Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Когда руки говорят о человеке больше, чем его язык.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
222.98 Кб
Скачать

Автор: Панасюк Александр Юрьевич — Cоветский, российский психолог, доктор психологических наук, профессор

Когда руки говорят о человеке больше, чем его язык

В психологической науке термин «кинетика» понимается как область, касающаяся движений или положений различных частей тела человека. Доказано, 80% всех поведенческих актов, в том числе и кинетических, управляются подсознательным программами, например, непроизвольно отдернул руку от горячего, неосознанно сложил руки в позу Наполеона, не задумываясь, почему-то прикрыл рукой рот (как роденовский «Мыслитель»)… Таким образом, непроизвольная кинетика позволяет узнать о доминирующих подсознательных программах, что составляет основу дистанционной психодиагностики. Сегодня мы начнём серию статей о кинетике рук.

В предполагаемой серии статей будет рассмотрено психодиагностическое значение таких кинетик рук, как «большой передний замок», «малый передний замок», «задний замок», положение «руки в карманах», «руки в стороны», непроизвольный жест «руки у лица» и т.п. При этом особо будет отмечено психодиагностическое значение положения ладони Вашего собеседника, в том числе и при рукопожатии.

Только еще и еще раз: в отличие от многих подобных статей и книг, где нередко просто утверждается: «…Этот жест означает то-то и то-то…», Ваш покорный слуга исповедует принцип, который он всегда ставит во главу угла на всех своих лекциях: «Мне на слово верить запрещаю — всё для Вас обязательно должно быть доказано, обосновано»…

«Большой передний замок»: что такое, о чем говорит?

«Большой передний замок» — так именуется положение рук, которое представлено на первом рисунке: руки перекрещены на груди.

Поскольку чаще всего такой жест возникает не преднамеренно, т.е. подсознательно, то естественен вопрос: какое состояние психики отражает жест «большой передний замок» (или, как его еще иногда называют, «поза Наполеона»)?

На занятиях по психодиагностике по кинетике рук спрашиваю у своих слушателей:

— Как Вы думаете, коллеги, характерна ли эта кинетика — «большой передний замок» — для ситуации, когда человек объясняется в любви?

— (В ответ легкие улыбки… ну кто же так объясняется в любви…),

— А возможно ли, чтобы человек с такой кинетикой стал делать своему партнеру по бизнесу деловое предложение?

— Ну, если только не хочет, чтобы предложение было принято…

— Тогда, может быть, скажете, как обычно интерпретируют этот известный жест?

— Конечно. Думаю, что большинство считает это жест как проявление защиты или как проявление агрессии…

— Ну что ж, поговорим…

«Большой передний замок» — отчуждение от ситуации. Обоснование

...Представьте, сижу я дома, за своим рабочим столом, пишу статью. Дома тишина, никого нет, никто не мешает. Хорошо...

Так вот, сижу я, пишу, а потом вдруг замечаю, что я уже и не пишу вовсе, а сижу откинувшись на спинку кресла, а руки мои — в «большом переднем замке»...

Как же это так получилось (даже сам не заметил)? Что бы это значило? Ведь не от кого было защищаться, не к кому было и агрессию проявлять, дома-то никого нет... Тогда что же это значило?

Обратился я к своим запискам, к тексту статьи и... все понял: я писал уже четвертый вариант абзаца, а он меня все никак не устраивал…, и этот, последний, — тоже. Да сколько же можно!? И вот уже сижу, откинувшись на спинку кресла, а руки — «большом переднем замке»… Отстранился… Но отстранился, даже не заметив этого сразу, отчуждение от данной работы проявилось на подсознательном уровне. А ведь никто и не нападал, чтобы защищаться…

Итак, «большой передний замок» следует интерпретировать как отражение далеко не всегда осознаваемого отчуждения от ситуации: от людей ли, от возникшей темы разговора, от иной неприятности, которая не всегда может осознаваться.

(При этом следует иметь в виду, что отчуждение от неприятной ситуации может сочетаться и с защитой, если от ситуации исходит угроза. Но навряд ли руки окажутся в «позе Наполеона», когда человеку угрожает опасность и необходимо себя защищать.)

Как и большинство кинетик «большой передний замок» чаще возникает на подсознательном уровне, когда в сознании человека вовсе нет желания показать, допустим, своему собеседнику отчужденность от него...

Вот сидит у меня на лекции слушатель, а его руки — в «большом переднем замке». Разумеется, у него и в мыслях не было желания демонстрировать свою отстраненность и от преподавателя, и от того, что тот говорит, но, увы, — отстранен. И для меня как для его преподавателя это плохо — значит, нет интереса. Ибо «большой передний замок» и интерес — вещи несовместимые.

Отсюда становится понятным, почему мои слушатели-юристы, отвечая на вопрос, у кого в зале судебного заседания можно скорее увидеть «большой передний замок»: у прокурора или у адвоката — уверенно отвечают: «у прокурора», так как в советском и в значительной степени в современном судопроизводстве оправдательный приговор («проигрыш» прокурора) — явление редкое, а посему прокурор и позволял себе (и позволяет — пока) быть отстраненным (отчужденный) от процесса, ибо уверен — будет, как он скажет.

— А если, автор, Вы в ходе процесса заметите у адвоката «большой передний замок»?

— Значит, уважаемый мой оппонент, уверен… значит, может позволить отстраниться от происходящего…