Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Фарукшин М.Х. - Этнополитология

.pdf
Скачиваний:
66
Добавлен:
01.06.2020
Размер:
1.35 Mб
Скачать

стороны, мигранты часто тяжело интегрируются в рамках культуры страны-реципиента, привносят в жизнь этой страны чуждые ей привычки, традиции и образ жизни. Иногда это связано с распространением наркомании, ростом преступности.

Именно на этой почве часто возникают межэтнические конфлик- ты.Встранах-реципиентахзарождаютсяипостепеннонабираютсилу общественно-политические движения, направленные против пребывания в стране мигрантов. В ряде западноевропейских стран (например, в Австрии, Франции, Швейцарии) антииммигрантские партии увеличили число своих сторонников среди избирателей.

Обычно недовольство мигрантами направлено не против какойто одной этнической группы. Нетерпимость проявляется против всех мигрантов независимо от их этнической принадлежности. Она выражается, в частности, в физических нападках на мигрантов, принимавших особенно вопиющие формы в Великобритании, Бельгии, Швеции, Франции, России и некоторых других странах и проходившие под лозунгами «Иностранцы вон!», «Германия для немцев», «Франция для французов», «Россия для русских». Во всех этих случаях сами по себе социальные по природе выступления приобретали этнический характер и выливались в этнические конфликты. «С учетом беспрецедентного и растущего уровня миграций можно ожидать, что этнические раздоры также будут усиливаться»359.

Ресурсы, используемые сторонами конфликта, разнообразны. Их характер и объем у разных участников конфликта, разумеется, неодинаков. К ресурсам этнической группы относятся ее численность, сила этнической идентичности, степень мобилизованности и сплоченности, степень компетентности этнической политической элиты, материальные возможности, вооруженная сила, идейная приверженность и мифы.

Следовательно, возможные причины этнополитических конфликтов довольно разнообразны и поэтому при любом конфликте важно выделять вызвавшую его конкретную причину. Только при этом условии политика урегулирования конфликта может оказаться целенаправленной.

359 Connor W. Homelands in the World of States // Understanding Nationalism. Cambridge (U. K.): Polity Press, 2001. P. 68.

251

8.2. Способы урегулирования этнополитических конфликтов

Эксперты анализировали различные условия, при которых этнополитический конфликт может притупляться или, напротив, разгораться сильнее. Конечно, разумнее не допустить его возникновения. Безальтернативным условиемнедопущения или прекращения этнического конфликта является отсутствие или искоренение политической, экономической, социально-культурной дискриминации этнических меньшинств. Принципиально важное значение имеет создание разветвленной системы воспитания в духе этнической толерантности, формирование культуры межэтнических отношений, социализация новых поколений граждан на принципах уважительного отношения ко всем народам.

Существенно важным фактором предупреждения этнических конфликтов является создание нормальных условий жизни для всех граждан. Как справедливо отмечалось в литературе применительно к России, «ключевым фактором, который может обеспечить единство страны и решение основных и наиболее конфликтогенных национальных проблем в условиях федеративного устройства, является обеспечение равных условий жизни граждан вне зависимости от места их проживания, относительно равного распределения по регионам общероссийских стандартов качества жизни»360. Это условие является фактором стабилизации межэтнических отношений и в других странах. Однако если межэтнический конфликт возник, общество и государство заинтересованы в его скорейшем урегулировании, поскольку тлеющий конфликт рано или поздно сыграет дестабилизирующую роль.

Обычно межэтнические конфликты носят затяжной характер и трудно поддаются урегулированию вследствие серьезных причин их возникновения, а также в силу большой эмоциональной насыщенности, которую придают им участники конфликтов. Процесс развертывания межэтнических конфликтов проходит, как отмечалось в литературе, пять фаз: латентную фазу различной длительности, характеризующуюся отсутствием открытого конфликта; фазу, состоя-

360 Сидоренко А. В. Этнический вызов российскому федерализму // Политэкс. 2009. Том 5. № 1. С. 114.

252

щую из ряда насильственных инцидентов, ведущих к вооруженной борьбе; фазу высшей точки конфликта, означающую полномасштабную конфронтацию; фазу деэскалации борьбы часто с участием третьей стороны; наконец, фазу окончания конфликта, завершающуюся победой одной из сторон или их соглашением361.

Разумеется, это примерная схема, поскольку не каждая конфронтация ведет к вооруженному конфликту. По тем или иным причинам межэтнический конфликт может сохранять относительно мирную форму. И не всякий конфликт заканчивается победой одной из сторон. Участники конфликта, сохраняя в неприкосновенности свои изначально занятые позиции, могут ни о чем не договориться и тогда по-прежнему во взаимоотношениях этнических групп сохраняется напряженность, а урегулирование конфликта заходит в тупик.

В качестве существенного условия умиротворения в зоне этнического беспокойства в зарубежной литературе называлось включение этнических региональных политических элит и их руководителей в состав общенациональной элиты, привлечение их к решению общегосударственных вопросов и, более того, обеспечение сбалансированного представительства этнических групп в органах государственной власти и управления. Собственно только на этой основе можно добиться понимания и осознания региональной элитой значимости общенациональной гражданской идентичности.

Многие эксперты полагают, что действенным средством предупреждения или устранения конфликта является доступность политических институтов этническим группам. Существует много способов сделать политическую систему доступной. Один из путей – это облегчить присутствие политических партий, представляющих этнические меньшинства в национальных парламентах. Сторонники этого взгляда утверждают, что парламентское представительство предоставляет этническим меньшинствам голос при принятии решений. Это позволяет им участвовать в политической игре и как следствие предоставляет организациям этнических меньшинств стимулы для отказа от стратегий внеинституциональных действий362.

361Гулиев М. А., Коротец И. Д., Чернобровкин И. П. Этноконфликтология. М.:

ИКЦ «МарТ»; Ростов н /Д: Издательский центр «МарТ», 2007. С. 7.

362Alonso S. & Ruiz-rufino R. Political representation and ethnic conflict in new democracies // European Journal of Political Research. 2007. Vol. 46. P. 238.

253

Однако, как показывает российская практика, более весомым аргументом в пользу нормализации отношений между федеральным центром и этническими субъектами федерации являются относительно большие финансовые вливания в некоторые республики из федерального бюджета, что представляет собой своеобразный откуп, плату за стабильность. Однако возможности использования этого метода не безграничны.

И российская, и зарубежная практика свидетельствует о том, что для предупреждения и разрешения конфликтов принципиальное значение имеет характер взаимоотношений общенациональной (центральной) и этнической (региональной) политических элит, достижение между ними устойчивого консенсуса. Можно даже утверждать, что этот консенсус есть наиболее существенный фактор стабильности государства.

Понятна зависимость региональных элит от центральной власти. Фактором поддержки отношений между этими сторонами на приемлемом уровне является также зависимость центральной власти от региональных этнических элит, возглавляющих те или иные регионы. В этой зависимости – три компонента. Во-первых, от региональных политических элит во многом зависит эффективность осуществления политики, которая разрабатывается и проводится центральной властью и в наиболее полной реализации которой она заинтересована. Во-вторых, будучи ответственными за ситуацию в своих регионах, эти элиты обязаны обеспечить в них стабильность. Они первыми сталкиваются с выражением недовольства населения, его протестными выступлениями. И, в-третьих, речь идет не только об обеспечении стабильности в этих регионах, в чем сильно заинтересована центральная власть, но и о каких-то услугах, оказываемых ей со стороны региональных элит – например, получении нужных центру результатов на общенациональных выборах.

Урегулирование этнополитических конфликтов может осуществляться различными способами. Наиболее приемлемым из них являются переговоры с достижением согласия между конфликтующими сторонами на основе взаимных уступок. В случае возникновения конфликтной ситуации наличие переговорного процесса способно, в какой-то мере, затормозить рост напряженности в межэтнических

254

отношениях, хотя сам по себе этот процесс еще не является гарантией достижения положительного результата по окончании переговоров.

Успех переговоров зависит от позиции сторон в конфликте. Позиция и притязания одной стороны, абсолютно неприемлемые для другой стороны, заводят переговоры в тупиковую ситуацию. Так, требование со стороны этнополитической элиты и поддерживающих ее сил немедленной и полной независимости региона и отделения его от государства не может быть удовлетворено без учета интересов других этнических групп и государства в целом. К отрицательному результату ведет и упорство центральной власти, отказывающейся предоставить этническому меньшинству, сконцентрированному на территории определенного субъекта федерации, достаточно широкую автономию. Последняя выражается в наличии у субъекта федерации группы конституционно установленных исключительных предметов ведения и полномочий, в которые не вправе вмешиваться федеральный центр. Само собой разумеется, что осуществление указанных предметов ведения и полномочий должно обеспечиваться соответствующими финансовыми ресурсами. Как отмечалось в зарубежной литературе, «лучшим индикатором степени автономии, которой пользуются регионы, может быть пропорция публичных расходов, находящаяся под контролем соответствующих уровней власти»363.

Когда центр не замечает проблем, с которыми сталкивается в регионе или государстве в целом этническая группа, и не выражает готовности обсудить их с целью своевременного решения, а предрасположен к административным и силовым методам решения проблем, возникающих в сфере национальных отношений, он невольно ослабляет связи с населением соответствующего региона. Положительным примером в этом отношении могут служить демократические государства, в частности Швейцария. По свидетельству одного из известных швейцарских специалистов по проблемам федерализма, «федеральные власти обычно пользуются своими полномочиями с должной осмотрительностью, так как не хотят нанести обиду самосознанию и самоуважению кантонов». Федеральное правительство «старается принимать политические решения в соответствии, а не

363 McGarry J. and O’Leary B. Federation as a Method of Ethnic Conflict Regulation //

Интернет ресурс. Режим доступа: www.forumfed.org

255

против воли кантонов. Взаимное признание – это то правило, которое определяет отношения между кантональными правительствами и федеральным правительством»364.

Вконечном счете управление конфликтом возможно только тогда, когда составляющая меньшинство общность принимает совокупность требований, согласованных путем переговоров внутри существующей политической системы, а составляющая большинство община – или, по крайне мере, ее руководство – готова удовлетворить, в некоторой степени, требования этнополитических меньшинств365.

Бесспорным стабилизирующим фактором является соблюдение договоренностей, достигнутых центральной и региональной властью

входе консультаций и переговоров. Последствием безуспешных переговоров бывает усиление напряженности в отношениях конфликтующих сторон, которое может выразиться в применении насилия. «Насильственные конфликты, вероятно, являются следствием переговоров, характеризуемых 1) радикальными требованиями, 2) незначительными уступками и/или 3) ненадежными обязательствами, при этом на все это влияют политические связи между элитами на центральном и региональном уровнях»366.

Врезультате разумной политики властей межэтнические трения и конфликты могут быть существенно ослаблены или устранены. Как свидетельствует международный опыт, в некоторых странах-реципи- ентах правительства проводят определенную и достаточно взвешенную миграционную политику. Наряду с правовыми средствами ограничения нежелательной миграции в этих странах проводится одно из двух направлений политики. Одно из них получило название политики мультикультурализма. Суть ее заключается в провозглашении права на существование множества культур и создание условий для их развития.

364Фляйнер Т. Швейцария: Конституция федеративного государства и кантонов // Федерализм: российское и международное измерения. Казань, 2004. С. 70.

365См.: Rudolph J. Politics and Ethnicity: a Comparative Study. N. Y.: PALGRAVE MACMILLAN, 2006. Р. 15.

366Bakke K. M. The Turn to Violence in Separatist Struggles in Chechnya and Punjab / Paper prepared for presentation at the Annual Meeting of the American Political Science Association. Boston.August 28–31, 2008. P. 7

256

Другая политика – это интеграция мигрантов в культуру страныреципиента, то есть по существу их ассимиляция. Последняя означает, что этнонация теряет не только своих членов, которые меняют свою прежнюю этническую идентичность на новую, но и свой этноним. При отсутствии принуждения такая политика является вполне правомерной. И здесь дело самих членов нации – бороться ли за самосохранение и жизнеспособность этнонации или согласиться со стихийным процессом угасания данной этничности. Однако практика показала, что «политика нациестроительства, нацеленная на формирование однородного культурного сообщества, оказывается слишком дорогостоящим и не приносящим желаемых результатов предприятием»367.

В попытках урегулировать этнический конфликт крайним средством является принуждение, применяемое одной конфликтующей этнической группой в отношении другой или государством в отношении одной или обеих этнических групп. Однако применение принуждения часто ведет к еще большему насилию и не дает искомых результатов. «Принудительные меры разрешения конфликтов слишком знакомы и последствия таких подходов показывают, что они не эффективны и ведут к усилению насилия и человеческим страданиям (часто требуется международное вмешательство), устранению, этнической чистке, насильственной ассимиляции и контролю»368.

Если межэтнический конфликт принимает форму вооруженного столкновения или настоящей войны, ведет к кровавым последствиям с огромными человеческими жертвами, возможно применение таких способов урегулирования, как международное посредничество, давление и применение силы со стороны международного сообщества. Однако последнее не должно быть результатом произвольного решения отдельных государств или группы государств. Хотя в отдельных случаях, когда ситуация не терпит отлагательства и необходимо немедленно применить силу, чтобы избежать еще больших жертв и принудить виновника вооруженного конфликта к миру, возможно

367Малахов В. С. Национализма как политическая идеология. М.: КДУ, 2005.

С. 307.

368Spencer St. Race and Ethnicity: culture, identity and representation. L.: Routledge, 2006. Р. 187.

257

иодностороннее вмешательство, на которое, например, пошла Россия, остановив агрессию Грузии против Южной Осетии в 2008 году.

Международными экспертами выработаны определенные правила использования интернациональной силы для прекращения этнических войн.

Во-первых, главная ответственность за защиту своего народа от крупномасштабных нарушений прав человека лежит на самом суверенном государстве. Когда разрушаются социальные и политические механизмы, сдерживающие конфликт, тогда возникают насилие

икровопролитие. В случае неспособности или нежелания государства обуздать крайние виды этнических конфликтов ответственность переходит к более широкому международному сообществу.

Во-вторых, военная сила – не единственный способ международного вмешательства, она уместна в крайних и исключительных случаях.

В-третьих, принудительное военное вмешательство рассматривается как абсолютно последний способ предупреждения возможного вреда. Оно должно иметь, прежде всего, превентивный характер.

В-четвертых, применение военной силы будет законным только в том случае, если она используется в соответствии с Уставом ООН369. После подавления этнической войны первые шаги должны состоять в том, чтобы добиться разоружения и демобилизации участников конфликта и посадить их за стол переговоров.

Этнические конфликты редко заканчиваются победой одной из сторон по принципу «победитель получает все». Гораздо более реальными результатами являются компромиссы, соглашения на основе взаимных уступок или тупиковая ситуация, когда разрешение конфликта путем принятия решения, удовлетворяющего обе стороны, невозможно. В этом случае конфликт не заканчивается, а принимает затяжной характер.

Международное сообщество не оставляет надежд на мирное урегулирование межэтнических конфликтов и использует в качестве одного из способов направление в очаг конфликта международных миссий. Так, в рамках ОБСЕ такие долговременные миссии направ-

369 См.: Evans G. Ethnopolitical Conflict: When is it Right to Intervene? // Ethnopolitics. 2011. Vol. 10. No. 1. P. 117–118.

258

лялись в Эстонию и Латвию в связи с неравноправным положением, в котором оказалось русскоязычное население этих стран, а также с учетом положения албанского меньшинства в Македонии, сербского меньшинства в Хорватии и ситуации с межэтническими отношениями в Крыму на Украине.

Особенно опасными по своим последствиям и сложностью урегулирования отличаются этнические конфликты, перерастающие в этнический терроризм. Его характеризует особая жестокость и безразличное отношение к человеческой жизни и страданиям. Существует лишь один способ обращения с участниками этнических террористических акций – их подавление и уничтожение.

В заключение следует сказать, что поскольку на возникновение, состояние и динамику конфликтов оказывает влияние большое количество факторов, то не существует единой, универсальной модели разрешения этнических конфликтов. В этом смысле каждый конфликт уникален и требует индивидуального изучения как его причин, так и способов урегулирования.

Вопросы для самоконтроля

1.Какой конфликт можно назвать межэтническим?

2.Каковы особенности этнополитического конфликта?

3.Назовите формы проявления этнополитических конфликтов.

4.Каковы основные причины этнополитическмх конфликтов?

5.Каковы способы урегулирования межэтнических конфликтов?

Что еще почитать?

1.Авксентьев В. А. Этнические конфликты: история и типология // Социологические исследования. 1996. № 12.

2.Гулиев М. А., Коротец И. Д., Чернобровкин И. П. Этноконфликтология. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н /Д: Издательский центр «МарТ», 2007.

3.Звягельская И. Специфика этнополитических конфликтов и методы их урегулирования. – М.: НАВОНА, 2008.

4.Здравомыслов А. Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М., 1999.

259

5.Кавтарадзе С. Д. Этнополитические конфликты на постсоветском пространстве. М., 2005/

6.Нарочницкая Е. А. Этнонациональные конфликты и их разрешение (Политические теории и опыт Запада). М., 2000.

6.Паин Э. А. Этнические конфликты в постимперской России // Вестник Института Кеннана в России, 2012. Выпуск 22.

7.Ризванова Л. З. Государственная политика и положение русскоязычного населения в Прибалтике. Казань: Казан. ун-т, 2011.

8.Тишков В. А. Общество в вооруженном конфликте (этнография чеченской войны). М.: Наука, 2001.

9.Этнополитический конфликт: пути трансформации. М.: Наука,

2007.

260

Соседние файлы в предмете Политология