальном моделировании человека практиками дисциплины, воспитания и образования. В новых условиях забота о детях в первых человеческих сообществах становится тщательной как нигде в животном мире. Можно даже утверждать, что именно дети были существенным фактором развития культуры и одновременно ее продуктом.

Процесс гоминизации протекал также и в сфере дома, который является условием эволюции человека. Необходимое для его созревания физическое и психологическое тепло обеспечивается домом, выполняющим функции защитной системы. Древние люди ограждались от непогоды стенами, которые стали первыми средствами манипуляции климатом, в котором и протекал долгий период эволюции человека. Уже очаг и пещера образовали ту свободную от непосредственного биогеографического климата нишу, внутри которой происходит «выращивание» человека. Дом был местом укоренения человека, где он отдыхал от поля и леса и согревался от непогоды.

Строительство дома – это главный экзистенциал, порожденный аграрной культурой. Крестьянский дом задавал не столько время события, сколько время повторения и вечного возвращения. Время дома – это время, когда люди жили от урожая до урожая и хранили припасы, обновляемые год за годом. Здесь время предстает как длительность, а дом как машина ожидания. Терпение в труде, сдержанность в потреблении продуктов и способность хранить запас переходят в другие способности, связанные не только с трудом, но и с управлением, а также умением создавать и приумножать доход. Крестьянский дом формирует терпение, присущее не только индивидам, но и народам.

Раньше жилище привязывало человека к месту, облагораживанием которого становились дом, деревня и город, искусственно созданный ландшафт, включавший хозяйственные сооружения, поля, дороги, каналы, средства передвижения. Люди жили ритмом, задаваемым устройством коллективной среды обитания.

Сегодня происходит детерриторизация человека. В условиях экономически детерминированной мобильности индивид превращается обратно в кочевника. Жилье, в котором живет современный человек, всего лишь одно из многих, своеобразная капсула, где отдыхают после напряженного рабочего дня. Дом стал местом для сна и анклавом безмирности в мире. Обретая изолированное жилье, современный человек становится бездомным, а мир, в котором он существует («дом бытия»), оказывается погребенным грудой мусора, производимого техногенной цивилизацией. Бездомность и безродность, по выражению М. Хайдеггера1, современного человека связаны также и с тем, что он платит за свой комфорт душевной пустотой, а за благоденствие – падением рождаемости, т.е. детско-материнской нищетой.

В системе современного философского и научного знания трудовая теория происхождения человека на сегодняшний день выступает как наиболее авторитетная и признанная.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]