Уральская Модель ООН
УИУ РАНХиГС при Президенте РФ
Совет по правам человека ООН
Доклад Эксперта
"Права беженцев, лиц, ищущих убежища и мигрантов: баланс интересов государства и личности"
Екатеринбург
2016
Оглавление
Введение
В настоящее время наиболее важным направлением в политике государств мира является обеспечение защиты человека и гражданина, предоставление определенного круга прав. В силу обостряющихся конфликтов, а также разрастающегося явления терроризма все чаще становится актуальным вопрос о беженцах, которые в настоящее время требуют особого внимания как на международном уровне, так и в пределах одного государства.
Подтверждение статуса беженца является формальным подтверждением права человека на международную защиту или убежище. Защита данной категории лиц подразумевает отнюдь не только согласие государства принять иностранного гражданина на своей территории и не высылать его в страну, где ему угрожает преследование. Как и всякий формальный статус, статус лица, ищущего убежища или беженца порождает сумму прав и обязанностей, совокупность которых характеризует юридическое положение лица в государстве, а также характер взаимоотношений между человеком и государством.
Специфика правового положения беженца определяется тем, что страна его гражданской принадлежности не гарантирует ему важнейшие права и свободы человека, что является причиной бегства и поиска защиты у другого государства. Поэтому соблюдение баланса государства и личности в регламентации правового положения беженцев является одной из важнейших задач, стоящих перед обществом в современном мире.
Современное международно-правовое состояние мигрантов, беженцев и лиц, ищущих убежище
Международно-правовой механизм защиты прав беженцев и помощи им является частью механизма международной защиты прав человека и функционирует в двух направлениях: разработка конвенций и деклараций, закрепляющих международные обязательства в области прав беженцев, и контрольная деятельность международных органов за соблюдением государствами международных обязательств по правам человека.
Конвенции и соглашения, являющиеся прямыми источниками права беженцев, можно классифицировать в зависимости от территориальной сферы действия на универсальные и региональные. К универсальным относятся Конвенция 1951 г. о статусе беженцев и Протокол к ней 1967 г.
К региональным соглашениям относятся международные договоры, заключенные в рамках региональных международных организаций, сфера действия которых распространяется на государства, принадлежащие к одному географическому региону. Таковыми являются:
Конвенция по конкретным аспектам проблем беженцев в Африке (1969),
Европейское соглашение об отмене виз для беженцев (1959),
Европейское соглашение о передаче ответственности за беженцев (1980),
Соглашение Совета Европы, касающиеся моряков-беженцев (1957) и Протокол к нему (1973),
Соглашение Содружества Независимых Государств о помощи беженцам и переселенцам (1993) с Протоколом 1993 г.,
Дублинская конвенция 1990 г., определяющая государство, ответственное за рассмотрение ходатайств о предоставлении убежища, поданных в одном из государств — членов Европейского сообщества,
Конвенция Европейского союза 1990 г. о применении Шенгенского соглашения 1985 г.
Вторая категория международных договоров, составляющих правовую базу института права беженцев, — это конвенции универсального и регионального характера, касающиеся основных прав человека, применимых к беженцам, либо содержащие специального положения, регламентирующие их статус. К числу таких соглашений, устанавливающих фундаментальные права человека, относятся:
Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.,
пакты о правах человека 1966 г.,
Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.,
Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания 1987 г.,
Африканская хартия об основных правах 1981 г.,
Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г.,
Американская конвенция о правах человека 1969 г.).
Кроме того, в силу многообразия помощи, которую оказывают международные органы беженцам, в структуру механизма международной защиты прав беженцев входят также такие специализированные учреждения ООН, как ЮНЕСКО, ВОЗ, ФАО.
Миграции и перемещение населения в результате войн, экономического и социального кризиса, стихийных бедствий началось не сегодня и завершится не завтра - процесс поиска людьми безопасных условий для жизни в последние годы в ряде регионов планеты приобретает опасную динамику.
Население государств, где разворачиваются военные действия и где существует нестабильная социально-политическая ситуация, в поисках защиты для себя и своей семьи вынуждено покидать свою родину и становиться мигрантами, беженцами или лицами, ищущими убежища.
К основным странам, которые являются источником миграционного движения, можно отнести: Сирию, Ирак, Афганистан, Эритрею, Сомали, Нигерию и др.
В условиях этого мигранты вынуждены искать те страны, которые смогли бы обеспечить их безопасность и минимальный уровень жизни. Таким странами стали государства Европы, которые принимают беженцев, в том числе и мусульман, уже не одно десятилетие — Германия, Франция, Швеция и другие страны готовы распространять свои социальные блага не только на собственных жителей.
Однако в современных условиях сложилась ситуация, когда государства Европы оказались не готовы к столь масштабному миграционному потоку.
Естественно, что в рамках осуществления различных организационных действий по принятию, размещению и обустройству мигрантов, беженцев и лиц, ищущих убежище, все чаще стали нарушаться права человека.
Для установления масштаба нарушения прав вышеуказанных лиц, далее, был составлен список стран, в которых ситуация с обеспечением прав мигрантов, беженцев и лиц, ищущих убежище вызывает опасения и требует особого внимания со стороны Совета по правам человека.
Сирия
Внутренний вооружённый конфликт в Сирии стал причиной массового перемещения населения. Около 4,6 миллиона человек покинуло Сирию за период с 2011 года по конец 2015, в том числе 1 миллион человек, которые стали беженцами за 2015 год (по данным УВКБ ООН, Агентства ООН по делам беженцев).
По данным Управления по координации гуманитарных вопросов ООН около 7,6 миллиона человек стали внутренне перемещёнными лицами на территории Сирии. Половина перемещённых лиц - дети. Турция, Ливан и Иордания – страны, принявшие большинство беженцев из Сирии, ограничили доступ спасающихся от продолжающегося конфликта беженцев на свои территории, обрекая их на дальнейшие нападения и лишения в Сирии. Ливан и Иордания по-прежнему блокировали доступ палестинским беженцам из Сирии, что делало их особенно уязвимыми. По меньшей мере 500 000 сирийских беженцев добирались по воде или по суше до Европы, однако многие европейские страны и другие страны региона оказались неспособны разместить у себя справедливую долю от этого потока беженцев.
Италия
Свыше 153 000 беженцев и мигрантов прибыли в Италию, переплыв центральный район Средиземного моря на не пригодных для мореплавания, переполненных судах. Подавляющее большинство отправлялось из Северной Африки, и их спасали в море итальянская береговая охрана и военно-морской флот, суда других стран, торговые судна и суда НКО. 153 В течение года более 2 900 беженцев и мигрантов погибли и пропали без вести в море при попытке пересечь море. Количество погибших резко возросло в первые четыре месяца, составив, по сообщениям, около 1700 случаев, в том числе свыше 1200 в результате двух крупных кораблекрушений, произошедших в одном только апреле. Это было связано с тем, что в конце 2014 года сократился объём ресурсов, выделяемых на профилактическое патрулирование: операцию «Маре Нострум» заменили меньшей по масштабам и направленной на приграничный контроль операцией «Тритон» агентства ЕС по охране границ «Фронтекс». В конце апреля европейские правительства решили возобновить патрулирование центрального района Средиземного моря, чтобы разобраться с проблемой нелегальной перевозки людей: расширили операцию «Тритон», развернули независимые спасательные операции на уровне отдельных государств и учредили военную программу ЕС на юге центрального района Средиземного моря EUNAVFOR MED, позже переименованную в «операция „София“». Все эти меры вкупе с возросшими усилиями НКО привели к резкому снижению количества смертей в последующие месяцы. Несмотря на это, из-за огромного числа отправляющихся в путь людей (которых подталкивало к тому ухудшение ситуации в стране происхождения или транзита) и отсутствия безопасных и законных альтернатив, позволяющих искать защиты в Европе, случаи гибели людей на море продолжали регистрироваться до конца года. Итальянские власти старались обеспечить надлежащие условия для приёма десятков тысяч людей, сходивших на берег в стране. Правительство ввело план по распределению их между центрами размещения по всей стране, что в некоторых случаях натолкнулось на ожесточённое сопротивление местных властей и населения, вплоть до нападений с применением насилия. В июле в Куинто-ди-Тревизо (северо-восток Италии) жители и воинствующие ультраправые ворвались в квартиры, предназначенные для приёма просителей убежища, вынесли оттуда мебель и подожгли её, в результате чего властям пришлось перевести просителей убежища в другое место. В августе были приняты новые нормы, чтобы транспонировать директивы ЕС о предоставлении убежища и реструктурировать систему приёма мигрантов. Вызывали озабоченность планы расширить практику взятия под стражу в центрах, занимающихся установлением личности и высылкой. В сентябре в Италии начали внедрять «хотспоты», призванные выделять просителей убежища с гражданством определённых стран, которые могут рассчитывать на перемещение в другие страны – члены ЕС с последующей подачей там прошения об убежище. К концу года в рамках программы 154 перемещения было переправлено 184 человека. Высказывались опасения, что просителей убежища и мигрантов могут произвольно задерживать и принудительно дактилоскопировать в центрах-«хотспотах». Власти Сицилии выдавали приказы о высылке людей сразу по их прибытии, что вызывало озабоченность в связи с тем, что людей, которые не могли рассчитывать на перемещение, возможно, высылали, не дав им возможности попросить убежища и не проинформировав об их правах. В сентябре Европейский суд по правам человека в деле Хлайфии признал Италию виновной в произвольном задержании, жестоком обращении и коллективной высылке группы тунисцев в 2011 году. Дело касалось их задержания в центре размещения на острове Лампедуза и на военных судах, а также их суммарной репатриации в Тунис без изучения их индивидуальных обстоятельств. «Нелегальный въезд и пребывание» на территории страны оставались преступлением. Правительство не приняло никаких постановлений для его отмены, хотя парламент принял соответствующее распоряжение ещё в апреле 2014 года.
Ливия
В сентябре ООН насчитала в Ливии около 250 000 беженцев, просителей убежища и мигрантов, нуждавшихся в защите и помощи. Многие сталкивались с серьёзными нарушениями, дискриминацией и эксплуатацией их труда. Вооружённые группировки целенаправленно преследовали представителей религиозных меньшинств, в особенности христиан, добиваясь выполнения законов ислама в собственной интерпретации.
Иностранцы, попавшие в Ливию нелегально, становились жертвами вымогательства, пыток, похищений, а иногда и сексуального насилия со стороны преступных банд, занимающихся контрабандой и торговлей людьми. От 2500 до 4 000 задержанных или перехваченных в море иностранных граждан без документов бессрочно находились под стражей в 15 центрах на территории страны, относящихся к трипольскому Департаменту по борьбе с нелегальной миграцией, и многих из них там пытали. Из-за насилия и произвола тысячи людей пытались уехать из Ливии и пересекали Средиземное море на не пригодных для мореплавания судах, чтобы добраться до Европы. К 5 декабря около 143 000 беженцев и мигрантов добрались по морю до Италии, и большинство из них отправились из Ливии. По данным Международной организации по миграции, более 2 880 человек утонули в пути. Международно признанное правительство в январе запретило легальный въезд на территорию Ливии гражданам Сирии, Палестины, Бангладеш и Судана, а в сентябре распространило этот запрет на граждан Йемена, Ирана и Пакистана.
Польша
В течение всего года обсуждение перемещения и переселения беженцев происходило в обстановке усугубляющейся дискриминационной риторики, поддерживаемой некоторыми государственными должностными лицами. В июле правительство объявило, что примет 900 сирийских беженцев из Ливана и 1 100 беженцев, временно находящихся на территории Италии и Греции, в рамках своей программы по переселению. В сентябре правительство поддержало план ЕС о перемещении 120 000 беженцев из других европейских стран. На основе согласованных квот около 5000 будут перемещены в Польшу из Греции и Италии в течение двух последующих лет. После парламентских выборов новое правительство отошло от обязательств в рамках схемы ЕС по переселению и распределению беженцев. По состоянию на конец года принимаемые меры по интеграции были недостаточными, а власти не приняли комплексной интеграционной стратегии. В стране по-прежнему несоразмерно часто помещали под стражу мигрантов и лиц, ищущих убежища. В сентябре Европейский суд по правам человека коммуницировал правительству дело «Бистиева против Польши». Заявительница настаивает, что решение властей о взятии её и троих её детей под стражу на время рассмотрения их ходатайств о предоставлении убежища нарушило их права на неприкосновенность частной жизни, свободу и безопасность.
