Слайд 9 «Солярис»
В 1970 году после почти пятилетнего перерыва Тарковский приступил к съёмкам фильма «Солярис». Герои этой философско-фантастической драмы по одноимённому роману Станислава Лема — представители технократической цивилизации будущего, обитающие в искусственном мире космической станции, исследующие планету Солярис. Однако Тарковский и здесь раскрыл свою идею изначальной «божественной» духовности человека, выведя её за пределы национальных и культурных границ (рублёвская «Троица» равноправно уживалась с музыкой Баха и картинами П. Брейгеля, а композиция финального кадра была буквальной цитатой «Возвращения блудного сына» Рембрандта). В 1972 году «Солярис» был показан на Каннском кинофестивале и, кроме Специального приза жюри, получил также Приз экуменического жюри. В 1973 году фильм вышел в советский прокат.
Слайд 10. Зеркало
В 1974 году режиссёр снял свой самый исповедальный фильм «Зеркало», в котором он не стал сковывать себя рамками традиционного сюжета и предложил богатый набор визуальных ассоциаций и воспоминаний художника — автора и героя. Смысловая структура фильма оказалась удивительно многомерной — наряду с философско-поэтическими «кодами» в некоторых эпизодах читался антитоталитарный подтекст (эпизод в типографии и др.). На совместном заседании коллегии Госкино и секретариата правления Союза кинематографистов «Зеркало» признали непонятным, немассовым и в общем неудачным фильмом. Тарковский высказал на этот счёт своё мнение:
«Поскольку кино всё-таки искусство, то оно не может быть понятно больше, чем все другие виды искусства… Я не вижу в массовости никакого смысла… Родился какой-то миф о моей недоступности и непонятности. Утвердить себя личностью своеобразной невозможно без дифференциации зрителя.»
В зеркале человек видит себя. Так и в этом фильме главного героя не показывают, все действия показываются так, как он их воспринимает, видит в отражении своего сознания. Именно поэтому мать и жена видятся ему как один образ, одни герои фильма иногда замещаются другими.
Слайд 11. Зеркало
Фильм - Это личная трагедия в простых вещах, драматическая сага о самом простом, описанная в непростых словах. Тарковский в внутреннем монологе, начитанном Смоктуновским, рассказывает историю жизни практически всего советского народа: война, бедность, мещанство в голове, серость, любовь вопреки всему, жертва ради детей, слезы радости и счастья. И невозможность. Какая-то странная невозможность быть счастливым. Отрицание самого очевидного, которое можно заметить только при попытке отрешится от самого себя. Это попытка посмотреть на себя со стороны, увидеть другого себя, взглянуть на себя в зеркале.
Фильм очень сильно снять с точки зрения структуры. Это постоянные смены кадров, времени, мест. Все это перемежёвывается со снами, которые порой не отличишь от реальности. Да и зачем искать разницу, ведь зеркалу все равно – оно покажет все таким, какое есть на самом деле. В этом его фатальность, в этом его предназначение, в этом его ценность для нас.
«Зеркало» дополнено историческими кадрами разных времен советской истории. Это стычки с Китаем, запуск стратостатов, Великая Отечественная война, а также Гражданская Война в Испании. Все это образы, которые только помогают создать настроение в фильме, а также связать этим настроением разные части и быстрые переходы между частями.
Сам Тарковский, как всегда скромный, говорил следующее:
«В „Зеркале“ мне хотелось рассказать не о себе, а о своих чувствах, связанных с близкими людьми, о моих взаимоотношениями с ними, о вечной жалости к ним и невосполнимом чувстве долга».
«„Зеркало“ — антимещанское кино, и поэтому у него не может не быть множества врагов. „Зеркало“ религиозно. И конечно, непонятно массе, привыкшей к киношке и не умеющей читать книг, слушать музыку, глядеть живопись… Никаким массам искусства и не надо, а нужно совсем другое — развлечение, отдыхательное зрелище, на фоне нравоучительного „сюжета“».
Фильм «Зеркало» вышел в ограниченный прокат и обострил скрытое противостояние режиссёра и власти. Готовясь к новому проекту, Тарковский писал сценарии, читал лекции по режиссуре, в Театре Ленинского комсомола поставил спектакль «Гамлет» (1977), который он очень любил. И ещё он хотел увидеть в роли Гамлета своего любимого актера А. Солоницына. Мечтал поставить «Гамлета» в кино.
