Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Сталинизм в советской провинции (Бонвеч Б. и др. ). 2008.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
8.69 Mб
Скачать

1 Протокол № 5 общего закрытого партсобрания парторганизации угб унквд по Сталинской области. 9.07.1938 // гадо. Ф. 903. Оп. 1. Д. 64. Л. 125.

2 Стенограмма собрания городского партийного актива Сталинской городской партийной организации по вопросу итогов работы 14 съезда кп(б)у. 3-4.07.1938 // Там же. Ф. 18. On. 1. Д. 339. Л. 67.

3 Протокол закрытого партсобрания Мариупольской городской милиции. 10.07.1938 // Там же. Ф. 2531. On. 1. Д. 2. Л. 44.

14-й съезд КП(б)У способствовал росту репрессий против уго- ловной преступности, прежде всего против спекулянтов. Об этом свидетельствуют материалы партийных собраний милиции и НКВД, в которых обсуждались его решения. Так, рассматривая итоги 14-го съезда, первичная партийная организация КП(б)У Мариуполь- ской городской милиции на собрании от 10 июля 1938 г. отметила «достижения в борьбе с уголовщиной — нет совершенно грабежей, понижены квалифицированные кражи, но плохо обстоят дела с кар- манными кражами, спекуляцией». Поэтому было принято следую- щее постановление: «Усилить борьбу с к/р и уголовным элементом путем очистки района от социально-вредного элемента. Мобилизо- вать партийную и комсомольскую организацию на беспощадную борьбу со спекуляцией»3. На общем партийно-комсомольском со- брании 6-го отделения РКМ г. Сталино, которое проходило 19 июля 1938 г., также акцентировалось внимание на уничтожении спеку- ляции: «Мы должны мобилизовать свои силы на выполнение [ре- шений] 14 съезда партии и особенно на борьбу со спекуляцией». Постановление партийного собрания отражает ужесточение ре- прессивных мер против преступников: «Каждый работник ми- лиции должен проводить решительную борьбу с врагами народа, хулиганами и другими лицами, нарушающими рев. законность»1. «Провести решительную борьбу со спекуляцией по Сталинской об- ласти в разрезе решения 14 парт, съезда о борьбе со спекуляцией» постановила 13 августа 1938 г. первичная партийная организация областного управления милиции Центрально-Городского PK КП(б)У2. Характерными чертами всех этих постановлений является курс на окончательную мобилизацию всех сил милиции для «реши- тельного» и «беспощадного» разгрома уголовной преступности.

Как следует из приведенных выше документов, в 1938 г. каратель- ные органы в своей повседневной работе уже не руководствуются ре- шениями Донецкого обкома партии. Партийные организации НКВД и милиции главным образом обращают внимание на указания «вер- ного соратника И. Сталина» — Н. Хрущева, присланного на Украи- ну с целью усиления борьбы с врагами народа. Также они стремятся с точностью исполнять постановление 14-го съезда КП(б)У, в ко- тором говорилось об усилении борьбы с уголовной преступностью, прежде всего со спекуляцией. Донецкий обком занимался в этот пе- риод лишь собственным самосохранением и не пытался контролиро- вать карательные органы. Такое положение сохранялось до октября 1938 г., когда Донецкий обком КП(б)У развернул критику областно- го УНКВД и управления милиции за проведение незаконных арестов и нарушения революционной законности.

Показательным в этом отношении является совещание работников суда, милиции и прокуратуры Донецкой области, проведенное 2 ок- тября 1938 г. Секретарь обкома КП(б)У Новиков, выступая на этом совещании, отметил установленные специальной проверкой обкома партии нарушения революционной законности, незаконные аресты. Интересен доклад начальника милиции Сталинской области С. Голо- ва. Он привел общее количество заведенных уголовных дел — 14 040, из которых на милицейскую тройку было передано 10 042, а на трой- ку, предусмотренную приказом № 00447, то есть «кулацкую» тройку, было передано 762 дела. С. Голов, в свою очередь, признал, что прово- дились незаконные аресты советских граждан и нарушения сталин- ской Конституции. В то же время некоторый поворот в репрессив- ной политике режима в сторону законности не означал свертывания

«кулацкой операции». Об этом свидетельствует намерение того же С. Голова продолжать искоренение уголовников: «Нам надо общей работой нанести сокрушительный удар врагам, уголовным декласси- рованным элементам для того, чтобы изъять их из нашего общества. Мы должны к каждому преступлению подходить с таким расчетом, чтобы не нарушать Сталинской Конституции и одновременно вести беспощадную борьбу с врагами и уголовными деклассированными элементами»1. Уже видно: в начале октября 1938 г. заметны тенден- ции к приостановке репрессий, аресты должны теперь проводиться с соблюдением революционной законности, в рамках сталинской Конституции. Но до того как политика массового террора будет окончательно отменена, начальник управления милиции Донецкой области С. Голов стремился нанести «сокрушительный» удар уголов- ной преступности, что легче было сделать при упрощенной системе судопроизводства — работе «милицейских» и «кулацких» троек.

После издания известного постановления от 17 ноября 1938 г. «Об арестах, прокурорском надзоре и ведении следствия» не все местные отделения НКВД сразу же прекратили свою репрессив- ную деятельность. Так, в резолюции закрытого партийного собрания Дзержинского районного отдела НКВД от 26 ноября 1938 г. отмеча- лись успехи в проделанной работе, так как с апреля по ноябрь 1938 г. НКВД и милиция провели большую работу «в очистке наших шахт, заводов, колхозов, совхозов и МТС от всякого к/р отребья и уголов- ного элемента». Характерно, что резолюция партийного собрания да- тируется именно 26 ноября 1938 г., то есть временем, когда «кулацкая операция» была отменена. Но в Дзержинском отделении НКВД еще не уловили политических изменений в стране, связанных с приоста- новкой массовых операций. Поэтому «партсобрание считает проде- ланную работу парткомитета удовлетворительной и политическую линию правильной»2.

Анализируя документы первичных партийных организаций НКВД и РКМ по Донецкой области за 1937-1938 гг., следует отме- тить, что они, как правило, решали не только проблемы партийной жизни, но и вопросы оперативной работы. Это нашло отражение в протоколах собраний, постановлениях, резолюциях, отчетах. Прак- тически в каждом из приведенных выше документов дается оценка борьбы с уголовно-преступным миром. Учитывая частоту поставлен- ных на повестку дня вопросов борьбы с преступностью и задач по ее

«искоренению», можно заключить, что, видимо, в Донбассе крими- ногенная обстановка была непростой. Об этом свидетельствуют по- стоянные указания о борьбе с бандитизмом, грабежами, кражами, хулиганством, спекуляцией, в которых обвинялись «асоциальные элементы»: уголовники, бывшие кулаки. Постоянно карательные ор- ганы проводят зачистки от уголовников, причем в ряде районов это приводит к улучшению ситуации, а в других районах криминальные проявления остаются на прежнем уровне. Иногда в протоколах пар- тийных собраний по различным отделениям НКВД и РКМ называ- ются цифры раскрытых грабежей, убийств, зафиксированные случаи спекуляции, дается количество арестованных преступников. Такие документы фрагментарны и не показывают общего количества со- вершаемых по области преступлений. Однако постоянное обсужде- ние этих проблем в парторганизациях НКВД позволяет сделать пред- варительные выводы о том, что специфика «кулацкой операции» в Донбассе заключалась также и в борьбе с уголовной преступностью.

Эта особенность подтверждается данными Отраслевого госу- дарственного архива СБУ, обработанными В. Н. Никольским. По его подсчетам, по численности репрессированных в Донецкой обла- сти кулаки стояли на первом (14 832 чел.), «бывшие» — на втором (6 503 чел.), а деклассированные элементы — на третьем (2 065 чел.) месте1.