- •21) Проективные методики, их разновидности и требования к их проведению
- •22) Применение проективных методик в спорте
- •23) Основные параметры графологического анализа
- •24. Проблема психоспортографии
- •25.Методика «самооценка волевых качеств студентов-спортсменов»
- •29. Методика изучение мотивов занятий спортом в.И тропникова
- •30. Методика «Мотивы занятий спортом» а .В. Шаболтас
- •31. Методика «Шкала интервальной оценки мотивации» а.Е. Ловягиной
- •32. «Экспресс методика диагностики мотивации спортивной деятельности» г.В. Лозовой
- •38) Методика "Соревновательная личностная тревожность " ю.Л.Ханина
- •39) "Тест-опросник предстартовых состояний спортсменов" в.А.Алексеева
- •40) Методика "Самооценка предсоревновательных эмоциональных состояний" Марищука и Киселева.
- •41) Анкета "Оценка признаков лучшего и худшего предстартового состояния" и.П.Волкова
- •Вопрос 45: Диагностическая шкала-опросник “Атмосфера в группе” ф.Фидлера в адаптации ю.Л.Ханина
- •47.Критерии межличностного взаимодействия между тренером и спортсменом (Серовой, Марищука)
- •48. Шкала тренер-спортсмен (Ханина, Стамбулова).
- •49. Методика оценочной биполяризации (Волкова)
- •51. Методика «изучение влияния зрелищных эффектов на психику соревнующихся спортсменов»(и. П. Волков, а. Л. Меньшикова, 1989)
- •52. Методика «изучение отношения спортсменов к конкретному соревнованию» (ю. Л. Ханин, 1989)
- •53. Методика «градусник» ю.Я. Киселева
- •56) Анкета оценка психической надежности Мильмана
- •57) Шкала оценки условий эффективности тренировки Марищука
- •62) Методика оценки психологической атмосферы в команде Загайнова.
Вопрос 45: Диагностическая шкала-опросник “Атмосфера в группе” ф.Фидлера в адаптации ю.Л.Ханина
Для описания психологической атмосферы в группе существует Диагностическая шкала-опросник Фреда Фидлера (Fiedler Diagnostic Scale-inventory) в адаптации Ю. Л. Ханина. Она представляет собой набор биполярных шкал с признаками типа "удовлетворенность — неудовлетворенность", "дружелюбие — враждебность" и т.д., где задача испытуемого поместить значок па континууме ближе к правому или левому слову в паре, оценивая свою группу. Всего таких шкал десять. По итогам группового обследования можно обнаружить степень удовлетворенности отдельных членов группы, а также оценить общую ситуацию в коллективе. Кроме того, существует возможность сравнения данных рядовых членов группы друг с другом и с руководителем.
В случае Ханина речь идет о спортсменах и тренере. Ханин предложил также дополнить процедуру Фидлера заполнением опросника об атмосфере "по отношению к себе лично". Это позволяет выявить спортсменов, которые будут иметь риск трудностей адаптации из-за повышенной неуверенности в себе и мнительности (те, кто оценивают атмосферу в коллективе как более благоприятную, чем отношение к себе) или же из-за повышенной самооценки и неудовлетворенности положением дел в команде (те, кто считают, что лично к ним отношение благоприятнее, чем вообще в коллективе).
Опросник был адаптирован в ЛНИИФК в 1976 г. с проверкой эквивалентности его оригиналу.
ВОПРОС 46: “Индекс групповой сплочёности” Сишора в адаптации и модификации Ю.Л.Ханина Еще один адаптированный Ю. Л. Ханиным инструмент — Опросник групповой сплоченности Стэнли Сишора (Seashore's Index of Group Cohesiveness). Методика была опубликована в 1954 г. и предназначалась для промышленных производственных коллективов. Преимущество опросника — значительная краткость. По сути, он состоит из трех вопросов (но, поскольку третий вопрос разбит на три части, всего получается пять пунктов): об ощущении себя частью коллектива, об отношении к перспективе перехода в другое место на тех же условиях и об оценке своего коллектива по сравнению с другими. На первые два вопроса предлагается по пять вариантов ответа, на три последних — по четыре. Таким образом, можно оценить групповую сплоченность без расчета гораздо более трудоемких социометрических индексов. Показатели надежности — вероятно, в силу сверхкомпактности методики — не очень высоки: интеркорреляция шкал колеблется от 0,15 до 0,7. Сишор использовал опросник на 228 группах рабочих, и различия между коллективами разной степени сплоченности оказались значимы на уровне р < 0,001. Ю. Л. Ханин дополнил и модифицировал опросник применительно к спортивной команде. Итоговый показатель демонстрирует общую оценку команды, которая может быть неблагоприятной или же привлекательной. Существует русскоязычная версия опросника Сишора, рассчитанная на трудовые коллективы
47.Критерии межличностного взаимодействия между тренером и спортсменом (Серовой, Марищука)
В спортивной группе различают два вида взаимоотношений: «спортсмен – спортсмен» и «тренер – спортсмен. Каждый из этих видов взаимоотношений делится на формальный и неформальный. Формальные отношения в системах «спортсмен – спортсмен» и «спортсмен – тренер» заранее запрограммированы и обусловлены требованиями деятельности, подчинены её задачам. Отношения в неформальной сфере походят и развиваются спонтанно, поэтому их труднее предугадать. Такие взаимоотношения складываются на основе нерегулируемых симпатий и антипатий, предпочтений, совместных интересов и увлечений.
Среди всех взаимоотношений, складывающихся в процессе спортивной деятельности, наибольшее влияние на её результаты и на прогресс спортсмена оказывают его отношения с тренером. Связи между спортсменом и тренером во многом зависят от установочных отношений тренера к самому себе, к спортсмену и от установочных отношений спортсмена к тренеру и к самому себе. Уровень этих взаимоотношений, их качество и особенности оказывают как прямое, так и косвенное влияние на взаимодействие тренера и спортсмена и как следствие – на эффективность их деятельности, а затем и на спортивный результат. В свою очередь, на характер этих взаимоотношений значительное воздействие оказывают психологические особенности тренера и его манера поведения. Личность тренера, его поведение, отношение к спортсмену и их совместной деятельности способствуют не только спортивному совершенствованию ученика, но формированию и развитию его личности.
Факторы, обусловливающие отношения «тренер – спортсмен»:
– задачи деятельности;
– система ценностей и потребности тренера;
– представления тренера и спортсменов об их взаимных отношениях.
В.Л. Марищук и Л.К. Серова отмечают, что тренер и спортсмен связаны, прежде всего, субординационными взаимоотношениями, при которых тренер – руководитель наделён административной властью, а спортсмен исполнитель должен выполнять его приказы и распоряжения. Поэтому первым критерием высокого уровня взаимоотношений тренера и спортсмена выступает полное выполнение тренерских указаний спортсменом.
Если между тренером и спортсменом существуют отношения уважения, взаимодоверия, то спортсмен не боится в чем-то не согласиться с тренером, взять на себя ответственность за новые решения в изменившейся ситуации. Исходя из этого, вторым критерием оценки коммуникативных отношений является наличие творческого компонента в деятельности спортсмена при выполнении им тренерских указаний.
Если тренер служит для спортсмена примером, является для него большим авторитетом, привлекает своими человеческими качествами, спортсмен будет обязательно стремиться к всестороннему общению с ним. Такое стремление к общению с тренером – один из главных показателей благоприятных взаимоотношений между тренером и спортсменом.
