Танк а7v-u
Обкатывая трофейные танки, германские специалисты пришли к выводу, что их машина должна быть похожа на танки англичан. Прототип нового танка был готов даже раньше, чем АТV (1 сентября 1917 года) и получил обозначение А7V-U. Корпус танка приобрел в сечении форму ромба, но несколько более угловатого по сравнению с его английскими предшественниками. Места механика-водителя и командира расположили спереди, как и у англичан, но броневую рубку наверху сохранили. Теперь она служила для наблюдения, и в ней можно было устанавливать пулеметы. Толщину брони уменьшили до 20 мм, но защищенность танка за счет наклона передних бронелистов корпуса под углом 50° к вертикали даже несколько возросла. По обе стороны от двигателей располагались спонсоны, вооруженные 57-мм орудиями Максима-Норденфельда, а позади них в бортах - два пулемета МG.08. Угол горизонтального обстрела пушек в спонсонах превышал 90°. Бензобаки и тяги управления располагались между днищем корпуса и полом боевого отделения. Вентиляция осуществлялась через отверстия в крыше рубки и корпуса позади нее, забранных для защиты стальными полосами. На крышу были выведены выхлопные коллекторы двигателей.
Тяжелый танк A7VU |
|
|
|
|
|
Экипаж танка был меньше, работать ему было удобнее, чем на А7V, поскольку у танка была упругая подвеска. Первые испытания новой машины прошли 25 июня 1918 года. Танк А7V-U продемонстрировал лу́чшую защищенность и скорость движения, однако его вес оказался слишком велик, а сопротивление движению на 40 % выше, чем у А7V. Танк оказался технически очень сложным и дорогостоящим, поэтому 12 сентября Ставка распорядилась работы над ним прекратить, а его единственный опытный экземпляр был разобран.
Танк "Колоссаль" (k-Wagen)
Такая же судьба постигла и еще один опытный германский танк марки "К" - "Колоссаль" - машину весом около 150 т. Военное министерство утвердило его проект 28 июня 1917 года, причем первоначально планировалось сделать 10 таких танков, но потом заказали их в количестве 100 экземпляров. Предполагалось, что танк будет иметь 30-мм броню, четыре 77-мм казематные пушки в спонсонах и семь пулеметов. Экипаж должен был состоять из 22-27 человек. Благодаря большой длине корпуса, который гусеницы охватывали так же, как и у англичан, он мог форсировать рвы шириной до 4 м. Для перевозки по железной дороге танк "К" можно было разобрать на 15-20 частей, после чего собрать на исходных позициях.
Вероятно, германское командование всерьез планировало при помощи этих танков добиться перелома в ходе военных действий. Но очень скоро стало понятно, что добиться этого без наступления нельзя, в то же время такие танки можно было использовать исключительно в обороне. Контракт на постройку пяти экземпляров "К" заключили с шарикоподшипниковым заводом "Рибе" в Берлин-Вайсензее, на пять других - с "Вагонфабрик Вегман" в Касселе. Работы начались в апреле 1918 года, и к концу Первой мировой войны на "Рибе" почти достроили один танк, а для второго сделали бронекорпус и комплект основных узлов за исключением двигателей. Но Германия потерпела поражение, и все сделанное было пущено на слом.
Спустя четверть века в Германии были снова построены два 180-тонных танка "Маус", также не принимавших участия в бою. В обеих мировых войнах после перелома хода событий не в свою пользу военное руководство Германии делало ставку именно на "сверхтанки". Оба раза конструкторы закладывали в эти монстры ряд оригинальных идей и решений, и оба раза они реализованы не были.
АНГЛИЙСКИЙ БОЕВОЙ ТАНК
"Большой Вилли", "Машина Вильсона", "Мать" , "Стоножка", "Марка-1", танк Mk.I.
Э
.
Свинтон (Ernest Dunlop Swinton) обратился с письмом
к командующему британскими войсками в
Европе генералу Джорджу Френчу (George
Arthur French), сообщив ему о проходящих
экспериментах ("О необходимости
истребителей пулеметов"). Генерал
под впечатлением огромных потерь,
которые несли его войска, сразу же
откликнулся, а офицеры из штаба постарались
изложить в деталях, какая машина им
требуется. По их мнению, будущий
"сухопутный броненосец" должен
был иметь противопульную броню,
преодолевать воронки диаметром до 4
метров и проволочные заграждения в
несколько рядов, развивать скорость на
местности не менее 4 км/ч. Вооружение
должно было состоять из одной пушки и
двух пулеметов, экипаж из 6 человек. У
Комитета сухопутных кораблей были
окончательно развязаны руки, и Д'Энкур
вместе со Свинтоном вплотную занялись
проектированием.
"Маленький
Вилли"
О
пытный
экземпляр на шасси трактора "Буллок"
под руководством инженера У. Триттона,
лейтенанта В. Вильсона и Г. Рикардо
соорудили за 40 дней на машиностроительном
предприятии У. Фостера в Линкольне. Они
дали машине название "Маленький
Вилли". При боевом весе около 18 тонн
ее вооружение должно было состоять из
40-мм автоматической пушки Максима,
расположенной в башне в центре корпуса.
Но вооружение на ней так и не было
установлено, и она испытывалась с
фальшивой башней (ради веса). Нужно
отметить, что сделана она была еще до
того, как Комитет получил одобренную
военными спецификацию Свинтона, поэтому,
хотя испытания и закончились успешно,
было решено, что для боя "Маленький
Вилли" еще не годится.
Главным недостатком называли то, что он не мог преодолевать 4 метровые воронки из-за недостаточной длины опорной поверхности гусениц. У инженеров возникла мысль придать гусеницам танка ромбовидные очертания, а сам корпус и вооружение разместить между ними. Подобная конструкция позволяла преодолевать вертикальные препятствия, которых всегда много на поле боя, а при необходимости легко перевозить его по железной дороге, сделав бортовые отсеки для вооружения (спонсоны) съемными. Предполагались и экзотические способы для преодоления траншей вроде гусенично-шагающего механизма "ноги слона", на котором 6 шагающих опор могли бы использоваться в качестве опоры для гусениц трактора "Грипин-Грип", но собранный образец получился нелепым и громоздким.
Танк
"Большой Вилли" на испытаниях 2
февраля 1916 года.
