Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Сталинизм в советской провинции (Бонвеч Б. и др. ). 2008.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
8.69 Mб
Скачать

3. Следственные дела бывших кулаков как исторический источник

Итак, анализ следственных дел бывших кулаков показывает, что они являются важным и одним из наиболее доступных источников для изучения такого явления, как Большой террор в СССР. При ра- боте со следственными делами встречаются свидетельства того, что отдельные документы или их части (в значительной мере протоколы допросов свидетелей) могли корректироваться следователями, кото- рые вели допросы и протоколировали их, либо показания свидете- лей могли предварительно режиссироваться. Вместе с тем протоколы допросов свидетелей содержат информацию, в которой следствие не было заинтересовано (факты, не только не подтверждающие вину арестованных, но и в какой-то мере опровергающие ее), что вполне может свидетельствовать о фиксировании в протоколах допросов в том числе и реальных показаний независимых свидетелей. Таким образом, на наш взгляд, нельзя однозначно сказать, что все следст- венные дела являются документами, подвергавшимися тотальной корректировке и фальсификации. Они должны вовлекаться в иссле- довательский процесс при использовании соответствующих методов работы с ними.

Материалы следственных дел бывших кулаков — помимо инфор- мации о масштабах Большого террора, методах ведения следствия

Дело по обвинению Евдокимова Семена Евдокимовича. 13.08.37-31.08.37 // ТЦДНИ. Ф. 7849. Д. 21329-с. Л. 12.

Дело по обвинению Цапурина Семена Панфиловича Нерльского района Кали- нинской области // Там же. Д. 21563-с.

В конечном счете работа с материалами ГОПАПО позволила автору просмо- треть следственные дела, содержащие информацию о репрессировании более 400 чел. из различных районов Прикамья (Пермского края).

2 Отметим, что в 1937-1938 гг. современный Пермский край был составной частью Свердловской области, поэтому местные районные и городские отделы НКВД согласно установленной иерархии подчинялись Управлению НКВД по Свердловской области.

3 База данных на репрессированных в Прикамье в 1937-1938 гг. была составлена ГОПАПО и включает в себя следующие сведения: фамилию, национальность, соци- альное положение арестованного, его профессию и место работы, место проживания до ареста, дату ареста и осуждения, обвинения при аресте и при осуждении, кем арестован и кем осужден, а также приговор и информацию о прекращении дела. Исходные дан- ные этого массива были обработаны автором при помощи программы SPSS.

против одной из целевых групп приказа № 00447, роли, которую игра- ли местные органы власти в ходе следствия, о восприятии политики власти частью населения — в какой-то мере свидетельствуют о взаи- моотношениях внутри крестьянского мира и крестьянской семьи в момент их разрушения. Данные о том, что приходилось переживать крестьянским семьям, как они выживали в трудных ситуациях, можно почерпнуть из протоколов допросов обвиняемых: семьи зажиточных крестьян лишались хозяйства, дома, скарба, средств к существованию; невысланные члены раскулаченных семей либо вступали в колхозы, либо искали заработка в других местностях, стремились скрыться в городах. Так же поступали вернувшиеся из ссылки главы репресси- рованных семей. В такой ситуации люди могли расчитывать только на себя и на поддержку родственников и близких. Материалы след- ственных дел свидетельствуют, что некоторые родственники пытались узнать о судьбе дорогих им людей и в конце 1930-х гг., и на рубеже 1950-1960-х гг., а также на рубеже 1980-1990-х гг. Показания свиде- телей, несмотря на их тенденциозность (из-за страха подвергнуться аресту, желания свести личные счеты с обвиняемыми) и возможную фальсификацию со стороны следствия; в определенной мере несут ин- формацию о взаимоотношениях в деревне: зажиточные были у всех на виду, отношение к ним в целом было недоброжелательным, хотя и не все свидетели давали обвинительные показания против них; в деревне существовало напряжение, разжигаемое властью.

Вместе с тем необходимо отметить, что информативная насыщен- ность следственных дел неодинакова. Следственные дела бывших кулаков периода Большого террора, несмотря на их тенденциоз- ность, субъективизированность, фальсифицированность и информа- ционную ограниченность, являются памятниками культуры своего времени, в силу чего они несут объективную информацию о своем происхождении и о времени, которому принадлежат. Для проверки подлинности информации следственных дел их необходимо исполь- зовать в комплексе с другими источниками: официальными докумен- тами, статистикой, периодической печатью, материалами личного происхождения.

РАБОЧИЕ И СЛУЖАЩИЕ

А. Н. Кабацков (Пермь)

РЕПРЕССИИ 1937-1938 гг. ПРОТИВ РАБОЧИХ ПРИКАМЬЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ В РАМКАХ ПРИКАЗА № 00447

На основании изучения 63 архивно-следственных дел1, находя- щихся в Государственном общественно-политическом архиве Перм- ской области (ГОПАПО), выявлены характерные черты проведения массовой операции на территории современного Пермского края2 применительно к рабочим. При отборе следственных дел автор опи- рался на материалы, содержащиеся в базе данных ГОПАПО. Она включает сведения на 7 959 чел., репрессированных в ходе выпол- нения приказа № 00447 «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и др. антисоветских элементов»3. Отбор дел в этой базе велся по одному признаку — репрессии, проводимые трой- кой при УНКВД Свердловской области в 1937-1938 годах.

Обратим внимание на то, что в приказе № 00447 контингент, под- лежащий репрессированию, не включает в себя рабочих. Указание, что часть антисоветских элементов осела в городах и проводит дивер- сии на заводах, вряд ли можно считать прямым обвинением рабочих