Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
1-_3_Nachalo.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
3.08 Mб
Скачать

3.12. Адаптация механизмов детоксикации организма

При адаптации к различныи и в том числе токсичным факторам при формировании разветвленных системных следов, охватывающих многие звенья регуляции и исполнительные органы, среди прочих можно выделить и проявление таких, которые вызывают в организме увеличение активности дезинтоксикационных, антиоксидантных систем в различных органах. Как следствие указанных изменений растет устойчивость к атерогенным и токсическим факторам.

Изолированные органы и клеточные структуры (ядра, митохондрии, элементы саркоплазматического ретикулума), взятые у адаптированных животных, сами по себе обладают повышенной устойчивостью к аноксии, реоксигенации, токсическим концентрациям катехоламинов, аутолизу при длительном хранении. Это явление обозначено как “феномен адаптационной стабилизации структур” (ФАСС). В молекулярных механизмах ФАСС важную роль играет увеличение экспрессии определенных генов. Следствием этого является накопление в клетках особых стресс-белков (мол. масса 71-72 килодальтона), которые предотвращают денатурацию белков и таким образом защищают клеточные структуры от повреждения. Примером этому может быть повышение антиоксидантных механизмов при продолжительном повышении их образования (например, при гипоксии).

Индукция ферментов. Одной из защитных реакций органов, участвующих в детоксикации, является синтез в их клетках ферментов, определяющих эту защитную реакцию при поступлении токсинов. Хорошо известна индукция ферментов на уровне одноклеточных, у микроорганизмов. Но имеется много сведений и об индукции ферментов у животных и человека.

Термин “индукция” указывает только на повышение уровня активности ферментов под действием различных факторов. Но это может быть обусловлено и синтезом новых молекул ферментов или быть следствием замедления их распада, усилением активности, трансформацией предшественников или же новообразованием их. Хорошо известна индукция ферментов в ЖКТ под влиянием различных веществ поступающих с пищей. При поступлении в организм чужеродных веществ можно обнаружить появление новых ферментов, которые ранее в нем не синтезировались.

Индуцируются при этом ферменты и в печени. Активность ферментов гликолиза печени индуцируется преимущественно кортикостероидными гормонами. Индукция ферментов (например, разрушающих избыток некоторых аминокислот) происходит под действием ряда биологически активных сединений: гидрокортизона, гистамина, адреналина.

В клинике необходимо помнить, что индукция ферментов происходит и под влиянием лекарственных препаратов. Например, новокаинэстераза после введения новокаина может быть обнаружена как в печени, так и в щитовидной железе. При поражении печени ее активность снижалась, а при гипертиреозе возрастала. Появляется новокаинэстераза так же и в сыворотке крови. Причем индукция ферментов проявляется очень быстро, даже после однократного введения препарата, а при повторной инъекции возрастает уже значительно. При облитерирующем эндоартериите индукция указанного фермента крайне низкая, она намного ниже, чем у здоровых людей. Поэтому длительность действия новокаина (анестезирующего и трофического) зависит от активности им же индуцированной новокаинэстеразы. Некоторые гормоны могут менять скорость превращения лекарств. Например, крысы-самцы значительно быстрее, чем самки, метаболизируют гексобарбитал. Индукция ферментов сопряжена с повышением температуры, которая, как известно, сама по себе активирует ферменты. Таким образом, в организме имеется некая готовность клеток к индукции в них ферментов, что легко происходит под влиянием многих механизмов.