Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Модуль 1б.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
99.89 Кб
Скачать
    1. Семья в контексте познания теории социальной работы

Семья в социальной работе рассматривается как мультиперсональный субъект, как особый тип клиента, осмысляемый во всем многообразии системных связей. Понимание проблем клиента осуществляется через изучение семейных связей и отношений, с другой стороны семья рассматривается в теории и практике социальной работы как некое единство, целостность со своими структурными особенностями, мифами, традициями, ролями, ценностями и стереотипами поведения.

В теории и практике социальной работы сложились следующие подходы к семье как клиенту:

  • семья как субсистема;

  • семья как сеть межличностных отношений;

  • семья как малая группа;

  • семья как социальный институт.

1.2.1. Семья как субсистема

Рассмотрение семьи как субсистемы отражает психодинамические концепции в теории и практике социальной работы, которые связанны с технологиями лечения, восходящие к практике дружеских визитеров и деятельности М. Ричмонд.

Традиционные подходы к проблемам семьи здесь рассматриваются с позиций субсистем, таких как мать-ребенок, отец-ребенок. Такие подходы пришли в теорию и практику социальной работы из практики психодинамического подхода.

Традиционно в практике социальной работы с семьей при таких подходах использовались теории З. Фрейда, О. Ранка, К. Хорни, в более позднее время представления Боулби, Когута, Керберга о ранних привязанностях детей к родителям и их влиянии на психоэмоциональное развитие ребенка, и формирование неврозов.

Так, например, Дж. Боулби выявил основные концептуальные механизмы установки привязанностей, объясняя их влияние на эмоциональные расстройства и страдания личности, исходя из нежелательной разлуки и утраты на ранних стадиях формирования личности.

Под привязанностью понималась такая форма поведения, которая характеризовалась близостью между субъектами, исходя из доминирующих предпочтений одного из них, на основе «силы и/ или мудрости». Поведение привязанности сопровождает человека на протяжении всей его жизни от младенчества до старости.

Как форма поведения привязанность имеет специфические черты, среди основных исследователь выявлял:

  • специфичность – поведение имеет направленность на основе предпочтения к индивиду;

  • длительность – привязанность как форма поведения продолжается в течение всей жизни человека,

  • вовлеченность эмоций – эмоции возникают во время установления, поддержания, разрыва и восстановления отношений.

  • онтогенез – привязанность у младенцев формируется в первые девять месяцев жизни;

  • научение – обучение различать знакомое от незнакомого является главным в процессе развития привязанности;

  • организация – поведение привязанности опосредуется реакциями младенца на такие важные факторы как голод, усталость, незнакомый объект;

  • биологическая функция - поведение привязанности характерно для всех видов млекопитающих.

Дж. Боулби, считал, что ранний опыт отношений с субъектом, осуществляющим заботу о ребенке формирует:

      • основу структур мотивации;

      • близость и формы поведения, способствующие взаимодействию;

      • подготовленные биологические формы деятельности;

      • развитие самости и объектные отношения.

Более подробную характеристику семейных отношений, провоцирующие различные клинические формы неврозов, представляет Р. Армандо. Согласно ее подходу запреты во внутрисемейных отношениях приводят к аффективным состояниям и соматическим расстройствам. В социальной работе с семьей были выявлены следующие типы семейных субсистемных отношений, повлекшие за собой нервозы у детей младшего возраста:

Исполнительный тип семейных отношений характеризуется игнорированием индивидуальных возможностей ребенка, заменяя детское желание в достижениях («Быть первым!», «Быть лучшим!») на необходимость.

  • Клиническая картина - усталость, пассивность, вялость, сонливость, выраженная плаксивость и пугливость, сочетание с соматической ослабленностью; истощение нервной системы в связи с непосильной нагрузкой.

Тип внутренней депривации характеризуется конфликтом между желаниями и предложениями со стороны родителей, при этом не учитываются чувства и эмоции ребенка, требования к которому сопровождаются предписанием - «Будь сильным!»

  • Клиническая картина – наличие страхов, ночные кошмары, невротические расстройства, нарушение контактов со сверстниками.

Тип директивно-разрешающих отношений связан с реализаций границ самоконтроля ребенка, ограничение и вседозволенность приводят и в том и другом случае к невозможности позитивной оценки своего «Я», осознание ограничений, как в восхищении, так и в разрешенности.