Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Shpargalki_Chistovik.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
183.02 Кб
Скачать

17. Всероссийская октябрьская общенациональная политическая стачка и Манифест 17 октября.

Булылгинская дума не удовлетворила общество, накал страстей не сняла, и эта ситуация продолжала иметь место. Центр тяжести переместился в Москву. Тут в сентябре 1917 намечалась напряженная обстановка, проходили стачки текстильщиков. С 19 сентября начинают бастовать печатники крупнейшего книгоиздательского конгломерата Сытина. 23 сентября прекратили работу все типографии города. Общее количество бастовавших – 10 000 рабочих.

Высказываются традиционные требования. Вслед за текстильщиками втягиваются рабочие мелких предприятий: булочники, пекари, трамвайщики. Идут собрания, митинги. На одном из таких собраний 25 сентября произошла стычка с конной полицией. С сентября начинают появляться советы рабочих депутатов, но не как органы демократии, а именно как координирующие центры отраслевых стачек.

Эта напряженная ситуация в Москве плавно переходит в октябрьские события. Здесь, учитывая, какое напряжение, 6 октября Московский комитет РСДРП вместе с профсоюзной организацией Бюро всероссийского железнодорожного союза служащих в ночь с 6 на 7 октября 1905 по телеграфу обращается к рабочим-железнодорожникам начать с 7 октября всеобщую стачку всего московского железнодорожного узла. Этот призыв лег на острую почву.

Получилось так, что 7 октября забастовали Ярославская и Казанская железные дороги, с 8 Курская и Брестская, а с 10 октября встал весь московский железнодорожный узел. С 10 октября забастовала фабрика Цинделя. В последующие дни останавливается сталелитейный завод Брамлея. 12 октября останавливаются текстильные фабрики, 12-ого встал центральный телеграф, за ними – служащие почт, с 14 октября закрылись магазины, прекратил работу водопровод, прекратили занятия студенты МГУ, гимназий, город остановился.

Такая же ситуация постигает СПб, только несколькими днями позже. Там с 10 октября останавливается СПб ж.д. узел, останавливаются крупные предприятия. В эти же октябрьские дни начинается аналогичная ситуация в крупных промышленных городах страны. Получилось так, что страна остановилась. Производство, службы, магазины закрыты, водопровод не работает. В стачках начинают принимать участие широкие слои населения.

Страна элементарно встает. Начинается сильный нажим на правительство. Требования у бастующих следующие:

  1. Стандартные экономические требования;

  2. Стандартные социальные требования;

  3. Но на фоне всех стандартных требований четко образовались политические. Основные требования – защита прав личности, дарование гражданских свобод, расширить представительство народа в участии в будущий парламент, и законодательную власть народу. Эти требования взялись от политической конъюнктуры, вышли из ситуации.

Были ли такие требования, как «Долой царя»? Были, но в меньшем количестве. Но первые требования были универсальными. Страна встала.

Правительство начинает решать. Николай II ищет временного диктатора. Его взоры обращаются на Николая Николаевича, начальника генерального штаба российской армии, который по воспоминаниям всех современников единственный из великих князей может считаться профессиональным военным. Но Николай Николаевич был не самым глупым человеком и сказал, что если увидит рескрипт на свое имя решить эту проблему, то придет к Николаю II на аудиенцию и застрелится.

Диктатура не проходила, начали думать по-другому. И тогда все посмотрели на Витте. Вот уже поздно вечером в его личные апартаменты прискакал адъютант его превосходительства и сказал, что завтра с утра начинается тайное совещание, на которое ему нужно прибыть с манифестом о гражданских свободах. Витте увидел, на чем можно всех объединить.

Он вычленил эти три требования: защита прав личности и гражданские свободы, широкие выборы в думу и законодательную власть парламенту. Манифест очень короткий. Николай II не хотел подписывать манифест, но все же утвердил. Николай писал, что не простит манифест Витте, и не простил. Витте лишился всех своих постов и уехал в почетную эмиграцию в Париж, где и умер.

17 октября этот манифест был растиражирован во всех СМИ. Более того, его отдельно тиражировали, расклеивали на всех столбах. Начались дни «октябрьской свободы». Губернаторы, получив манифест, не верили, что такое может быть, и запрашивали по телеграфу подлинность полученного документа. Этим манифестом были заложены основы формирования гражданского общества в стране. Его пункты вошли в свод законов Российской империи.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]