Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Криминалистика_Пособие_1996.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
594.37 Кб
Скачать

2. Возникновение криминалистики в украине

Наступил XX век, и бурное развитие специальных отраслей знаний привело к возникновению новых экспертных учреждений. В 1912 г. судебно-фотографическая лаборатория при прокуроре Петербургской судебной палаты прекратила свое существование. Вместо нее было создано новое учреждение — Кабинет научно-судебной экспертизы, находившийся в ведении прокурора Петербургской судебной палаты. Кабинет имел три отдела: фотографический, уголовно-технический и химический.

В 1912-1914гг. открылись кабинеты научно-судебной экспертизы в Харькове, Киеве, Одессе, Москве, задачи и функции которых были почти такими же, как у Петербургского. К 1912г. относится появление в Украине государственных экспертных криминалистических учреждений.

Криминалистика и учреждения научно-судебной экспертизы в Украине получили свое второе рождение после ликвидации старых судебных установлений. 4 января 1918 г. Народный Секретариат Украины на всей территории республики упразднил старую судебную систему, полицейский и следственный аппарат. Ведение следствия было возложено на постоянных судей, уголовные дела рассматривались коллегиально в местных народных судах. К этому времени сохранились Киевский и Одесский кабинеты научно-судебной экспертизы, Петербургский и Московский уже не работали. Таким образом, экспертные учреждения остались только в Украине. Украинские кабинеты продолжали работать с перерывами, связанными с изменяющейся политической обстановкой. Так, Киевский кабинет в 1920 г. был разграблен белополяками и временно закрыт.

В становлении украинской государственности огромную роль сыграла рабочая милиция, действовавшая в составе боевых дружин. 25 декабря 1917 г. Первый Всеукраинский съезд Советов провозгласил Украину Советской республикой и для охраны ее создал отряды рабочей милиции в Луганске, Харькове, Полтаве, Одессе, Николаеве, Екатеринославе, Киеве, Виннице и других городах. Форма и содержание работы милиции определялись складывающейся обстановкой, главной задачей была борьба с бандитизмом. В Украине свято чтут память о подвиге 58 работников нежинской милиции, о милиционерах, павших в борьбе с преступными бандами в Киеве, Триполье, Донецке и др. местах республики.

3 декабря 1918 г. декретом Временного правительства была образована Всеукраинская Чрезвычайная Комиссия, 14 февраля 1919 г. принято «Временное Положение о народных судах и революционных трибуналах», а с ? марта 1919 г. — о Народном Комиссариате юстиции (НКЮ), который осуществлял контроль за деятельностью судов и следствия. С этой целью в структуре комиссариата был организован контрольно-следственный отдел.

16 апреля 1919 г. принят декрет об учреждении должности верховных народных следователей, назначаемых Народным Комиссаром юстиции. В результате законотворческой деятельности молодого Украинского государства была создана действенная система следственных органов, включавшая народных следователей и их помощников, которые состояли при контрольно-следственных подотделах местных юридических отделов; особых народных следователей при ревтрибуналах и верховных народных следователей в составе контрольно-следственных отделов НКЮ.

Сразу после революции были организованы центророзыски в России и в Украине, которые координировали свою деятельность. Вместе с тем украинская милиция многое делала самостоятельно, не дожидаясь указаний сверху. Эта тенденция четко прослеживается на примере введения регистрации преступников. В 1920 г. Всеукрревком утвердил «Положение об организации отдела уголовного розыска», которое обязывало губернские отделы милиции вести регистрацию преступников. Не получив из центра методических указаний и технических средств, необходимых для ведения регистрации, энтузиасты на местах самостоятельно приступили к этой работе, создавая регистрационные бюро.

Так, начальник Полтавского губрозыска докладывал: «Довожу, что оборудование регбюро организовано мною без всяких инструкций... Бюро и вся его работа выполняется чисто практическим способом. В целях сбережения бланков (дактилокарт) ограничились изготовлением таковых лишь в одном экземпляре».

Инструкции, регламентирующие работу регистрационных бюро, составлялись местными подразделениями, как это было, например, в г. Николаеве. Регистрацию вели на основании описания по признакам внешности, в дальнейшем составлялись алфавитные картотеки. С 1921 г. Центророзыск Украины ввел и другие способы регистрации, в частности дактилоскопический и антропометрический по методу А. Бертильона. Инструкция, присланная из Центра, ориентировала на установление 11 признаков преступника. Украинские специалисты предложили добавить еще один признак — ширину скуловой дуги, что впоследствии нашло отражение в инструкции центра. Однако способ классификации полученных данных не был разработан, а сам метод отличался субъективностью и неточностью (заметим, что в европейских странах эта система к тому времени утратила Свое значение и была заменена дактилоскопической).

Розыск преступника осуществлялся в основном по признакам словесного портрета, для чего была принята «Инструкция по составлению словесного портрета», рекомендованы правила фотографирования преступников и трупов сигналитическим методом. Таким образом, еще до вхождения Украины в состав СССР на ее территории предусматривалось три вида регистрации преступников: алфавитная, фотографическая и дактилоскопическая. Создавались соответствующие картотеки, альбомы, коллекции разыскиваемых преступников, воров-рецидивистов, имелись картотеки по кличкам и др. Кражи регистрировались с учетом способа совершения преступления.

В 1922 г. губернские отделы розыска были оснащены средствами дактилоскопирования и фотографирования. В Украине формировалась единая дактилоскопическая десятипальцевая картотека, в которой карты классифицировались по основной и дополнительной формулам Гальтона — Генри.

В 1923 г. была введена регистрация всех осужденных к лишению свободы и принудительным работам. Методика дактилоскопического учета заключалась в следующем. Агент районного уголовного розыска при задержании преступника дактилоскопировал его, изготовляя две дактилокарты, а начальник отдела отсылал их в губернское регистрационное бюро. Там специалист-дактилоскопист выводил формулу и проверял ее по картотеке. Если в картотеке обнаруживали такую же карту, дактилоскопист составлял протокол опознания лица по дактилоскопической картотеке. Протокол вместе с экземпляром дактилокарты отправляли адресату — отделу, приславшему карту. Там и производилось расследование.

При отсутствии в картотеке соответствующих сведений, присланную карту вливали в массив губернского отдела розыска, а второй ее экземпляр с выведенной формулой возвращали в район для формирования местной картотеки. Следует заметить, что опознание по дактилоскопической картотеке производил опытный дактилоскопист, который и составлял протокол опознания. В настоящее время эту операцию выполняет эксперт ЭКО по поручению следователя или оперативного работника; он же составляет справку либо заключение эксперта.

В первые годы существования Украинской республики был принят ряд постановлений СНК УССР, направленных на борьбу с бандитизмом и другими опасными преступлениями. К числу таких документов относятся: «О мероприятиях по борьбе с бандитизмом» (1921), «О подсудности дел о бандитизме» (1921), «О предоставлении чрезвычайных прав сессиям по борьбе с бандитизмом» (1922). Эти и другие законодательные акты внесли существенный вклад в формирование правовой основы борьбы с преступностью и стали базой для принятия Украинского уголовного кодекса.

К 1922 г. Украина уже переходила к мирной жизни. 28 июня было принято «Положение о прокурорском надзоре», согласно которому в структуре НКЮ учреждалась государственная прокуратура. В области борьбы с преступностью на нее возлагались следующие задачи:

возбуждение судебного преследования против должностных и частных лиц;

надзор за дознанием и предварительным следствием;

разрешение вопросов о предании суду и о прекращении дел;

утверждение обвинительных заключений следователей по всем делам;

участие в распорядительных заседаниях суда;

поддержание обвинения в суде;

опротестование в кассационном порядке приговоров и определений судов, а также опротестование в порядке высшего судебного контроля вошедших в законную силу приговоров судов первой инстанции и кассационных решений Советов народных судей;

проверка правомерности содержания под стражей.

В 1922 г. введен в действие Украинский уголовный кодекс, отменивший действие всех ранее принятых законодательных актов, что позволило укрепить в молодой Украинской Республике законность и правопорядок.

Борьба с преступностью на основе строгого соблюдения законности потребовала совершенствования технических средств обнаружения закрепления и исследования вещественных доказательств, привлечения к участию в уголовном судопроизводстве специалистов различного профиля. Постановлением СНК УССР от 10 июня 1923 г. в городах Киеве, Харькове и Одессе были учреждены кабинеты научно-судебной экспертизы, которые начали работать на базе ранее действовавших кабинетов. Занимаясь судебными экспертизами и оказывая практическую помощь правоохранительным органам в расследовании конкретных преступлений, они стали очагами внедрения в следственную и судебную практику научных знаний.

25 апреля 1925 г. СНК УССР утвердил новое «Положение о кабинетах научно-судебной экспертизы», вменявшее им в обязанность не только производство экспертиз, но и ведение научно-исследовательской работы.

В октябре 1925 г. кабинеты научно-судебной экспертизы были преобразованы в институты научно-судебной экспертизы. С этого времени собственно и начинается плодотворная научно-исследовательская и экспертная деятельность украинских экспертных учреждений, в недрах которых сформировалась первая украинская школа криминалистов — профессоров Н. С. Бокариуса, В. И. Фаворского, Н. А. Петрова, Н. П. Макаренко, С. Н. Матвеева, Ю. С. Сапожникова и др.

Первые директора Киевского института научно-судебной экспертизы.- В. И. Фаворский, Н. А. Петров, Ю. С, Сапожников, Б. О. Вахлис были не только организаторами науки. Они внесли весомый вклад в практику судебной экспертизы, внедрили гистологические и физико-химические методы исследования вещественных доказательств.

Харьковский институт научно-судебной экспертизы возглавил разносторонне одаренный ученый, профессор судебной медицины Н. С. Бокариус (1869-1931). Еще в 1915г. в работе «Судебная медицина в изложении для юристов» он рассмотрел многие практические вопросы исследования и собирания доказательств при расследовании преступлений. Н. С. Бокариус был пионером-криминалистом в судебной медицине. Он первый поставил вопрос об обязательном преподавании судебной медицины на юридических факультетах университетов. При его непосредственном участии на юридическом факультете Харьковского университета был введен курс криминалистики. С 1910 г. профессор уголовного права А. Д. Киселев в своих лекциях знакомил студентов-юристов с основами криминалистики. Во время своих заграничных командировок он специально изучал в Париже работы А. Бертильона по судебной идентификации. И все же становление судебной экспертизы и развитие криминалистических знаний в Украине связано, прежде всего, с деятельностью Н. С. Бокариуса. л

Николай Сергеевич Бокариус родился в г. Феодосии, преподавал в известной Ришельевской гимназии. Затем окончил медицинский факультет Харьковского университета, занимался патологоанатомическими и гистологическими исследованиями. В 1925 г. возглавил Харьковский институт научно-судебной экспертизы, где были прекрасно поставлены микроскопические и микрохимические исследования вещественных доказательств. Работа Н. С. Бокариуса «Судебно-медицинское микроскопическое и микрохимическое исследование вещественных доказательств» (1910) была первой монографией по судебной медицине в области микроскопического исследования вещественных доказательств.

В 1925 г. Бокариус издал монографию «Первоначальный наружный осмотр трупа при милицейском розыскном дознании», которая оказала огромное влияние на научную и практическую деятельность. Эта работа судебного медика-криминалиста и поныне является настольной книгой юриста-практика, занимающегося расследованием особо опасных преступлений — убийств. Говоря о медицинской стороне осмотра трупа, Н. С. Бокариус замечал: «В каждом случае преступления первые шаги органов дознания, розыска и следствия являются самыми важными, самыми ценными, как могущие по свежим следам преступления собрать тот материал, который позже» может быть, стал бы к установлению его уже неуловимым, недоступным, исчезнувшим».

Н.С. Бокариус, чье имя носит Харьковский научно-исследовательский институт судебных экспертиз, основал журнал «Архив криминологии и судебной медицины», который начал выходить с 1926 г. Вместе с проф. Бокариусом в институте работали старейшие криминалисты А. А. Елисеев, С. Д. Каплан, В. Я. Павленко, оставившие заметный след в истории судебной экспертизы. А. А. Елисеев еще в 1924 г. издал «Справочный подручный альбом для работников уголовного розыска при составлении словесного портрета» — первое практическое пособие подобного типа в нашей стране.

Одесский институт научно-судебной экспертизы возглавил проф. С. Н. Матвеев, специалист в области исследования огнестрельного оружия с целью его идентификации по стреляным пулям. Он разработал оригинальную методику определения направления движения пули, преодолевающей стеклянную преграду, что позволило устанавливать, с какой стороны разбито стекло выстреленной пулей (дробью). Это «правило Матвеева» до настоящего времени используется в криминалистической экспертизе и следственной практике.

Работавший в одесском институте Д. Д. Хмыров предложил методику использования ультрафиолетовых лучей для восстановления замытых пятен крови на одежде, а также вытравленного текста в документах. Первый заведующий Одесским кабинетом научно-судебной экспертизы Н. П. Макаренко занимался методикой расследования преступлений. Его монография «Техника расследования преступлений» является одной из первых работ, посвященных этой проблеме в криминалистике.

К началу 30-х годов заканчивается первый этап становления криминалистики и развития криминалистических знаний в Украине.

Второй этап связан с восстановлением разрушенного хозяйства Украины в составе СССР, введением нэпа. Этот период характеризуется бурным всплеском преступности, усилением репрессий со стороны центральных и местных органов власти. Массовые репрессии, связанные с коллективизацией 1930-1933 гг., привели к трагическим последствиям — «голодомору» 1932-1933 годов, унесшему миллионы жизней в Украине.

Созданные на первом этапе криминалистические экспертные подразделения продолжали функционировать и в 30-е годы. Постепенно на смену старым кадрам стали приходить молодые, принесшие с собой новые идеи, новое видение криминалистических проблем. В Киевском институте .появилось достойное пополнение — С.И. Тихенко, Н.М. Зюскин, Б.Р. Киричинский, Е.Ю. Брайчевская, Т.И. Барабаш и др., которые впоследствии стали ведущими учеными-специалистами в области судебной экспертизы. Н.М. Зюскин, например, предложил методику фиксации следов на пулях методом прозрачных реплик. Им же разработан фотометод контрастирования с использованием сенсибилизированных фотоматериалов, который до настоящего времени применяют эксперты.

Б. Р. Киричинский стал пионером внедрения в экспертную практику технического исследования документов инфракрасных, ультрафиолетовых и рентгеновских лучей. Предложенные ученым методики исследования стекла, материалов письма до сих пор не утратили своего значения. Его работа «Судебная радиология» (К., 1969) способствовала внедрению в криминалистику радиблогических методов исследования.

В харьковском институте в этот период начали работать Н. Н. Бокариус, С. Д. Каплан, В. А. Развадовский, С. Л. Цион, Е, Ф. Развадовский и др.

Третий период развития криминалистики в Украине начинается после Великой Отечественной войны — с восстановления институтов судебных экспертиз, которые были разрушены, а их аппаратура разграблена. В годы войны большинство сотрудников институтов были эвакуированы, часть, их ушла на фронт и сражалась с врагом,