Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Уголовное право.docx
Скачиваний:
4
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
809.75 Кб
Скачать

Заключение

При определенных условиях людям свойственны сильные эмоциональные порывы, быстро возникающие, захватывающие человека целиком. Такие состояния называются аффектами.

В уголовном законодательстве Республики Беларусь только за три преступления, совершенные в состоянии аффекта, установлена пониженная ответственность: это убийство (ст. 141 УК), причинение тяжкого и менее тяжкого телесного повреждения (ст. 150 УК). Состояние аффекта при совершении иных преступлений не признается смягчающим ответственность обстоятельством, хотя может быть расценено как обстоятельство, смягчающее наказание.

Аффект, являясь психологическим понятием, введён законодателем в конструкции ст. ст. 141, 150 УК. Указанное обусловило приобретение им нового, а именно, уголовно-правового содержания и особой роли в уголовно-правовой норме в связи с его постановкой в качестве уточняющего по отношению к «внезапно возникшему сильному душевному волнению».

Аффект в уголовном праве рассматривается как эмоциональное состояние, достигающее такой силы, когда лицо, его испытывающее, не в полной мере может его осознавать, а также контролировать. Кроме того, аффектом можно признать только такое эмоциональное состояние, которое характеризуется особым трёхфазовым процессом развития, то есть должны присутствовать: фаза накопления отрицательных эмоций; фаза эмоционального взрыва; фаза, следующая за эмоциональным взрывом, характеризующаяся эмоциональным опустошением. При этом обязательным является наличие виктимологической провокации.

Понятие «сильное душевное волнение» употребляется лишь в уголовном законодательстве, а в психологии отсутствует. Поэтому для определения данного понятия следует принимать во внимание лишь критерии, которые приводятся в уголовном законодательстве, то есть такой качественный показатель эмоции, как её сила и, опять-таки наличие виктимологической провокации. Отсюда, спектр эмоциональных состояний, подпадающих под «внезапно возникшее сильное душевное волнение», достаточно широк, что приводит к неравнозначности по объёму «аффекта» и «внезапно возникшего сильного душевного волнения», а именно к соотношению их как частного и общего.

В результате употребления психологического понятия «аффект» в УК и не чёткости границ его определяющих, возникли противоречия в науке и практике. Поскольку юридическое понятие «аффект» неадекватно отождествится с психологическим, его нельзя использовать в краткой формулировке. Следовательно, с целью более точного применения уголовного закона, а также единообразного понимания категории «аффект» необходимо внести в текст ст. ст. 31, 141, 150 УК изменения следующего характера: «...совершенное в состоянии сильного душевного волнения (физиологического аффекта или приравненной к нему эмоции)...». Подобная формулировка позволит суду избежать ошибок при квалификации преступлений, спровоцированных отрицательным поведением потерпевших.

Анализируя законодательную конструкцию ст. ст. 141, 150 УК можно выделить следующие недостатки. Во-первых, недостаточная разработанность в науке и сомнительная ценность для практики введённого в правовой оборот термина «издевательство». Во-вторых, неоднозначное понимание термина «психотравмирующая ситуация». В целях совершенствования законодательства, необходимо изложить в постановлении Пленума Верховного Суда Республики Беларусь о практике применения ст.ст. 141, 150 УК определение данных понятий. Полагаем, издевательство, указанное законодателем в ст. 31, 141, 150 УК - это умышленное причинение потерпевшим душевных и физических страданий виновному независимо от формы их осуществления и длительности. Психотравмирующая ситуация - это психически отягощенная ситуация, характеризующаяся комплексным воздействием патогенных факторов, влекущая состояние эмоциональной напряженности, а при длительном воздействии - аффективное состояние, обусловливающая неспособность лица во время совершения преступления в полной мере сознавать значение своих действий или руководить ими.

В-третьих, одинаковая ответственность за совершение разных по степени общественной опасности деяний - причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения в состоянии аффекта (ст. 150 УК). В связи с этим, следует дифференцировать ответственность за умышленное причинение тяжкого и менее тяжкого телесного повреждения в состоянии аффекта.

В-четвертых, если потерпевшему был причинён вред здоровью (тяжкий или менее тяжкий) и в результате дальнейшего развития причинно-следственной связи наступила его смерть (в случае причинения вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего), то из всех рассмотренных вариантов правильной является квалификация только по ст. 150 УК.

Для квалификации преступления по ст. ст. 141, 150 УК необходимо доказать наличие умышленной вины. Умысел может быть прямым, только неопределённым, так как в состоянии аффекта человек не способен предвидеть последствия своих действий, он их, от части, не контролирует; и косвенным.

Если в состоянии аффекта преступление совершается по неосторожности, оно должно квалифицироваться как соответствующее неосторожное преступление. То обстоятельство, что неосторожное преступление было совершено в состоянии аффекта, должно быть учтено как обстоятельство, смягчающее ответственность при назначении наказания. В случае наступления по неосторожности более тяжких последствий преступления, ответственность наступает только за фактически причинённый вред.

Считаем, что Пленуму Верховного суда Республики Беларусь целесообразно было бы дать разъяснения по затронутым нами вопросам в виде постановления о практике применения ст. ст. 141, 150 УК.