Оглавление
Южный Иныльчек 2016 2
Предыстория 2
Заезд 2
Подход 3
Акклиматизация 7
Попытка восхождения 14
Спуск из базового лагеря в Майда-Адыр 17
Возвращение в Пензу 21
Выводы 21
Южный Иныльчек 2016 Предыстория
Последнее время (2013 – 2016 гг), когда техническая сложность моих походов возросла, мне стало хотеться совмещать поход и высотное восхождение. В 2015 году эта идея была частично реализована: сначала мы с Олегом Бородиным прошли акклиматизационный поход вдоль Заалайского хребта, а затем совершили восхождение на пик Ленина.
В этом году тоже хотелось совершить что-то подобное, но полноценный категорийный поход было идти не с кем. Тогда я решил продолжить высотную эпопею – попытаться взойти на Хан-Тенгри.
Зимой ко мне решил присоединиться пензенский альпинист Николай Стенькин.
В начале мая я, Николай, а также Анатолий Казанцев и Виктор Швецов попытались совершить восхождение на Восточную вершину Эльбруса с севера. К сожалению, сжатые сроки мероприятия делали успех результатом благоприятной погоды. Погода же, наоборот, затруднила восхождение, и при условии нехватки акклиматизации сил нам не хватило: мы дошли лишь до 5000 метров.
После майского мероприятия настало время детально планировать восхождение на Хан-Тенгри. Эта вершина находится в восточной части Киргизии рядом с границей с Китаем у истоков грандиозного ледника Иныльчек. Этот ледник тянется на 60 км и является одним из самых длинных ледников бывшего Советского Союза. Базовый лагерь, из которого начинают восхождения на пик Хан-Тенгри и на пик Победы, находится на леднике на высоте 4000 метров. Туда можно попасть, прилетев на вертолёте либо совершив пешее путешествие от последней точки, куда доезжает машина, от Ат-Джайлоо. Второй вариант дольше, но дешевле, а также позволяет избежать симптомов высотной болезни из-за резкого подъёма организма на высоту 4000 метров. Я решил выбрать второй вариант.
Спускаться из базового лагеря до Ат-Джайлоо и ещё ниже, до Майда-Адыра, мы с Николаем для экономии денег также планировали пешком, хотя я не исключал возможности вылета вертолётом. Несмотря на то, что на поездку в Киргизию планировалось потратить целый месяц, времени на восхождение оставалось мало: всего 2 дня.
В мае купили билеты на самолёт до Бишкека и обратно: всё вместе получилось больше 20000 рублей.
Заезд
9 июля в субботу утром наше путешествие началось. До посёлка Домодедово нас подбросил Алексей Сычёв, так как он с Надей и двумя парнями ехал в этот день в Москву на соревнования по скалолазанию. Из Домодедово на городском автобусе мы доехали до аэропорта.
Рано ночью 10 июля мы прибыли в Бишкек и поселились в гостевом доме. Утром сначала съездили в фирму Тянь-Шань Тревел и заплатили за погранпропуска, баллоны газа, машину из Каракола в Ат-Джайлоо, а также обратно, из Майда-Адыра в Каракол. Затем мы закупили продукты на всё время нашего пребывания в горах, разделили их на заброску вертолётом и еду на подход в базовый лагерь.
11 июля мы переехали из Бишкека в Каракол, а 12 – весь день ехали из Каракола до Ат-Джайлоо. Дорога проходит через перевал Чон-Ашуу высотой 3830 метров. В Майда-Адыр приехали в пять часов вечера. Взвесили снаряжение и продукты, которые мы отправляем в базовый лагерь вертолётом: получилось 35 кг. Оплатив перевозку снаряжения, мы ещё час ехали 20 км в Ат-Джайлоо.
Подход
13 июля был первым ходовым днём. Мы вышли рано, в 7.00 и пересекли реку Ат-Джайлоо по малой воде. Далее было движение по каменистой долине Иныльчека с периодическим пересечением боковых протоков. Постепенно протоки становились всё больше, и в какой-то момент перед началом скального прижима мы перешли основное русло Иныльчека. Теперь надо было это сделать ещё раз, чтобы вернуться на орографически правый берег, обойдя прижим. Первая попытка оказалась неуспешной: нас стало сносить. Поднявшись чуть выше по течению, где основное русло разбивается на несколько рукавов, мы начали переходить их по очереди. Пересекая предпоследнюю протоку и не дойдя метр до берега, Коля упал на колени. Вскоре я упал тоже. Нас пронесло несколько метров, после чего мы зацепились коленями за камни отмели. Встали, отдышались, потом перешли последнюю протоку и начали сушиться. На ногах и у меня, и у Коли – синяки.
Рисунок 1. Пересечение одной из проток Иныльчека
Дальше река ушла влево, и мы пошли по грунтовой дороге по ровной долине, поросшей невысокой травой. После обеда погода испортилась, всё затянуло тучами. Около 15.00 мы пришли в лагерь Ива.
Фирма Ак-Сай Тревел организовала на пути к базовому лагерю «Южный Иныльчек» цепочку лагерей, расположенных друг от друга на расстоянии не слишком напряжённого дневного перехода. Они называются: Ива, Глина, Поляна Мерцбахера, Комсомолец, Дикий. Лагеря предназначены для питания и размещения на ночёвки групп, которые идут трек (пеший поход) в базовый лагерь. (Естественно, за такой трек нужно прилично заплатить фирме). В каждом лагере есть стационарные палатки для сна, кухни и столовой.
Мы решили поставить палатку рядом с лагерем. В ручье у лагеря вода грязная. Пришлось сходить километра полтора в одну сторону к краю ледника, где протекал чистый ручеёк, и набрать воду на ужин.
14 июля в 8.00 мы вышли из лагеря Ива и через 15 минут спустились в ложбину и дошли до края ледника Иныльчек. Далее, пройдя вдоль ручья, из которого я вчера набирал воду, мы ушли в ледниковые складки, покрытые камнями. Через 40 минут мы увидели, что впереди на леднике огромная впадина с озером. Справа был овраг-промоина (сай). Оказалось, что тропа обходит сай верхом – надо набирать метров 70, чтобы перейти ручей в этом сае, а затем те же 70 метров сбрасывать. Далее тропа шла по склону справа по ходу от ледника и подходила к притоку Иныльчека – леднику Путеводный. Затем нужно было спуститься на ледник, и двигаться по нему, то поднимаясь на гребешки, то опускаясь во впадины. После обхода устья Путеводного тропа вновь ушла с ледника и залезла на склон долины. Далее был траверс осыпного склона, местами весьма крутого и неприятного: при потери равновесия катиться можно метров 100. Также сверху находятся сильно разрушенные скалы, с которых возможны камнепады. Пройдя осыпной склон, попадаешь в карман морены, где есть ровные площадки и течёт ручей. Практически в первом же удобном месте после осыпей на тропе расположился лагерь Глина. В лагере был только один человек – смотритель лагеря Игорь. Он предложил нам остаться на ночёвку в этом лагере. Время было уже ок. 15.30, мы уже достаточно устали, поэтому решили согласиться.
Следующим утром наше пробуждение сопровождал сильный дождь. Стали ждать улучшения погоды. Во время дождя начинаешь отчётливо понимать, почему лагерь называется Глина: при движении по лагерю подошвы ноги очень быстро обрастают увесистыми глиняными нахлобучками. По площадкам под палатки текут ручьи, и необходимо рыть канавы, чтобы отводить воду.
После обеда дождь прекратился и вышло солнце, но мы решили сегодня уже никуда не идти, зато завтра сделать ударный ходовой день.
16 июля. Утром встали пораньше, из лагеря вышли в 6.50. Солнце, небо чистое, ещё не жарко – отличная погода для движения. Вершины гор покрылись свежим, белым снегом. Тропа шла по карманам боковой морены. Часто встречались удобные места для стоянок. Много зелени, в особенности, акаций. Пересекли разлившуюся речку, которая брала своё начало из спадающего справа ледника. Вылезли на гребешок морены. Дальше путь пошёл по камням без растений, пересёк каменистую ложбину, затем вновь вывел нас на гребень морены с зелёнкой. Дальше был серпантин по травянистому склону, и тропа вывела нас на поляну Мерцбахера (ок. 10.00).
Поляна радует глаз буйной травой, обилием цветущих растений. Она расположена на пригорке напротив места слияния ледников Северный и Южный Иныльчек. С поляны отлично видно озеро Мерцбахера. Сейчас в нём нет воды, видны лишь громадные ледяные глыбы. На поляне есть несколько стационарных домиков гляциологов. Ак-Сай Тревел на поляне установил палатки для проживания смотрителей лагеря и клиентов фирмы, идущих трек. У встреченной девушки-гида я выяснил, как надо идти дальше. Следующий в цепочке лагерь Комсомолец перед ледником Комсомолец. Гид сказала, что надо после лагеря «Поляна Мерцбахера» двигаться по тропе по осыпному склону, а затем у большого камня с нарисованной стрелочкой уйти на ледник. Далее по леднику надо держаться светлой бело-жёлтой морены, а затем уйти левее в ложбину между моренами – там путь будет относительно ровным. Когда слева будут выходы чистого, незачехлённого льда, надо будет забирать правее, и справа под склоном можно будет увидеть лагерь Комсомолец.
В 10.50 мы вышли с «Поляны», перелезли через моренную гряду, и следуя турикам, начали движение по осыпному склону. Нашли нужный камень, без проблем перешли на ледник. Далее, держась белой морены, очевидно, сбились с оптимального пути, начали лазить через крупные камни, то забираясь на гребешки складок, то опускаясь в низины. Так или иначе, но мы за полтора перехода, к 12.50 достигли места впадения ледника Шокальского в ледник Южный Иныльчек. Там мы устроили полуторачасовой обед.
Рисунок 2. Движение по леднику Южный Иныльчек
14.10 Двинулись дальше. Впереди разрывов стало очень много, поэтому согласно рекомендации гида решили взять влево. Перелезли следующую моренную гряду и вышли на серую морену. Здесь поверхность ледника была менее разорванной и более ровной. По верху серой морены можно было идти относительно комфортно. Через 40 минут движения мы упёрлись в глубокую 50-метровую чашу с озером. Взяли влево, но не терять высоту не получилось. Обойдя чашу и поднявшись на очередной гребешок, вновь увидели чашу. Вновь пришлось спускаться, а затем подниматься. Затем таких чаш ещё было одна или две, после чего, двигаясь по ложбине между двумя моренами, путь стал относительно ровным. Но мы уже были сильно уставшими, нам уже сильно хотелось увидеть лагерь Комсомолец. На остановках для отдыха мы с Колей периодически поднимались из ложбины на морену, чтобы увидеть этот лагерь. Лагеря всё не было. Вот уже и белый лёд справа, о котором говорила гид. Лагеря не видно.
19.00. Солнце садится. Мы уже сильно устали и решили ставить лагерь на морене. И тут Коля увидел за складками морены жёлтые палатки. Но лагерь за глубокой ледниковой складкой, пройти к нему не так уж и просто. Решили переночевать на срединной морене, а завтра налегке сходить в лагерь, отметиться – про то, что мы должны прийти, сообщили по рации с «Поляны».
Сегодня я забыл на месте обеда мой мешочек с кружкой, ложкой, миской и ножом (КЛМН). В GPS-навигаторе я зафиксировал точку, где мы обедали. На обратном пути я запланировал прийти туда и забрать мой КЛМН.
17 июля. Погода вновь отличная. Утром посетили лагерь Комсомолец, а затем в 8.20 продолжили наш путь по ложбине между белым льдом и серой мореной.
Опять преодолели несколько ям на леднике, после чего путь вновь стал относительно ровным. Постепенно справа оставили ледник Комсомолец и Пролетарский турист. Иныльчек плавно поворачивал налево по ходу. После поворота чётко выраженная ложбина между белым льдом слева и серой мореной справа, которой мы держались долгое время, закончилась. На пути движения были камни разных размеров, двигаться было неудобно, поэтому скорость была низкой. Приблизительно в 12.00 мы решили взять ещё влево: пересекли водяной поток на леднике и вышли на открытый лёд. Здесь мы приготовили обед, затем одели кошки, и пошли уже по открытому льду. Также преодолели несколько складок, и, взяв ещё левее, вылезли на очередную длинную серую морену. Забравшись на её верх, я ожидал увидеть базовый лагерь, чтобы понять, как нам оптимальнее двигаться. Справа вдали показались несколько жёлтых палаток лагеря «Дикий». Базового лагеря видно не было.
Решили идти по гребню морены, и постоянно искать глазами базовый лагерь. Морена неровная, представляет собой цепочку каменистых холмов. Долго шли вверх и вниз, преодолевая эти холмы через верх. Затем стали искать более прямой путь и обходить вершины холмов траверсом (местами он был не очень приятен, так как склоны относительно круты и образованы камнями на льду). Затем мы стали замечать человеческие следы: турики, консервные банки и т.п. Мы взяли вправо: там между мореной и соседней ледяной грядой стал просматриваться относительно ровный коридор. Спустившись в него, мы стали очень часто замечать смятые пустые банки из-под пива. Мы решили, что это маркеры тропы, и действительно, через 30 минут, ок. 18.00 мы пришли наконец в базовый лагерь «Южный Иныльчек». Очень устали: последние 2 дня были крайне изматывающими.
Взяли нашу заброску – она прилетела сегодня утром на вертолёте. Нам сказали поставить палатку за пределами лагеря, так как у нас нет полного пакета.
На следующий день я планировал выдвинуться в первый лагерь Хан-Тенгри, который расположен ещё выше на леднике Южный Иныльчек у впадения в него ледника Семеновского. Однако весь следующий день шёл снег.
Абсолютной неожиданностью для меня стало сообщение от Коли, что он не пойдёт на Хан-Тенгри. Николай ссылался на высокую частоту сердцебиений и опасался, что у него не хватит сил акклиматизироваться. Но в первый лагерь он всё же решил сходить.
