- •Введение
- •Глава 1 теоретические аспекты формирования корпораций
- •1.1 Нормативно-правовые основы организации и регулирования корпоративных отношений
- •1.2 История возникновения и формирования корпораций
- •1.3 Эволюция научных концепций и подходов к формированию и развитию корпораций
- •1.4 Традиционная и современная корпорация: трансформация понятия, экономической сущности, характерных особенностей
- •Глава 2 становление и развитие корпораций в россии
- •2.1 Становление корпоративного сектора в России. Основные этапы
- •2.2 Корпоратизация в период массовой приватизации (1992–1994 гг.)
- •2.3 Денежная приватизация и постприватизационное перераспределение акционерного капитала (1994–1996 гг.)
- •2.4 Завершение передела собственности (1996–1998 гг.)
- •2.5 Роль некоммерческих корпоративных объединений в России
- •2.6 Интеграция и транснационализация российского промышленного корпоративного сектора
- •Специфика функционирования российских корпоративных образований на современном этапе
- •2.8 Проблемы и перспективы развития российского корпоративного сектора
- •Список использованных источников
2.3 Денежная приватизация и постприватизационное перераспределение акционерного капитала (1994–1996 гг.)
К моменту завершения массовой (ваучерной) приватизации (1994 г.) акционерная собственность российских промышленных предприятий рассматривалась как распыленная и преимущественно инсайдерская. В силу этого для периода денежной приватизации была типичной ситуация менеджерского контроля, когда менеджеры не обязательно юридически владели контрольным пакетом, а для осуществления контроля достаточно было получить доступ к реальному управлению. В целом для денежной приватизации были характерны следующие особенности:
использование формы закрытых акционерных обществ (ЗАО) в качестве механизма упрочнения менеджерского контроля;
насильственное объединение предприятий посредством агрессивной либо согласованной скупки различных пакетов акций на вторичном рынке;
осуществление фиктивных банкротств с последующей скупкой продаваемых активов (агрессивное поглощение);
лоббирование сделок с акциями, остающимися у федеральных и региональных властей (остаточная приватизация, доверительное управление и др.);
формирование альянсов менеджеров – акционеров с «дружественными аутсайдерами»; активно добровольное или административно-принудительное вовлечение в интегрированные корпоративные образования;
частные случаи грубого нарушения корпоративного законодательства как следствие борьбы за контроль (наиболее «дикие» формы: вычеркивание неугодного акционера из реестра, голосование на общем собрании акционеров поднятием рук, а не по принципу «одна акция – один голос» и др.).
В процессе борьбы менеджеров и аутсайдеров за контроль использовались различные инструменты и методы. Так, например, даже для узкого круга крупнейших российских нефтегазовых компаний первоначальная стратегия отсечения чужих акционеров была различной. У НК «ЛУКойл» – максимальное распыление выпущенных акций и последующая скупка через дочерние и дружественные компании; у РАО «Газпром» – установление жестких административных лимитов для аутсайдеров и организация двойного рынка (внутреннего и зарубежного) своих акций; у НК «Сургутнефтегаз» – использование собственного пенсионного фонда для самовыкупа акций и размывание доли аутсайдеров через новые эмиссии; у НК «ЮКОС» – «дружественное» поглощение банком и легализованное размывание государственной доли с использованием схем реструктуризации задолженности федеральному бюджету.
Специфика проведения реформ в России определила последовательность смещения приоритетов, обусловила эволюцию организационных форм корпоративных образований:
1989–1994 гг. – акцент на создание совместных предприятий (СП) с участием иностранных партнеров;
с 1996 г. – переход к созданию стратегических альянсов с национальными промышленными предприятиями и зарубежными корпорациями (появление многочисленных дочерних компаний, филиалов).
На начальном этапе реструктуризации хозяйственного комплекса России и вплоть до 1997 г. многими корпоративными образованиями (особенно в топливно-энергетическом секторе) активно использовалась практика создания совместных предприятий с западными компаниями, что способствовало реконструкции производства и восстановлению нарушенных связей, позволяло получить доступ к дополнительным активам. Однако по мере роста открытости национальной экономики значительно обострилась проблема защиты и укрепления позиций российских компаний на внутреннем рынке. В результате СП постепенно утратили для российских корпоративных образований прежнюю привлекательность. Во многом потере интереса к СП со стороны крупных российских предприятий способствовало появление новых условий, механизмов международного производственного и инвестиционного сотрудничества (соглашения о разделе продукции, появление свободных экономических зон).
