Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Сталинизм в советской провинции (Бонвеч Б. и др. ). 2008.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
8.69 Mб
Скачать

3. «Кулацкая операция» в Западной Сибири и евангельские верующие

Специфика «предоперационного» периода в Сибири

Не вызывает сомнения, что партийные функционеры, уяснив, что верующие являются одними из наиболее опасных противников на выборах в Верховный Совет СССР, вернувшись с февральско- мартовского пленума 1937 г., предприняли соответствующие дей- ствия, тем более что ни враг, ни репрессии в его отношении не были чем-то новым для руководства края2. Органы УНКВД по Западно- Сибирскому краю (3CK) на эти же действия ориентировал вышеупо- мянутый циркуляр НКВД СССР от 27 марта 1937 г. Таким образом, в качестве рабочей гипотезы можно утверждать, что в Западной Си- бири подготовительный период «кулацкой операции» в отношении верующих начался не 2 июля 1937 г., а уже в апреле 1937 г., о чем на- глядно свидетельствуют широкомасштабные аресты «сектантов»3.

14 апреля 1937 г. был арестован краевой уполномоченный еван- гельских христиан О. И. Кухман. Сотрудники СПО УНКВД по ЗСК добивались от него признания в контрреволюционной деятельности сектантских общин и сотрудничестве с немецким консульством в Новосибирске. Вслед за арестом Кухмана и в связи с фабрикацией дела о диверсионной организации среди сектантов Сибири во второй половине апреля последовали аресты верующих в городах Кемерово, Прокопьевск, Сталинск, р. п. Болотное. Начальник Кемеровского ГО УНКВД ЗСК И. Я. Голубев докладывал в мае 1937 г. на городской партийной конференции о ликвидации крупной «контрреволюцион- ной сектантской группы евангельских христиан» в составе 300 чел. во главе с проповедниками Грязевым, Богачевым и Моргачевым1. Сектанты, по утверждению Голубева, занимались вредительством и антисоветской агитацией, «расставив своих людей» на предприяти- ях, шахтах и в учреждениях, имея «филиалы организации» в 21 на- селенном пункте, за 1936 г. им якобы удалось завербовать в свои ряды 150 новых членов»2.

Жесткую позицию в отношении верующих заняло партийно- чекистское руководство Омской области. Выступая в марте 1937 г. на пленуме Омского обкома ВКП(б), секретарь обкома Д. А. Булатов заявил: «Особую активность классовый враг проявляет через служи- телей религиозных культов, через сектантов, в отдельных случаях успешно спекулируя на убеждениях слабо охваченных нами полити- ческой жизнью малограмотных и религиозных людей [...] Духовен- ство, сектанты — это тоже контрреволюционные элементы. По на- шему подсчету, у нас в области имеется [...] сектантских общин 26, вокруг них организовано свыше 1 000 сектантов»3.

На прошедшей в начале июня 1937 г. 2-й областной партийной конференции тема необходимости принятия срочных репрессивных мер в отношении верующих вновь была в центре обсуждения. Ука- зав на то, что для многих райкомов ВКП(б) «вылазки враждебных элементов оказались неожиданными», Д. А. Булатов потребовал до- бить «остатки поповско-сектантского мракобесия», мобилизовав трудящихся на «вскрытие врагов народа, прикрывающихся личиной

См., к примеру: Советская Сибирь. 1937. 15 нояб.

2 Западная Сибирь исторически была одним из основных мест деятельности евангельских церквей в России. На протяжении 1920-х гг. в регионе действовали от- делы всероссийских союзов баптистов, евангельских христиан и адвентистов, а так- же два отделения Всероссийского меннонитского сельскохозяйственного общества. Советско-партийное руководство края и органы политической полиции на протяже- нии 1920-1930-х гг. активно выступали против «сект», расценивая необходимость борьбы с ними как одну из специфических черт Сибири. Подробнее предысторию воп- роса см.: Советская власть и евангельские церкви Сибири в 1920-1941 гг.

3 Общеизвестна также специфика Западно-Сибирского края в истории «кулацкой операции» вообще, связанная с созданием в крае в конце июня 1937 г. в соответствии с решением Политбюро ЦК ВКП(б) от 28 июня 1937 г. тройки для осуждения членов «контрреволюционной повстанческой организации среди высланных кулаков».

Речь в данном случае идет о проповедниках Кемеровской общины баптистов Ф. А. Грязеве, Е. Е. Моргачеве и члене исполнительного совета общины Н. Н. Бога- чеве. Всего, согласно именному списку членов Кемеровской общины евангельских христиан-баптистов от 22 апреля 1937 г., в ней состояло 183 члена (за предостав- ленные статистические данные автор благодарен кандидату исторических наук В. В. Шиллеру). Аресты верующих были произведены в рамках «Дела О. И. Кухма- на» (см. ниже).

Бедин В., Кушников М, Сергиенко В., Тогулев В. Кемерово и Сталинск. Пано- рама провинциального быта в архивных хрониках 1920-1930-х гг. Кемерово, 1999. С 321.

о

Цит. по: Самосудов В. М. Большой террор в Омском Прииртышье. 1937-1938. Омск, 1998. С. 27. Опубликовано со ссылкой на: Центр документации новейшей исто- рии Омской области (ЦДНИОО). Ф. 17. Оп. 3. Д. 17. Л. 33-34.