Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Политические субкультуры России.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
158.21 Кб
Скачать

3.5 Анархисты

Большое количество сайтов, "живых журналов", региональных и общероссийских организаций, периодические упоминания в газетах, журналах, интернет-СМИ - все это бросается в глаза каждому, кто пытается ознакомиться с анархистским движением в России. Анархисты - социально активная сила. Они давно уже заметны в левой среде, принимают активное участие в социальных движениях (экологическом, антифашистском, жилищном), и даже собирают сотни человек на митинги и в свои колонны на демонстрациях. Большинство анархистов - сторонники левых, антикапиталистических взглядов. Они - сторонники мелкобуржуазного политического течения, основные идеи которого - отрицание всякой государственной власти и организация общества путем "вольной федерации" промышленных и земледельческих ассоциаций, абсолютная личная свобода граждан. Значительная часть участников анархистских организаций считает себя анархо-коммунистами (либертарными коммунистами) - сторонниками идей Петра Алексеевича Кропоткина и близких ему теоретиков. Маловлиятельны в современной России такие течения, как анархо-индивидуализм и особенно анархо-капитализм, предполагающие сочетание безгосударственного общества с рыночной экономикой и частной собственностью. Влияние антикапиталистических настроений среди российской анархистской молодежи сказалось и на идеологии этого течения. Показательно, что группы, в которых преобладают анархо-капиталисты и индивидуалисты, уже с конца 1990-х годов выступают с позиций "плюрализма" моделей общества будущего, где капиталистический сектор будет лишь одним из многих. К тому же на словах они часто выступают против капиталистических отношений, фактически оставаясь их сторонниками. Помимо классических для анархизма течений, в последние два года в России появились и ранее не представленные. Среди них - анархо-примитивизм, сторонники которого призывают бороться не только против государства и капитализма, но и выступают за отказ от городской цивилизации и возвращение к обществу собирателей и охотников.

Вообще, для современных российских анархистов характерно сочетание идей различных течений, порой - достаточно гармоничное. Так, некоторые анархо-коммунисты одновременно являются анархо-синдикалистами (считают, что синдикаты - массовые радикальные профсоюзы - должны стать ведущим инструментом преобразования общества) и экоанархистами (последователями Мюррея Букчина и Андре Горца). При этом анархист может быть верующим человеком и разделять частично идеи христианского анархизма в духе Льва Толстого. Анархо-примитивист может быть одновременно анархо-коммунистом и т.д. Отдельные анархисты могут к тому же оказаться еще и сторонниками националистических идей. При этом молодые анархисты, отождествляющие себя, например, с анархо-коммунизмом, и другими течениями, в основном ищут ответа на вопрос "Что делать?" и мало задумываются над устройством будущего общества. Такая ситуация характерна как для независимых анархистов, так и для тех, кто состоит в крупных организациях. К таким организациям, в первую очередь, относится либертарно-коммунистическая организация "Автономное действие" (АД), которая существует с января 2002 года. Это одно из наиболее раскрученных в России анархистских объединений, многие заинтересовавшиеся анархизмом лица в первую очередь вступают в контакт именно с ним. Однако подавляющее большинство людей, называющих себя анархистами, вообще не входят в какие-либо организации. Среди них достаточно широко распространена идея о ненужности организаций для анархистов. Организации воспринимаются как ограничивающие инициативу отдельного человека, источник конфликтов, расколов, лидерских амбиций. В основном эти люди предпочитают неформальные объединения, дружеские компании, участие в широких социальных инициативах. Выразителем таких настроений многие анархисты считают В. Тупикина и коллектив газеты "Воля". Многие предпочитают неформальные объединения в форме интернет-сообществ.

Практически все анархисты ориентируются на тактику прямого действия - непосредственную борьбу граждан в защиту своих социальных интересов независимо от органов власти и политических партий. По оценкам самих участников движения, в России сейчас насчитывается около 800-1000 анархистов. Основную массу участников движения составляет молодежь в возрасте от 16 до 30 лет. "Старых", "олдовых" анархистов, участвующих в движении с момента его возрождения в СССР (1987-1991), мало. Таких едва ли наберется 20 человек. Основная масса анархистов выросла уже в условиях ельцинской и путинской России. Преимущественно это студенты, учащиеся, представители интеллектуальных профессий (работники науки, образования, культуры, издательского дела, программисты), трудящиеся сферы услуг (офисные работники). Большую часть молодых анархистов составляют выходцы из "среднего класса" (в том числе из менеджерской среды), из семей служащих, интеллигенции. В провинции, как и в Москве, можно обнаружить немало анархистов из семей промышленных рабочих. Можно точно сказать, что в движении отсутствуют представители высших слоев общества.

Современные молодые анархисты - это люди, хорошо знакомые с условиями капиталистической системы в ее периферийном варианте. Отсюда - антикапиталистические настроения, характерные для большинства. Негативный настрой по отношению к капитализму часто пересекается с желанием противодействовать порожденной капиталистическими отношениями "скуке жизни" и "обществу потребления". Среди современных анархистов многие являются представителями субкультур, особенно скинхед-антифашистской. Есть бывшие наци-скины и панки. Достаточно много хардкорщиков. Как протест против культивируемой капиталистическим обществом потребительской психологии можно рассматривать сильное влияние среди анархистов веганства, вегетарианства и стрейтэйджа. Книги ситуационистских теоретиков (Ги Дебора, Рауля Ванейгема, М. Хайати) и Хаким-Бея, разоблачающие основанное на манипуляции сознанием "общество спектакля" и "нищету жизни" человека в условиях общества рынка, где он превращается в товар, среди российских анархистов достаточно популярны. Их можно обнаружить на многих анархистских сайтах.

Субкультурные корни ориентируют анархистов на темы, далекие от экономики, но связанные со сферой досуга, нерабочего времени. Анархизм часто превращается в способ проведения свободного времени (хотя по-своему интересный, рискованный, связанный с убеждениями и духовными поисками человека), тусовок, будь то музыкальные группы или антифашистские мобы. Не зря анархизм большинства участников движения не имеет связи с профсоюзной (синдикалистской) деятельностью на собственном рабочем месте. Даже многие синдикалисты, призывающие к созданию анархистских профсоюзов, занимаются преимущественно раздачей листовок лишь у чужих предприятий и фирм, расклейкой стикеров и расписыванием стен. Деятельность в рамках досуга для многих завершается при вступлении во "взрослую" жизнь. Постоянная работа, заботы о семье перечеркивают многие увлечения анархистов. Свободное время сокращается, их деятельность утрачивает связь с повседневной жизнью. Кстати, подобную же ситуацию мы можем наблюдать в ряде европейских стран, в том числе в Греции, известной своими массовыми студенческими бунтами. Будучи студентом, человек участвует в анархистском движении, имеет для этого досуг, участвует в студенческом движении. Выйдя из стен университета, он неожиданно для себя обнаруживает, что в новых условиях анархизм уже ничего ему не дает, превращаясь в обузу.

Анархистский протест - пожалуй, единственная в России, неподконтрольная власти, непартийная, принципиально неиерархичная уличная инициатива. В 1999 году им удалось парализовать работу саммита ВТО в Сиэтле, действуя спонтанно, но в то же время координируя свои усилия. Протесты против саммита "Большой восьмерки" в Генуе в 2001-м, которые привлекли на улицы до полумиллиона участников, также были интересны с точки зрения спонтанности и тактик. Анархисты известны своим "черным блоком", настроенным на саботаж и ответные агрессивные действия в отношении полиции. Однако в последние годы появились также "розовый блок" и "серебряный блок" - они используют карнавальные формы протеста. Так, в 2000 году в Праге во время саммита МВФ и Всемирного банка на одной из акций впервые выступила группа клоунов-бунтарей, которые совершенно обескуражили чешских полицейских. Существует также движение Reclaim the streets ("Вернем себе улицы"). Его тактика - уличный праздник, цель которого отвоевать жизненное пространство у автотранспорта, магазинов и государственных зданий путем, например, построения песочницы на проезжей части.

В России основными видами акций пока являются митинги и шествия. Стихийные шествия интересней, потому что дают право почувствовать себя хозяином ситуации на улице. Анархисты уверяют, что способны организовать заметные акции протеста во всех крупных городах России: "Более того, у нас есть ресурсы для того, чтобы организовать всероссийскую кампанию".

Одной из самых заметных сторон анархической деятельности в России является антифашизм. Вообще историческое употребление слова "антифашист", особенно в Европе, связывается именно с идеологической подоплекой. Умеренный общественный активист, и уж тем более чиновник никогда себя антифашистом не назовет - там больше в ходу слово "антирасист". В России же на большинстве молодежных антифашистских демонстраций мы видим анархистские красно-черные флаги. Ни одно мероприятие анархистов не обходится без антифашистских лозунгов.

Сейчас анархическое движение очень тесно связано с антифа, на многих акциях мы идем бок о бок. Борьба с фашизмом не будет иметь успеха без борьбы с капитализмом, так как именно он порождает социальное неравенство, вследствие которого и происходит миграция в современном виде.