Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Сталинизм в советской провинции (Бонвеч Б. и др. ). 2008.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
8.69 Mб
Скачать

См. примечание 1.

О деле О. И. Кухмана см. также: Савин А. И. Трагедия евангельских христиан. «Дело» пресвитера О. И. Кухмана (1937 г.) // Книга памяти жертв политических ре- прессий Новосибирской области. Новосибирск, 2005. Вып. 1. С. 394-404; Хаустов В., Самуэльсон Л. Сталин, НКВД и репрессии. С. 410.

3 Тем не менее достаточно подробная информация о работе омской тройки содер- жится в монографии в. М. Самосудова «Большой террор в Омском Прииртышье».

верующих»1. Начальник Омского управления НКВД Э. П. Салынь в своем выступлении сообщил делегатам конференции об аресте в те- чение прошедшего года 81 «церковника» и 25 «руководителей раз- личных сект». Кроме того, чекистами были «вскрыты» две крупные баптистские повстанческие организации, действовавшие в Омске. От руководителя одной из них, Гинса2, чекисты получили признатель- ное показание о том, что немецкая разведка «ставила своей задачей использовать в случае войны эти баптистские ячейки». Вторая разоб- лаченная баптистская группа под руководством «белогвардейца Шмакова, прибывшего с Дальнего Востока», была якобы связана с японской разведкой. Отличились, по заявлению Салыня, омские че- кисты и в деле «вскрытия» подрывного «Всесоюзного молоканского центра в Москве» во главе с председателем совета Союза духовных христиан-молокан Н. Ф. Кудиновым3. В завершение своего высту- пления начальник УНКВД по Омской области подверг резкой кри- тике районные партийные организации, которые «делают вид, что совершенно ничего не знают как о наших арестах, так и о той контр- революционной активности, которая присуща сейчас работе религи- озников и сектантов»4.

1 Выдержка из стенограммы 2-й Омской областной партийной отчетно-выборной конференции, из выступления секретаря Омского обкома ВКП(б) Д. А. Булатова, 1 июня

1937 г. // Советское государство и евангельские церкви Сибири в 1920-1941 гг. С. 324.

Так фамилия указана в стенограмме выступления Салыня. По всей видимости, речь идет об Адольфе Карловиче Гинце, немце, учителе, жителе с. Ребровка Омского района Омской области. Арестован 25 января 1937 г. Приговорен к ВМН по ст. 58-4- 10-11 УК РСФСР 8 декабря 1937 г. Расстрелян. .

3 Кудинов Николай Федорович (1863-1938), уроженец Воронежской обл. Один из организаторов и бессменный председатель совета Союза общин духовных христиан- молокан. Издатель и редактор журналов «Молоканский вестник» и «Вестник духов- ных христиан-молокан». Арестован в Москве 20 апреля 1937 г. по обвинению в созда- нии нелегального центра сектантов-молокан. 9 июня 1937 г. осужден ОСО при НКВД СССР к ссылке на 5 лет в Красноярский край. Арестован 9 февраля 1938 г., пригово- рен 8 марта 1938 г. тройкой УНКВД Красноярского края к ВМН. Расстрелян 23 марта

1938 г. в Дудинке.

4 Выдержка из стенограммы 2-й Омской областной партийной отчетно-выбор- ной конференции, из выступления нач. Омского УНКВД, майора ГБ Э. П. Салыня, не позднее 4 июня 1937 г. // Советское государство и евангельские церкви Сибири в 1920-1941 гг. С. 324-325.

Таким образом, уже весной 1937 г. в Западной Сибири были арес- тованы сотни евангельских верующих, большинство из которых были осуждены уже тройками в ходе «кулацкой операции». Эти акции НКВД послужили прелюдией к массовым репрессиям против еван- гельских верующих в Сибири в ходе операции по приказу № 00447 и были с ними непосредственно связаны, в том числе на уровне кон- кретных лиц и следственных дел.

Жертвы

В ранее опубликованной работе1 нами достаточно подробно из- ложена фактическая сторона как самого крупного «сектантского» дела, сфабрикованного чекистами в Сибири в 1937 г., — дела «шпион- ско-диверсионной организации среди сектантов Сибкрая» во главе с краевым уполномоченным евангельских христиан О. И. Кухманом2, так и репрессий, предпринятых в 1937-1938 гг. в отношении одной из самых больших баптистских общин Западной Сибири — в г. Слав- городе Алтайского края. Это дает нам возможность сосредоточиться здесь на анализе общих закономерностей репрессивной акции в от- ношении евангельских верующих.

Даже в сравнении с православным клиром сектанты представляли для органов НКВД контингент, в отношении которого проведение и бюрократическое оформление карательной акции происходили без каких-либо особых трудностей. Этому способствовал ряд факторов.

Во-первых, пресвитеры, проповедники и активисты общин, как правило, находились на оперативном учете, в их отношении велись агентурные разработки, производилась перлюстрация переписки, в результате чего у органов НКВД имелись на них компромети- рующие материалы, что и объясняет массовые аресты сектантов как в подготовительный период, так и в первые недели проведения операции. К сожалению, как протоколы тройки УНКВД по ЗСК, так и протоколы тройки УНКВД по Омской области продолжают оставаться недоступными для исследователей3, а тройка УНКВД по Алтайскому краю начала функционировать только в конце октября 1937 г., но и те данные, которыми располагает автор, свидетельствуют о массовых арестах руководства и активистов общин на территории Сибири в предоперационный период и в первые недели операции. Так, по-видимому, около половины из всех репрессированных по делу Кухмана (всего 793 чел.) были арестованы до 5 августа 1937 г., т. е. до официального начала осуществления «кулацкой операции» в Западной Сибири. Из 29 членов Славгородской общины баптистов, репрессированных в 1937 г., 15 чел. были арестованы в июле 1937 г., т. е. в ходе подготовки массовой операции. Та же судьба постигла ру- ководство еще одной крупной баптистской общины Западно-Сибир-

ского края — в с. Уч-Пристань одноименного района. Пресвитеры Уч- Пристанской общины Г. Ф. Бурцев и И. Ф. Титков были арестованы соответственно 1 и 2 августа 1937 года.

Впрочем, репрессии в отношении «сектантов» продолжались, не ослабевая, вплоть до завершения «кулацкой операции» в Сибири. Как и в случае с другими целевыми группами операции, первич- ные аресты вызвали цепную реакцию, в поле зрения органов попали близкие и знакомые пресвитеров и проповедников, в основной своей массе также евангельские верующие. Сработал механизм, описанный начальником Томского ГО УНКВД по ЗСК И. В. Овчинниковым: «В период массовой операции агентурная работа была поставлена на второй план [...] размах операции и огромная волна заявлений в ГО давали несравненно больше, чем самая идеальная агентурная рабо- та»1. Показательно, что в марте 1938 г., завершая «кулацкую опе- рацию», тройка УНКВД по Алтайскому краю осудила 91 сектанта, что было даже больше количества верующих, осужденных в декабре

                  1. г.2 В последний день работы тройки, 15 марта 1938 г., в рамках группового дела ею были осуждены 10 баптистов — жителей Коч- ковского района, а также 15 баптистов и евангельских христиан из других районов края, в том числе два проповедника и три женщины- баптистки. Большинство из верующих, осужденных в марте 1938 г. тройкой УНКВД по Алтайскому краю, были арестованы в феврале

                  1. г. В Омской области группа баптистов из Любинского района была осуждена на заседании тройки от 10 июня 1938 г.3 На этом же заседании тройкой при УНКВД по Омской области к расстрелу был приговорен проповедник общины адвентистов д. Точкал Ялуторов- ского района В. В. Андречук4.

1 Цит. по: Уйманов В. Н. Репрессии. Как это было. Западная Сибирь в конце 20-х — начале 50-х годов. Томск, 1995. С. 89.

2 См. табл. 2. Как известно, декабрь 1937 г. рассматривался как финальный месяц операции, и в большинстве регионов именно он был отмечен наиболее высоким коли- чеством приговоров.

3 Самосудов В. М. Большой террор в Омском Прииртышье. С. 200.29 июля 1938 г. «Омская правда» в своей передовой статье «Неустанно вести антирелигиозную про- паганду» сообщила о недавнем разоблачении в Любинском и Москаленском районах контрреволюционных организаций, участниками которых являлись служители рели- гиозных общин.

4 Книга расстрелянных. Мартиролог погибших от руки НКВД в годы большо- го террора (Тюменская область). Т. 1. Тюмень, 1999. С. 14. Арестован В. В. Андречук 22 мая 1938 г., расстрелян в Тюмени 17 июня 1938 г.

Даже близкое завершение массовых операций не охладило репрес- сивной активности органов в отношении верующих. В конце 1938 г. новосибирские чекисты попытались с помощью «сексотов» организо- вать еще одно крупное «сектантское» дело всесибирского масштаба, сделав ставку на использование бывшего председателя Сибирского союза баптистов А. С. Ананьина, заканчивавшего отбывать свой де- сятилетний срок. 2 ноября 1938 г. СПО УНКВД по Новосибирской области принял дело к производству. На этот раз А. С. Ананьин об- винялся в принадлежности к фашистской сектантской организации «Союз возрождения России», якобы созданной германской развед- кой. Для успешной «разработки» А. С. Ананьина к нему с ведома на- чальника УНКВД по Новосибирской области И. А. Мальцева под- садили известного внутрикамерного провокатора С. Е. Франконтеля в целях разработки «контрреволюционного сектантского актива»1. Только нонконформистская позиция А. С. Ананьина не позволила осуществиться чекистской провокации.

Во-вторых, значительное количество сектантов уже в той или иной степени было стигматизировано: подавляющее большинство пресвитеров и проповедников лишались избирательных прав, значи- тельная часть верующих была ранее осуждена, выслана либо раскула- чена. Автору еще предстоит произвести подробный статистический анализ на основе материалов тройки УНКВД по Алтайскому краю, но даже цифры, полученные на основе данных о репрессированных членах Славгородской общины баптистов, позволяют высказать предположение о высоком проценте ранее осужденных или подверг- шихся дискриминации лиц среди верующих. Из 40 членов общины, репрессированных в 1937-1938 гг., ранее отбывали наказание — 10, скрывались от раскулачивания — 8, минимум трое были близкими родственниками ранее осужденных баптистов.

В-третьих, сам стиль религиозной жизни евангельских верующих существенно облегчал задачи следователей НКВД. Они регулярно встречались на молитвенных собраниях, а так как подавляющее боль- шинство общин не было официально зарегистрировано, собрания лег- ко квалифицировались как нелегальные. Обвинение в нелегальных сборищах на частных квартирах стало одним из самых распространен- ных в ходе массовой операции, а членов Абаканской общины Крас- ноярского края даже обвинили в проведении в июне 1937 г. нелегаль- ного религиозного съезда. Баптистами и евангельскими христианами практиковались регулярные выезды проповедников и пресвитеров в соседние общины, в том числе с целью проведения «нелегальных» крещений, а рядовые члены общин при поездках в другие населенные пункты предпочитали останавливаться у «братьев» и «сестер», нередко принимая участие в религиозных мероприятиях местной общины. Эти постоянные и устойчивые контакты, которые квалифицировались

Архив УФСБ по Новосибирской области. Д. 5038. Л. 212.