- •Вопросы к экзамену «Введение в мировую журналистику»
- •Информация, коммуникация: содержание понятий
- •Журналистика, публицистика, пропаганда: общая характеристика понятий
- •Возникновение и особенности ораторского искусства Древней Греции
- •Классификация речей античных ораторов
- •Ораторское мастерство Горгия «Похвала Елене»
- •Ораторское мастерство Лисия «Защитительная речь по делу об убийстве Эратосфена»
- •Особенности мастерства Демосфена. Его полемика с Эсхином « о венке»
- •Стилистические особенности речей Демосфена:
- •Особенности мастерства Цицерона
- •«Речи против Луция Сергия Катилины» Цицерон: тема, приемы ораторского мастерства
- •Особенности ораторского искусства Иисуса Христа
- •Ораторское мастерство апостола Петра
- •Восточная традиция христианской риторики ( Григорий Богослов, Василий Великий, Иоанн Златоуст)
- •Анализ одного из произведений христианских риторов раннего средневековья ( на выбор студента)
- •Становление цензуры. Инквизиция
- •Публицистика Реформации в Германии
- •Первые газеты Германии
- •Первые периодические газеты Франции
- •Авторитарная концепция печати
- •Французская пресса во второй половине 17-18 веках
- •Первые английские газеты
- •Журналистика Английской революции
- •Джон Мильтон- публицист, общественный деятель. Анализ одного из его произведений
- •Анализ «ареопагитика» (см в конце)
- •Английская журналистика эпохи Раставрации
- •Английская концепция печати
- •Развитие английской журналистики начала 18 века
- •Анализ одного из произведений английских публицистов ( на выбор студента)
- •Первые американские газеты и журналы
- •34. Жан Поль Марат. Анализ произведения
- •36. Джон Мильтон «Ареопагитика»: анализ произведения
- •Нагорная проповедь, это наиболее продолжительный текст от имени Иисуса Христа. Он занимает три главы в Евангелие от Матфея. В других Евангелиях есть отрывки из этой проповеди.
- •40. Иоанн Златоуст «Слово огласительное на святую Пасху»: анализ произведения.
Особенности ораторского искусства Иисуса Христа
Христианская публицистика, выраженная прежде всего в устной, а затем в письменной форме, является важной и наименее изученной частью античного публицистического наследия. В курсе мировой журналистики христианская проповедь рассматривается не в религиозном, а в публицистическом аспекте – как форма ораторского искусства. Точкой отсчета является начало длившегося три с лишним года общественного служения Иисуса Христа – 30 год. Особенность изучения ораторского мастерства Христа заключается прежде всего в том, что, в отличие от всех остальных изучаемых ораторов, Христос не написал собственноручно ни одной строчки. Его речи записаны ближайшими учениками и собраны в четырех Евангелиях: от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна.
Главная цель проповеди Христа состояла в том, чтобы научить людей истинным и нелицемерным понятиям о Боге, воспитать любовь к ближнему, не только просветить ум, но и очистить сердце. В общем виде Христос излагает Свое учение в Нагорной проповеди (5–6 главы Евангелия от Матфея), где, помимо трансформации Ветхозаветных законов, предлагается идеальная модель поведения человека. В дальнейшем Христос развивает и конкретизирует высказанные здесь принципы. Его проповеди носят исключительно практический характер. Своим ученикам Иисус нередко говорит методические, долгие проповеди (например, прощальная речь в 14–16 главах Евангелия от Иоанна), в беседах с простыми людьми предпочитает краткие задушевные речи (например, Евангелие от Матфея, 19, 16–21; от Луки, 7, 40–50).
Для лучшего и образного понимания Своих речей Христос использует притчи, которые отличаются простотой и наглядностью. Притчи были близки слушателям, поскольку имели местный характер, сообразный как с историей и обычаями иудейского народа, перед которым проповедовал Христос, так и с профессиональной деятельностью людей: земледелием, рыболовством, скотоводством, виноделием и т.д.
Речь Христа исключительно проста и доступна. Он никогда не стремился к внешней красоте речи, не использовал вспомогательные ораторские приемы, но говорил легко, непринужденно и даже безыскусно, несмотря на использование образных выражений и метафор. Многие свои проповеди Христос дополнял различными чудесами: исцелением больных, воскрешением умерших. Эти чудеса служили прежде всего доказательством одной из главных тем проповедей Иисуса – того, что с верой можно получить от Бога все просимое.
После окончания земного служения Христа (33 год) христианская публицистика приобретает не только устный характер (проповедь), но и письменный (послания). В Новом Завете мы видим развитие христианской публицистики в Деяниях святых апостолов, написанных евангелистом Лукой, и в Посланиях апостолов Иакова, Петра, Иоанна, Иуды (тезки предателя), Павла.
Ораторское мастерство апостола Петра
Первый среди 12 апостолов. Его самостоятельная ораторская и проповедническая деятельность началась через 10 дней после Вознесения Христа, в день сошествия Святого Духа на апостолов. В тот день Петр произнес пламенную речь, обращенную к жителям и гостям Иерусалима. В ней он объяснил на примерах Ветхого Завета, что распятый Иисус из Назарета – тот самый Мессия, приход которого предсказывали все ветхозаветные пророки. В тот же день 3 000 человек приняли крещение. Второй речью на следующий день Петр обратил в христианство 5 000 человек.
С этих двух речей Петра началась эра христианской проповеди.
Особенности риторики Петра в ее безыскусности, краткости, в отсутствии вводных предложений, метафор и риторических фигур, в строгом и логическом построении речей. Речь Петра, несмотря на лаконичность, всегда звучала искренне и убедительно.
Послание апостола Петра как образец письменной риторики
????
Сравнение древнегреческого, древнеримского и раннехристианского красноречия
Греческие риторы мастерски владели правилами и формами устной речи, законами логики, особенно формами устной речи, законами логики, особенно суждений и доказательств. Они умели внушать свои мысли и чувства массе людей, нередко побуждая их к практическим действиям. Каждый из этих ораторов немало потрудился над тем, чтобы красноречие стало острым оружием идеологии и политической борьбы. А она нередко вспыхивала между различными группировками аристократии рабовладельческого общества. Красноречие, «духовное детище демократии», особой искусности достигло усилиями софистов, точнее «старших софистов» (V век до н.э.), которые отличались критицизмом и находчивостью в словесных баталиях, развивали искусство спора, мастерство доказательства и заметно подняли культуру рационалистического мышления, в частности формально-логической культуры. Главной их целью были вопросы познания: их верное толкование и решение, и делались попытки сблизить философию с риторикой. Искусство слова они считали наукой воздействия на людей. Наиболее видный из софистов, идеолог рабовладельческой демократии и политический деятель Протагор из Абдеры (481-411 гг. до н.э.), активно разрабатывал теорию риторики. Придавая первостепенное значение слову в ораторском искусстве, он считал необходимым изучение языка и разработку вопросов грамматики. Относя риторику к «гражданскому искусству», он намеревался с его помощью «сделать людей хорошими.»
В отличие от древнегреческого римское красноречие утилитарно, его идеал тесно связан с политическим идеалом. Поэтому в Древнем Риме преобладало политическое красноречие, расцвет которого пришелся на I век до Р.Х. – время падения республики, гражданской войны, установления империи. Ораторское искусство, вскормленное римской политической жизнью, положенное в основу образования римского гражданина, связанное и с правом, и с литературой, наиболее полно воплотило в себе римский национальный характер. Политика и право всегда были римлянину ближе, чем искусство и литература, которые традиционно расценивались в Риме не более как досужая забава. Интенсивная общественная жизнь в Риме времен республики как нельзя более способствовала развитию ораторского искусства, а относительная свобода слова — его широкому распространению, так что красноречие в эту эпоху имело форму, доступную большинству, и носило, до известной степени, народный характер. Тацит, анализируя причины упадка красноречия в императорском Риме, в «Диалоге об ораторе» (39—40) очень выразительно говорит о той страстной заинтересованности, которую народ во времена республики проявлял к выступлениям ораторов в судах, проходивших при стечении всего Рима, в дискуссиях в народных собраниях, где оратора воспламеняла уже сама возможность «беспрепятственно задевать всякого, сколь бы могуществен он ни был».
Наряду с общественно-политическими причинами, стимулировавшими развитие красноречия в республиканском Риме и определившими его характер, другим важным обстоятельством, воздействовавшим на его развитие, было греческое влияние, особенно усилившееся после установления господства Рима над эллинистическим миром. Процесс усвоения и переработки греческой культуры в Риме проходил в борьбе эллинистических и латинских тенденций внутри римского общества, путем преодоления чуждых Риму тенденций в греческой культуре. Греческое влияние сказалось в различных областях римской культуры и идеологии. Сказалось оно и на развитии римского ораторского искусства
Просвещенные богословы использовали опыт древних ораторов и философов. Более того, они приспособили труды древних – Аристотеля – для своих нужд. Риторика Средневековья особая – появился абсолютный авторитет в виде религиозной догмы. Все суждения соотносились со Священным писанием. Это вносило элементы схоластики и избавляло от поиска углубленной аргументации. Этот пропаган- дистский отпечаток можно встретить до сих пор. Поклонение авторитетам, обилие цитат и славословий, бездоказательность речей – особенность идеологической пропаганды и агитации. Важное значение для развития риторики сыграли еретические движения, направленные против догматов церкви (Ян Гус, Джордано Бруно и другие).
Приняв новую веру, апологеты осудили свою мирскую профессию, не потому что она была мирской и связывала их с миром или напоминала об их языческом прошлом, но они сознавали, что ее сущность, и именно эстетическая сущность, противоречит простоте и безыскусности христианской доктрины. Поэтому первый лозунг христианского красноречия — опрощение, вплоть до Евангельского "Блаженны нищие духом..." Выявлению истины больше способствует безыскусная речь, ибо доказательство не скрыто в ней под покровом красивостей, а представлено в своей естественной форме. Этим раннехристианское красноречие напоминает раннеримскую риторику или того же Демосфена, Плутарха.
Задача христианского оратора — не поразить, а убедить слушателя в истинности учения. Отсюда спокойный тон, ясность изложения, простота языка и доступность образности. Образцом своей риторики прославленный кесариец Василий Великий избирает не современную ему изощренную технику эллинистического красноречия, а практику ораторов Афинской агоры — Перикла и Демосфена, для которых слово было действенным оружием. Подобно Демосфену Василий умеет быть патетичным, эмоциональным, серьезным, а редкие словесные красоты лишь подчеркивают строгость и сдержанность его стиля.
Формирование епископальной церкви — важнейший период в развитии христианской риторики, потому что в это время в новую церковь приходят люди знатные, богатые и образованные. Именно они, приспосабливая христианскую проповедь для нужд имперской государственности, вводят в нее идеи и приемы греко-римской риторики. Уже Ориген (III в. н.э.) рассматривает проповедь не как плод божественного вдохновения, а как результат высокого искусства и говорит о необходимости специальной подготовки проповедника. Следующее за Оригеном поколение христианских проповедников — сплошь ораторы, получившие образование в языческих риторических школах: Григорий Неокесарийский, Ипполит, Киприан, и, разумеется, ученики знаменитого Либания Василий Великий (Кесарийский) и Григорий Богослов (Назианзин).
С победой христианства и массовым распространением нового учения в деревне для проповедей в среде неграмотного населения потребовалась упрощенная форма и примеры, а также сравнения, взятые из понятного всем быта (ср. сравнения Сократа). Характер риторики резко меняется: ее "преимущественно городской" способ изъяснения заменяется "преимущественно деревенским". Тот же Г.Л. Курбатов выделяет три вида христианских риторических произведений: "1) экзегетические17 сочинения и проповеди, которые в полной мере использовали наследие античных грамматиков в толковании текстов Священного писания; 2) назидательная, наставительная проповедь,18 которая многое взяла от античных образцов "совещательного красноречия; 3) богословская проповедь, использовавшая богатый арсенал приемов античной философии"19.
