Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Белоусов.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
2.99 Mб
Скачать

Начало

П авел Иванович Белоусов родился в 1907 году в семье Ивана и Евдокии Белоусовых в г. Егорьевске под Москвой. Он был старшим среди 5-ти детей (на фото сидит первый слева). Отец содержал питейное заведение, часто бывал нетрезв и редко бывал дома. Когда он безвременно скончался, то Павел был главной опорой матери и помогал ей растить младшего брата и сестер. 8 декабря 1942 года Павел был призван на фронт.

Он попал в стрелковый полк1, который в это время принимал участие в боевых действиях на Юго-западном фронте под Воронежем. Три года Павел Иванович воевал в этом полку, прошел с боями Украину, Белоруссию. Пуля щадила его, ранений не было. Получая боевой опыт, он постепенно рос в званиях, и получил звание старшины, став командиром отделения2 (12 человек). В 1945 году он уже упоминается как ручной пулеметчик.

Близился конец войны. Немцы отступали, и наши войска уже были в Германии. Однако на территории западной Латвии осталась некоторая часть упорно сопротивлявшихся фашистов – так называемый Курляндский котел. Это были остатки группы немецких армий «Север», прижатых к берегу Балтийского моря. В сентябре 1944 г полк Павла Белоусова прибыл в Латвию.3 Сначала он был в резерве, а с январе 1945 года полк занимал оборону в районе селения Аситэ.

Не сохранилось ни писем воина Павла, ни воспоминаний, ни фронтовых фотографий. О его жизни можно судить только по записям Журнала боевых действий4, который вел командир полка. Это журнал сохранился в архиве, отсканирован и выложен в интернет. Кстати, еще совсем недавно эти сведения были засекречены.5 Из этого журнала видно, что 1-й и 2-й батальоны постоянно сидели в окопах, время от времени меняя диспозицию

Боевые будни

В самом начале 1945 года у Павла Белоусова был небольшой отдых. С 3 января штаб дивизии провел трехдневные учебные сборы для пулеметчиков и снайперов полка, которые были выведены с позиций для обучения. Павел Белоусов обязан был быть на этих сборах, т.к. был пулеметчиком. С утра до вечера в эти дни он изучал материальную часть пулемёта и учился стрелять. Это были хорошие дни, спокойные и безопасные. Но основную часть времени жизнь проходила под грохот снарядов и вой мин.

8 января 975-й полк сменил 977-й стрелковый полк и занял оборону юго-западнее Безобьи, Муценяки, Титэниэки, Килиамуйжа. В течение каждого дня и немцы и наши постоянно вели ружейно-пулеметно-минометный огонь по замеченным целям. Ночью освещали ракетами сторону противника. Причем в некоторые дни на русской стороне из-за отсутствия осветительных ракет освещение переднего края не производилось- потому что боеприпасов не хватало. Также на своем рубеже каждая сторона старательно и ежедневно улучшала свои оборонительные сооружения. Стояла весна, снег таял, поэтому солдатам приходилось не только копать по ночам, но еще и очищать траншеи от грязи и воды - одновременно работало от 100 до 200 человек.

Тихие дни выдавались редко, в основном каждую минуту раздавался грохот падающих мин и снарядов. Например, 13 января в журнале боевых действий записано: «По району 2 стрелкового батальона противник в течение всего дня вел методичный минометный огонь с тяжелых минометов с высоты 107.7. Выпущено было 200 мин». Во втором батальоне Павел Белоусов был в 4-й стрелковой роте – именно по ее окопам, например, 17 января противник выпустил 20 снарядов. Но окопы были хорошие, брустверы высокие. Потерь от этих обстрелов практически не бывало, иногда кого-то ранило осколками. Целые дни и месяцы проводил Павел Белоусов вместе со своими однополчанами в окопах, и ночью они также посменно несли караул.

Немцы держались крепко за свои позиции, да еще время от времени пытались атаковать, например, 14 января две группы немцев в 8 и 30 человек при поддержке минометного огня совершили попытку нападения в районе расположения 2-й стрелковой роты. Противник был встречен огнем наших бойцов и отошел на свои позиции .

У каждого солдата в окопе была своя бойница –проделанное в земляном бруствере окошко, которое он должен был сразу занять в случае тревоги и начать огонь по команде. Такое же окно было и у пулемётчика Белоусова, и он метко поливал пулеметным огнем приближающегося врага.

19 января подразделения полка заняли новый участок обороны – справа Ланкуньи, слева Декшни. 2-й стрелковый батальон 20 января сдал оборону 210-му стрелковому полку.

Захват высоты 122 и медаль «За отвагу»

2 1 января началась подготовка частной операции по захвату высоты 122, были подтянуты огневые средства. 22 января началось наступление 1-го и 2-го стрелковых батальонов. Противник вел сильный ружейно- пулеметный огонь по наступающим, несмотря на это, новый рубеж был захвачен! Ночью в 5 утра противник пытался атаковать силами до 20 человек и вернуть захваченные позиции.

22 января 40 немцев атаковали окопы именно 4-й стрелковой роты, где служил Павел Белоусов. Наверняка, это был тяжелый и страшный день. Однако, его боевой дух был крепок и смелости хоть отбавляй.

24 января Старшина Белоусов так храбро повел себя в бою, что был награжден медалью «За отвагу». Вот что было написано в приказе о награждении: «Наградить пулеметчика 4-й стрелковой роты старшину Белоусова П.И. за то, что занял вражескую высоту у д. Безобье, мужественно отражая контрнаступающую немецкую пехоту. Уничтожил пулеметным огнем четырех немцев и не допустил врага на ответственный рубеж»6.

В Журнале боевых действий этот день тоже описан, только без фамилий и имен, однако легко догадаться, где нужно вставить имя старшины Белоусова. «24 января 1945 года подразделения полка в составе 1-го и 2-го стрелковых батальонов при поддержке артиллерии в 11.00 начали наступление в направлении высоты 122. Бачарены и в период сближения под сильным ружейно–пулеметным огнем подразделения залегли. 2-й стрелковый батальон к 14.00 вклинился в боевые порядки противника и овладел безымянной высотой (здесь нужно вставить, что высоту занял именно пулеметчик Павел Белоусов). В период вторичного броска 1-го стрелкового батальона на следующий огневой рубеж, противник ввел в бой тяжелую минометную батарею и усилил пулеметный огонь. Бросок успеха не имел. 2-й стрелковый батальон после вторичной артподготовки пытался овладеть второй траншеей противника под сильным пулеметным и минометным огнем, но успеха не имел. В этот день было убито 14 человек и ранено 63». Это было самое большое количество потерь 975 полка за всю зиму весну 1945 года. Но наступление продолжалось, просто удивительно, как Павлу Белоусову удавалось выжить, ведь он не щадил себя и не шел за спинами товарищей, а бежал впереди.

25 января немцы предприняли контратаку. В ответ полк тоже пошел в наступление и занял новые траншеи, то же самое повторилось и на следующий день. Немцы осыпали наших солдат всеми видами пуль, мин и снарядов и сами шли в атаку: за день было отбито 5 немецких контратак. После такого напряжения, полку нужно было отдохнуть, и 27 января он сдал свои позиции 22-му стрелковому полку, перейдя на новое место у Дзелэгалэ.

1февраля полк держал оборону по линии Смилтэниэки-Лэйниэки-Кричи. Здесь тоже было нелегко, но все же потише. Раз в 2-3 дня немцы группами по 15-20 человек подходили под прикрытием минометного огня к нашим передовым позициям, но наши бойцы отгоняли и рассеивали их ответным огнем. Нужно было все время быть начеку.