459-летию со дня рождения посвящается.
«Блаженный на престоле».
Святой Московский чудотворец Царь Феодор I Иоаннович.
«…постник и молчальник, более для кельи, нежели для власти державной рождённый».
Первый Царь всея Руси Иоанн IV Васильевич «Грозный» (1530-1584).
«…в особенности прославлял он немногих служивших у него иноземцев, ведших себя лучше самих московитов. Он был столь благочестив, что часто желал променять свое Царство на монастырь, ежели бы только это было возможно».
Голландский купец Исаак Масса: (1586-1643).
«…Своими молитвами Царь мой сохранил землю невредимой от вражеских козней. Он был по природе кроток, ко всем очень милостив и непорочен, и, подобно Иову, на всех путях своих охранял себя от всякой злой вещи, более всего любя благочестие, церковное благолепие и, после священных иереев, монашеский чин и даже меньших во Христе братьев, ублажаемых в Евангелии самим Господом. Просто сказать, — он всего себя предал Христу и всё время своего Святого и преподобного Царствования, не любя крови, как инок проводил в посте, в молитвах и мольбах с коленопреклонением — днём и ночью, всю жизнь изнуряя себя духовными подвигами».
Дьяк, писатель и религиозно-философский мыслитель Иван Тимофеев, сын Семенов (1555-1631).
"Благоюродив быст от чрева матери своея и ни о чем попечения имея, токмо о душевном спасении".
Князь Иван Михайлович Катырев-Ростовский (ум. 1640).
«…Слабоумие Феодора не внушало, однако, к нему презрения. По народному воззрению, малоумные считались безгрешными и потому назывались «блаженными». Монахи восхваляли благочестие и Святую жизнь Царя Феодора, ему заживо приписывали дар прозрения и прорицания».
Историк, публицист и поэт Николай Иванович Костомаров (1817-1885).
Третий Августейший сын грозного к врагам Отечества Государя Иоанна IV Васильевича «Грозного» (1530-1584) Царевич Феодор I Иоаннович появился на свет Божий 31 мая (13 июня) 1557 года, за три с небольшим года до кончины Венценосной матери своей Царицы Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой (1530/1532-1560), став последним чадом в первом и самом счастливом союзе Царственного родителя своего Царя Иоанна IV Васильевича.
По рождению Августейшего сына Царь Иоанн IV Васильевич повелел построить церковь в Феодоровском монастыре города Переславль-Залесский. Храм в честь Святого великомученика Феодора Стратилата стал главным собором монастыря и сохранился до настоящего времени.
Такой же храм надвратный построен в честь небесного покровителя Государя великомученика Феодора Стратилата в Богородице-Успенском мужском монастыре града Тихвин.
Державный наследник престола.
Незадолго до кончины Августейшего родителя, 19 ноября (2 декабря) 1581 года на 28-м году от рождения трагически погиб его старший Царственный брат — Наследник престола Иоанн Иоаннович (1554-1581). С этого времени Фёдор Иоаннович стал наследником Царского престола.
Портрет Государя.
Вот как звучал иконописный потрет Государя, перенесенный теперь из Архангельского собора в Исторический музей.
Лицо у Царя Феодора I Иоанновича продолговатое, худощавое, изжелта-смуглое, нос длинный, загнутый, волосы темно-русые, курчавые; лоб высокий, брови тонкие, глаза большие, навыкате.
Одежда Государя состоит из станового кафтана, украшенного дорогими камнями, со стоячим пристяжным ожерельем. Государь на портрете был изображен без Царской Короны, но с венцом Святых, так как, хотя и не был причислен к лику Святых. Признан был таковым первым Патриархом Московским и всея Руси Иовом (ум. 1607), прославленным Русской Православной Церковью в 1989 году, который и составил его житие.
В рукописных Святцах XVII столетия Государь Феодор I Иоаннович упоминается в ряду Святых, как "Святый благоверный Царь и Великий Князь Феодор Иоаннович", а в рукописных подлинниках этого времени именуется "новым всея России Чудотворцем".
По отзыву современника Государя, английского дипломата Джильса Флетчера, новый царь был «…росту малого, приземист и толстоват, телосложения слабого и склонен к водянке; нос у него ястребиный, поступь нетвёрдая от некоторой расслабленности в членах; он тяжёл и недеятелен, но всегда улыбается, так что почти смеётся… Он прост и слабоумен, но весьма любезен и хорош в обращении, тих, милостив, не имеет склонности к войне, мало способен к делам политическим и до крайности суеверен. Кроме того, что он молится дома, ходит он обыкновенно каждую неделю на богомолье в какой-нибудь из ближайших монастырей».
Голландский купец и современник Государя, торговый агент в Москве Исаак Масса: (1586-1643) писал: «…в особенности прославлял он немногих служивших у него иноземцев, ведших себя лучше самих московитов. Он был столь благочестив, что часто желал променять свое Царство на монастырь, ежели бы только это было возможно».
Дьяк, писатель и религиозно-философский мыслитель Иван Тимофеев, сын Семенов (1555-1631) даёт Государю Феодору I Иоанновичу такую оценку: «…Своими молитвами Царь мой сохранил землю невредимой от вражеских козней. Он был по природе кроток, ко всем очень милостив и непорочен, и, подобно Иову, на всех путях своих охранял себя от всякой злой вещи, более всего любя благочестие, церковное благолепие и, после священных иереев, монашеский чин и даже меньших во Христе братьев, ублажаемых в Евангелии самим Господом. Просто сказать, — он всего себя предал Христу и всё время своего Святого и преподобного Царствования, не любя крови, как инок проводил в посте, в молитвах и мольбах с коленопреклонением — днём и ночью, всю жизнь изнуряя себя духовными подвигами».
Из «Русской истории в жизнеописаниях её главнейших деятелей» историка, публициста и поэта Николая Ивановича Костомарова (1817-1885) узнаем о Государе: «…Царь Феодор Иванович был чужд всего, соответственно своему малоумию. Вставал он в четыре часа, приходил к нему духовник со Святою водою и с иконою того Святого, чья память праздновалась в настоящий день. Царь читал вслух молитвы, потом шёл к Царице, которая жила особо, вместе с нею ходил к заутрене, потом садился в кресло и принимал близких лиц, особенно же монахов. В девять часов утра шёл к обедне, в одиннадцать часов обедал, потом спал, потом ходил к вечерне, иногда же перед вечернею в баню. После вечерни Царь до ночи проводил время в забавах: ему пели песни, сказывали сказки, шуты потешали его кривляниями. Феодор очень любил колокольный звон и сам иногда хаживал звонить на колокольню. Часто он совершал благочестивые путешествия, ходил пешком по московским монастырям… Но кроме таких благочестивых наклонностей Феодор показывал и другие, напоминавшие нрав родителя. Он любил смотреть на кулачные бои и на битвы людей с медведями. Челобитчики, обращавшиеся к нему, не видели от него участия: «избегая мирской суеты и докуки», он отсылал их к Борису Годунову… Слабоумие Феодора не внушало, однако, к нему презрения. По народному воззрению, малоумные считались безгрешными и потому назывались «блаженными». Монахи восхваляли благочестие и Святую жизнь Царя Феодора, ему заживо приписывали дар прозрения и прорицания».
