4. Безусловный Завет и земля обетованная.
Ещё одна претензия к диспенсационалистам касается безусловных Заветов. Анализируя библейские Заветы Бога с человеком, последователи критикуемого нами учения, подразделяют их на условные, то есть заключённые на определённых условиях, от соблюдения которых сторонами Завета зависит конечный результат, и безусловные, в которых от человека не требуется выполнения каких-либо условий, но результат полностью зависит от воли Бога. Завет в отношении земли обетованной или Палестины диспенсационалисты относят к безусловным Заветам, отсюда, по их мнению, возникает моральное право современного Израиля на владение палестинскими территориями, которое не зависит от их нравственного или духовного состояния.
Нам непонятно на основании чего диспенсационалисты вообще формулируют понятие безусловный Завет, как нам кажется, библейский текст такого повода нигде не даёт. Если под безусловным Заветом подразумевать неизменное намерение Божье спасти человечество, в котором Бог, невзирая на позицию последнего, делает всё, чтобы это намерение осуществилось, то это просто воля Божья, не обусловленная волей человека, а не безусловный Завет. Но, в конце концов, эта Его безусловная воля приводит историю к возникновению Заветов, и что касается последнего Завета, именуемого Новым, то в нём как и всегда от человека требуется выполнить условие, в данном случае условие веры: «Кто будет веровать, и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мр.16:16). То же Боговоплощение, на которое Бог идёт, не предъявляя человеку никаких условий, невозможно без человека, от которого в лице Девы Марии всё же требуется сказать Богу: «Се раба Господня, да будет мне по слову Твоему» (Лк.1:38), то есть сказать Богу да. Таким образом, рождение Христа обусловлено и волей человеческой, так что в контексте богочеловеческих отношений, отношений свободы невозможно вообще говорить о какой-то безусловности. Потому как свобода уже выдвигает человеку условия приложения усилий, употребления воли навстречу неизменному намерению Божию.
Что же касается земли обетованной, то владение ею как и владение любым обещанным благословением Божьим обусловлено в Ветхом Завете исполнением Закона, о чём совершено однозначно говорится во Второзаконии: «Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло. Я, которые заповедую тебе сегодня, любить Господа Бога твоего, ходить по путям Его и исполнять заповеди Его и постановления Его и законы Его, то будешь жить и размножишься, и благословит тебя Господь Бог твой на земле, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею; если же отвратится сердце твое, и не будешь слушать, и заблудишь, и станешь поклоняться иным богам и будешь служить им, то я возвещаю вам сегодня, что вы погибнете и не пробудете долго на земле, для овладения которою ты переходишь Иордан» (Втор.30:15-18). Что собственно и произошло посредством и ассирийского царства, и вавилонского царя Новохудоносора. По истечении семидесяти лет вавилонского пленения Бог приводит в исполнение пророчества Исайи, Иеремии, Иезекииля о возвращении рассеянных евреев на родину в Палестину, чтобы в перспективе заключить и с Израилем, не способным пребывать в рамках Ветхого Завета, и со всем человечеством Новый Завет: «Но пророк, укоряя их, говорит: вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, потому что они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь» (Евр.8:8-9). Если же продолжить мыслить актуальность земли обетованной в новозаветную эпоху, если всё-таки сделать такое нелепое допущение, то Богом делается попытка продлить «аренду» этой земли Израилем уже на условиях Нового Завета, который Израиль в лице религиозных вождей иудаизма и отчасти народа отвергает, на что Иисус Христос произносит слова: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф.23:37-38).
Может быть, ощущение безусловности складывается из чисто метафорических оборотов речи, придающих некоторым Божьим обетованиям вечную перспективность: «И ныне Я избрал и освятил дом сей, чтобы имя Мое было там во веки; и очи Мои и сердце Мое будут там во все дни» (2Пар.7:16), или «Тогда сказал Давид: [никто] не должен носить ковчега Божия, кроме левитов, потому что их избрал Господь на то, чтобы носить ковчег Божий и служить Ему во веки» (1Пар.15:2). Не вызывает сомнения то, что эти и многие подобные высказывания носят метафоричный характер, поэтому речь в них идёт не о бесконечности, а о значительной продолжительности, у которой всё же есть свои пределы, которые мы выше назвали полнотой времён. Каким образом «во веки» может осуществляться служение ковчегу или храму с их жертвоприношениями, когда Христос «однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею» (Евр.9:26). И обратите внимание на фразу «к концу веков», что всё-таки говорит об ограниченности того что нам кажется в Ветхом Завете бесконечным.
Итак, исходя из текстов Священного Писания, мы не можем говорить о каких-либо безусловных Заветах, их попросту не существует. Что касается отношения Израиля к двум основополагающим, то он, как уже было показано, не пребыл в Ветхом Завете (Евр.8:8-9) и отверг Новый Завет (Мф.23:37-38), таким образом, договор аренды земли обетованной пролонгирован быть не может.
Ну а о возможности исполнения сегодня Израилем Ветхого Завета говорить бессмысленно. С одной стороны, потому что Закон и пророки попираются запредельным поведением жителей Израиля - в Иерусалиме и других города страны проводятся гей-парады, ну и упомянутая гей-поправка в законе о возвращении свидетельствует, что гомосексуальный дрейф уже не является частной инициативой, но есть позиция государства. С другой стороны не существует никакой параллельной истории, в которой возможны были бы свои условия отношений с Богом, история одна и она линейна. Новый Завет – это следующий шаг истории, и этот шаг был сделан смертью и воскресением Христа, поэтому и человечество не зависимо от национальности может совершать богоугодную жизнь только в унисон с этим Откровением.
