Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Черепно-мозговая травма (Попов).doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
24.08 Mб
Скачать

Повреждения мозжечка

Частота повреждений мозжечка при черепно-мозговой трав­ме, по данным разных авторов, колеблется в широком диапа­зоне: от 4,6% [Попов В. Л., 1980] до 40% [Сингур Н. А., 1970].

Повреждения мозжечка отличаются разнообразием морфо­логических проявлений (рис. 39); поверхностные разрушения мозжечковой ткани с множественными мелкими кровоизлияния­ми в вещество мозжечка, пятнистыми субарахноидальными кро­воизлияниями и субтенториальными гематомами; располагаю­щиеся в проекции переломов задней черепной ямки локальные полосовидные разрывы оболочек и ткани мозжечка, распростра­няющиеся на разную глубину, окруженные ограниченно диф­фузными субарахноидальными кровоизлияниями и геморрагиче­ским пропитыванием прилежащей к разрыву мозжечковой тка­ни; внутриполушарные точечные, мелко- и крупноочаговые кро­воизлияния, обширные участки геморрагического пропитывания преимущественно белого вещества; кровоизлияния в червь моз­жечка и cisterna cerebellomedullaris, сочетающиеся с кровоиз­лияниями в полость IV желудочка, и др.

Замечено, что повреждения мозжечка чаще всего образуются при ЧМТ, сопровождающихся переломами задней черепной ям­ки, а также при травмах головы, возникающих от ударов в нижнюю половину чешуи затылочной кости.

Наиболее подробные сведения об ушибах мозжечка содер­жатся в монографии Н. А. Сингур (1970), Она обратила внимание на то, что ушибы мозжечка образуются на стороне удара т.е. при воздействии на затылочную область (64%). В зоне противоудара их находят в 21% от общего числа ушибов моз­жечка, а при боковых ударах - в 15%.

Рис. 39. Морфологическое разнообразие повреждений мозжечка при черепно мозговой травме.

Автор не наблюдала по­ражены мозжечка при травме ускорения и при приложении силы как сверху, так и снизу. Н. А. Сингур отмечает, что ушибы мозжечка располагаются в основном на нижней и задней по­верхностях его полушарий и в то же время обращает внима­ние, что во всех случаях имели место переломы задней череп­ной ямки, а локализация ушибов мозжечка и переломов совпа­дают. В одном случае (автотравма, смерть через 1 ч 30 мин) при обширных и глубоких повреждениях мозжечка в ткани его правого полушария был обнаружен крупный очаг кровоизлия­ния в виде красного свертка крови. Особенности внутримозжечковых гематом описаны J. Auegawa и соавт. (1979).

К сожалению, условия возникновения и закономерности об­разования травматических нарушений структуры мозжечка и кровоизлияний в ткань и под его оболочки изучены недостаточ­но. Между тем определение механизма возникновения повреж­дений мозжечка, занимающего особое место в полости черепа, во многом способствовало бы более полному пониманию меха­низма ЧМТ в целом.

С точки зрения механизма возникновения внутричерепных повреждений своеобразие мозжечка заключается в следующем: а) топографическое положение мозжечка делает весьма затруд­нительной возможность оказать на него прямое травмирующее воздействие; б) спереди, сверху и сзади мозжечок прикрыт до­статочно широким массивом различных мозговых структур; в) в отличие от большого мозга мозжечок своим наибольшим плоскостным размером ориентирован в вентральной плоскости и связан с большим мозгом своими верхними отделами; г) в отличие от большого мозга мозжечок практически не имеет кон­такта со сводом черепа, а к основанию черепа прилежит на уз­ком и относительно коротком полосовидном участке; д) в отли­чие от большого мозга он фиксируется твердой мозговой обо­лочкой, ориентированной близко к фронтальной плоскости; е) при наиболее часто встречающихся стандартных и промежуточ­ных типах травматического воздействия (сзади, спереди, сбоку, сзади—сбоку, спереди—сбоку) мозжечок оказывается в сто­роне как от центральных, так и тангенциальных направлений удара.

Если принять во внимание приведенное своеобразное анатомо-топографическое положение мозжечка и показанное разно­образие морфологических вариантов его повреждений, то стано­вится еще более понятной необходимость изучения закономер­ностей возникновения его повреждений, во многом сходных с морфологическими особенностями повреждения большого мозга.