Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Южный Иныльчек 2016.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.13 Mб
Скачать

Попытка восхождения

26 июля. Опять хороший день, в базовом лагере солнце, жарко. По поводу напарника я обратился к Грекову, и тот мне посоветовал идти вместе с гидом Ак-Сая Андреем – он тоже сегодня собирался идти в первый лагерь, затем в третий и на вершину.

Я и Андрей вышли из базового лагеря ок. 16.00. Путь преобразился до неузнаваемости. Снег, выпавший после нашего прихода в базовый лагерь, растаял, обнажились протяжённые морены и мусор на них. На тропе по леднику – рыхлый лёд и потоки воды. Трещины обнажились и разошлись, местами на леднике настоящие болота.

К вечеру небо затянуло тучами. Какая будет погода завтра – непонятно.

27 июля. Встали в 3.00, вышли в 4.00. На небе звёзд нет, снег не смёрзся, ручьи на леднике не замёрзли. Тревожно: бутылка может быть опасной. Надеюсь, что выше холоднее.

На конусе ледника Семеновского снег почти весь стаял. На крутоватые взлётики без кошек забираться не очень удобно. За час поднялись до начала бутылки. Небо очистились, подморозило. Андрей идёт без остановок, я за ним. Двигаться без остановок несколько часов для меня непривычно и тяжеловато, но я справляюсь. На этот раз бутылку мы прошли гораздо быстрее, чем в первый раз, и она мне показалась маленькой. В седьмом часу мы уже поднялись во второй лагерь. Здесь немного попили чая из термоса, а затем опять без остановки вверх. Андрей впереди, но топтать снег практически не приходится. На восьмичасовую связь Андрей вышел уже из-под взлёта.

На взлёте впереди был я, и мы подошли к 3 лагерю уже в 8.45. Я сам не ожидал, что можно из первого лагеря в третий подняться за 4.45, однако мы это сделали. Андрею тоже понравился такой результат, у него хорошее настроение. Сомнений в физических кондициях для восхождения никаких нет. Андрей предложил подняться на 6400 и там заночевать. Но у меня нет палатки: в палатке турок со мной должен ночевать ещё один азербайджанец Исмаил.

Опять в третьем лагере новосибирцы, на этот раз они уходят в четвёртый лагерь на 6350, чтобы завтра пойти на вершину. Погода сейчас хорошая.

10.00 Вот подтянулся и Исмаил, у него акклиматизационный выход. Неожиданно турки, которые тоже жили в третьем лагере, потребовали вернуть им палатку. Я пошёл жить в пещеру Ак-Сая к Андрею, Исмаил – в сейчас пустующую пещеру, которую выкопали ребята из команды Архангельска и Северодвинска.

Пообедали, после обеда сон. В пещере холодно, но ветра нет совсем. Около 17.00 я решил подняться на перемычку, прогуляться. На перемычку выводит снежный склон градусов 50-55. Висит перильная верёвка, наверное, полные 50 метров. Вылез, неспешно пошёл по тропе вверх. Показались незнакомые контуры гор Северного Иныльчека. Ветра почти нет, погода комфортная. Набрал метров 50 до первых скал и повернул назад. Перильная верёвка натянута, восьмёрку не вщелкнуть. Вщелкнул скользящий и спускался боком к склону, придерживаясь руками за верёвку.

Рисунок 8. Маршрут на Хан-Тенгри с перемычки

Во время ужина к нам в пещеру залез ещё один парень, тоже гид Ак-Сая. Он сегодня сходил на вершину с Глебом Соколовым и ещё с одним парнем. Он был очень доволен, можно сказать, счастлив. Вершина дала ему очень много положительных эмоций. Мы с Андреем ему по-хорошему завидовали. Очень хотелось, чтобы завтра у нас тоже всё получилось.

Заранее сделали чай в термосе, собрали рюкзаки, легли спать. Греков по рации сказал, что в 12.00 погода на вершине испортится, поэтому надо подняться раньше. Решили выйти в 2 ночи.

28 июля. Встали в 1.00. На улице метёт, видимости нет. А в пещере тихо. В 2.00 вышли. Сильный ветер со снегом в лицо, захлёбываешься воздухом, дышать трудно. Дошли до перильной верёвки на перемычку. Я оценил обстановку и сказал, что подниматься по такой погоде – не вариант. Андрей согласился.

Залезли в пещеру, решили подождать час, может быть, ветер стихнет. 3.00 ветер не стих, по-прежнему метёт. 4.00 К нам в пещеру залез новозеландец, он тоже сегодня собирался наверх. Спросил, какие у нас планы. Мы сказали, что подождём ещё час. Он предположил, что после восхода солнца ветер стихнет. Я ему возразил, что тогда уже стартовать будет слишком поздно. Он всё понял. Через час группа из 5 человек: Исмаил, новозеландцы, ещё кто-то, возглавляемая парнем, который вчера к нам приходил в пещеру, начала спуск вниз.

Рассвело. Мне показалось, что ветер стих. Мы начали собираться, чтобы выйти наверх. Пока собирались, пришёл туман, идти некуда. Затем облако ушло, но опять поднялся ветер.

В 7.00 из четвёртого лагеря спустился Глеб Соколов. Он в пуховом комбинезоне, но ему явно нежарко. В бровях лёд. Глеб подошёл к нашей пещере, скинул в неё часть снаряжения. Он сказал, что в такую погоду на вершине делать нечего, хотя в принципе и в такую погоду можно совершить восхождение. Я в этот момент обратил внимание на отсутствующую фалангу на одном из его пальцев. Андрей хотел начать спуск вместе с ним, но Греков по связи сказал дождаться группу клиентов-иностранцев с гидом – они спускались из четвёртого лагеря, так как отказались идти на восхождение в такую погоду.

Что же, придётся ждать. Вышло солнце, ветер стих, мы вылезли из пещеры греться. Над Победой уже затянуло. На нас периодически снизу накатывают волны тумана, переваливают, и видимость снова улучшается. Хан-Тенгри открыт, хотя на нём, видно, сильный ветер.

По очередной связи узнали, что из четвёртого лагеря на восхождение вышли новосибирцы и мариупольцы. Вскоре мариупольцы повернули назад и начали спуск – на горе сильный ветер. А трое новосибирцев упёрлись и идут вверх.

Клиенты всё никак не спускались. Наконец около 11 часов мы заметили движение на перемычке. Постепенно спустились 2 группы клиентов с их гидами и один «свободный» восходитель по имени Михаил Хабибулин. Они стали переодеваться, пить чай. Вниз никто не торопился. Греков на связи был явно обеспокоен: погода портилась, а нам всем надо было в середине дня проходить бутылку. Он рекомендовал спуститься до второго лагеря и там оценить обстановку. Гиды были опытными, ходили на восьмитысячники, Греков доверял их опыту и здравому мышлению.

Спуск начали в 12.00. Группы связались, на нас с Андреем места в связках не хватило. Пришёл туман, видимость – метров 20. Андрей шёл впереди по следам спустившихся утром, благо их ещё было видно. Я за ним. Связки отстали. Через какое-то время спуска в серой пелене я распознал, что мы проходим мимо второго лагеря – он находился слева немного выше. Я вспомнил слова Грекова и сказал Андрею остановиться подождать. Я думал, что гиды как люди опытные должны принять благоразумное решение.

Впереди где-то в районе бутылки грохотали камнепады и лавины. Идти туда совсем не хотелось. Андрей тоже, похоже, осознавал опасность и стал нервничать. Связки никак не шли. Наконец, через минут 20 спустилась связка из 4 человек. Клиенты шли, шатаясь, как зомби. Я сказал гиду, что надо принимать решение, оставаться здесь и ждать улучшения в погоде либо идти сейчас через бутылку. Для гида как будто вариантов не существовало: конечно же, только вниз. Я удостоверился, что он сделал чёткий и осознанный выбор (он отвечал не только за свою безопасность, но и за безопасность клиентов). Гид дал нам с Андреем 7 метров верёвки, чтобы мы связались, и сказал подождать вторую связку.

Её ждать пришлось ещё минут 10. В это время в бутылке громыхнула лавина. Перед лидером связки я обозначил тот же выбор. И он также сказал: только вниз.

Вниз, так вниз. Мы с Андреем почти бегом прошли бутылку, догнав на её выходе первую связку. Опять подождали вторую связку. Затем окончательно вышли из бутылки, развязались, и Андрей убежал вниз. Я без особой спешки также спустился до первого лагеря. Подтянулись и клиенты с гидами.

Здесь идёт мелкий дождь, на 4300! Я собрал палатку, упаковал всё в рюкзак – он получился нелёгким – и вслед за всеми пошёл в базовый лагерь.

В 19.00 я был в базе. Коле не терпится уйти вниз, собственно, и мне здесь делать уже нечего. Завтра после обеда мы планируем выдвинуться.

Наши пензенские товарищи, Владимир и Сергей, улетели в Каркару на вертолёте пару дней назад и забрали часть нашего группового (верёвку, буры) и Колиного личного (система, карабины, пуховка) снаряжения.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]