Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Реставрац мат (Лысенко).doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
626.18 Кб
Скачать

4.3. Декоративно-облицовочная керамика и методы ее реставрации

Способность изделий из керамики приобретать определенные масштабные, фактурные и цветовые качества сделала их незаменимым колористическим и пластическим элементом в архитектуре многих стран и народов.

Многообразие декоративно-художественных свойств керамики определило ее повсеместное использование в отделке фасадов и интерьеров зданий и сооружений различного назначения и русскими мастерами. Наибольшее распространение в отечественной архитектурно-строительной практике получили такие изделия для облицовки стен полов, печей, каминов, водоемов, как керамические плитки и изразцы с различной лицевой поверхностью: терракотовые – сохраняющие натуральный цвет обожженной глины, ангобированные – покрытые с лицевой стороны беложгущимися или цветными глинами и майоликовые – декорированные непрозрачными (глухими) цветными глазурями.

Исследование и сопоставление русских керамических облицовочных изделий с соответствующими изделиями других народов древности указывает на самобытность русского керамического производства и самостоятельное изобретение способов изготовления этих декоративных материалов. Древнейшими образцами отечественной облицовочной керамики являются плитки киевских мастеров X-XI в.в. Настоящий же расцвет изразцового русского искусства ранее прерванного татаро-монгольским нашествием относится ко второй половине XV в. Своего апогея он достиг во второй половине XVII в., когда повсеместно в отделке храмов и светских зданий использовались многоцветные, рельефные изделия. Основными разновидностями облицовочных керамических изделий, которыми покрывались стены и печи дворцов древнего Московского кремля, церквей и боярских хором Ярославля, других русских городов являлись изразцы и плитки с затейливой орнаментацией, своеобразными изображениями и надписями. В отличие от плиток печные (кафель) и декоративные изразцы состоят из основного тела – плоскости с глазурованной лицевой и неглазурованной тыльной поверхностью, к которой в виде четырехугольной коробки крепится румпа, служащая для соединения изразцов между собой и с облицовываемой поверхностью. Края румпы возвышаются над плоскостью на 50-60 мм для крупных и на 40-45 мм для мелких изразцов. В зависимости от места производства румпы имеют различную форму: коробчатую, не отступающую от краев изразца (Соликамск, Балахна), высокую, отступающую от краев на 20-25 мм (Великий Устюг, Тотьма); высокую и низкую своеобразного профиля, отступающую от краев изразца (Александровская слобода, Петербург). Толщина стенок румпы обычно 15-20 мм.

Наиболее ходовыми были изразцы со следующими размерами:

одинарные – 200×200 мм;

двойные и полуторные – 220×400; 220×440; 230×335; 270×180 мм;

угловые – 400×160×70; 240×210×110; 220×220×110 м;

розетки и вставки –250×250; 150×150 мм;

кафельные плитки – 150×150 мм.

В рельефных изображениях ранних терракотовых (красных) облицовочных плит использовались мотивы белокаменной резьбы (стилизованные цветы, пальметты, переплетающиеся побеги и стебли). Вместе с кирпичными стенами эти плиты белились и являлись как бы белокаменным прототипом декоративной отделки фасадов.

В конце XV в. и в первые годы XVI в. в производстве московской терракоты появляется не получившее, правда, своего дальнейшего развития иноземное влияние, связанное с работой в столице фряжских – итальянских зодчих. В декоре соборов и церквей разрабатываются мотивы итальянского возрождения – рельефы из листьев аканта, иоников, бусин и перлов. Именно тогда были созданы предпосылки для организации изготовления в резных деревянных формах терракотовых печных изразцов. Они имели квадратную (20×20 см) форму с лицевой поверхностью окаймленной широкой рельефной рамкой (стенные изразцы «большой руки»). Лицевая поверхность пластины такого изразца толщиной около 1 см богато орнаментировалась рельефом высотой 0,3-0,8 см.

Изразцы «малой руки» (14×14 см) оконтуривались широкой рамкой, а поясовые декоративные элементы, используемые для выкладки горизонтальных рядов кладки, изготавливались в виде прямоугольных (высотой 10 см) с коробчатой рампой изразцов, декорированных широким кантом по длинным сторонам изделия.

Кроме того для завершения кладки в печной изразцовый набор входили также полукруглые вкладыши-перемычки и «городки» – фигурные элементы верхних рядов печи. Изразцы выкладывались на глиняном растворе, после чего зеркало печи белилось. В побелочный раствор для блеска вводилась толченая слюда.

Красные изразцы, изготавливаемые из красных глин типа суглинков, использовались и в наружном декоре кирпичных зданий. В конце первой половины XVII в. началось производство красных названных узкорамочными, изразцов с узкой контурной рампой, шириной около 1 см, что позволило отказаться при выкладке декоративных поверхностей от изразцов-перемычек и тем самым сократить количество элементов набора.

Во второй половине XVII в. красные изразцы вытесняются муравлеными и многоцветными. Мурава – зеленая свинцовая глазурь впервые появилась на Руси в Древнем Киеве, а затем – конце XV в. – в Пскове. Муравленые изразцы Московского производства датируются 30-ми годами XVII в. Они изготавливались вручную на гончаром круге из светлых гжельских глин, имели, как правило, квадратную форму лицевых пластин с широкими рамками по контуру и коробчатые румпы. В 80-х годах XVII в. муравленые богато декорированные изразцы получили широкое распространение, как в наружном декоре зданий, так и в облицовке отопительных печей.

Многоцветные рельефные керамические изделия, покрытые прозрачными глазурями впервые появились в XV – XVI в.в. Ими, в частности, был украшен московский Покровский собор (храм Василия Блаженного), в декоре шатра которого использовались отдельные изразцы и сложенные из них звезды, замененные в XVII в. изразцами из красной глины с глухими эмалями.

Глухие оловянные эмали четырех цветов – белого, зеленого, желтого, бирюзового или синего, секретом изготовления которых обладали белорусские мастера, использовались для покрытия облицовочных изделий совместно с прозрачной коричневого цвета поливой, дающей на красном черепке изразца красивые коричневые оттенки. Эти новые многоцветные ценинные (майоликовые) изразцы хорошо сочетались с пышным узорочьем культовых и светских зданий, получившим широкое распространение в XVII в. Из подобных керамических архитектурных деталей набирались сложные обрамления окон и дверных порталов, декорированные пояса с рельефными надписями, различные горельефные вставки, розетки, фризы и антаблементы, многоизразцовые панно-клейма и др.

В начале XVIII в. наружный декор зданий выходит из употребления. Многоцветные с постепенно уменьшающимся по высоте рельефом изразцы вытесняются гладкими расписанными живописными изделиями для декоративной отделки отдельных элементов интерьера.

Первые отечественные расписные изразцы, изготовленные в Петербурге русскими мастерами-живописцами, обученными в Голландии, отличались от иноземных своеобразной широкой техникой росписи. Многоизразцовые клейма уступили место гладким изделиям с синей однотонной сюжетной росписью. В это же время в Москве появился новый тип многоцветных с сюжетной росписью изразцов глазурями пяти цветов – белой, желтой, коричневой, зеленой и синей. Прямоугольные размером 23-12×18-16 см изделия изготавливались с отступающей от краев румпой. Их лицевая поверхность имела сложный рисунок, обрамления из широких и узких каемок и, в ряде случаев, пояснительные надписи.

В 60-70 г.г. XVIII в. начинается выделка расписных изразцов раппортного и коврового типа. Своеобразием раппортного типа построения орнамента являлся мотив узора, многократным повторением которого во взаимно перпендикулярных направлениях создавалось единое декоративное поле с сюжетами, размещенными на двух или трех поставленных в ряд изделиях.

Конец 60-х годов XVIII в. характерен появлением изразцов с росписью, носящей пышный барочный характер.

Девятнадцатый век не внес ничего нового в историю изразцового искусства. Сюжеты на изразцах становятся все проще, мастера-изразечники вновь переходят на одноцветную синюю роспись по белому фону и в последней четверти XIХ в. такой способ декорировки пропадает совсем.

4.3.1. Реставрационные работы по восстановлению испорченных или утраченных декоративных керамических изделий проводятся в каждом отдельном случае по-разному.

Очень важно в данном случае учитывать вид и особенности исходного глиняного сырья, использованного для изготовления элементов керамического декора, своеобразие их формования, обжига и отделки поверхности. Не менее важным является анализ состава грунтов, с помощью которых облицовочные изделия крепятся к основанию, ибо их разрушение приводит как к отслоению, так и к раскалыванию отдельных фрагментов декора. При этом следует также установить и исключить причины, вызывающие разрушение грунтовых растворов.

Старые мастера, как правило, использовали для изготовления своих изделий местные глины: гжельские светло-серые и красные (Московская область), белые (Суздаль), красные (Псков), красно- и серо-желтые (Калуга) и др. Наиболее подходящими для производства изразцов считаются мергелистые (в том числе спондиловые) глины (рухляки), обладающие высоким коэффициентом расширения, что обеспечивает хорошее сцепление глазури или эмали (без «цековых» волосяных трещин) с керамическим черепком. Благодаря повышенному (25-50%) содержанию высокодисперсных примесей известняка подобные глины отличаются низкой температурой плавления и малым интервалом спекания и плавления. Объясняется это тем, что в процессе обжига сырца при 900-950ºС карбонаты частично вступают в соединения с глиноземом и кремнеземом глин и образуют при этом сложные силикаты, корректирующие температурные свойства глиняного сырья.

Утраченные фрагменты облицовки могут быть восполнены не только образцами-самоделами, отформованными из глины, но и изготовленными отливкой из гипса или белого цемента с последующей тонировкой, окраской и лакировкой полученных копий. Для повышения прочности гипсовых отливок в воду затворения формовочной массы рекомендуется вводить глютиновые (животные) клеи, упрочняющую поливинилацетатную дисперсию в совокупности с добавками-замедлителями схватывания гипса. Частично разрушенные (расколанные) керамические изразцы и плитки могут склеиваться эпоксидными смолами, а осыпающиеся красочные слои и частично разрушенные участки керамики – укрепляться 5% раствором полиамида в метиловом или этиловом спирте.

В качестве доделочных масс при реставрации декоративных керамических элементов могут использоваться композиты на основе смесей полимер - кремнийорганическое соединение, отличающееся низкой гигроскопичностью и придающее керамике высокую атмосферостойкость и механическую прочность.

Неглазурованные, пористые изделия обрабатываются (пропитываются) растворами гидрофобизирующих кремнийорганических жидкостей.

Загрязненные поверхности облицовки очищаются либо механическим способом (шпателем, тампоном и др.), либо, в случае загрязнений органического происхождения, удаляются различными растворителями – этиловым спиртом, уайт-спиритом, ацетоном или моющими композициями на основе полимерных пленкообразователей (поливинилацетатная дисперсия – ПВАД, поливиниловый спирт – ПВС и др.), в которые в качестве пластификаторов вводится глицерин, а для усиления моющего действия – этиловый спирт и аммиак.