Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Сталинизм в советской провинции (Бонвеч Б. и др. ). 2008.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
8.69 Mб
Скачать

1 Стецовский ю. И. История советских репрессий. Т. 1. М., 1998. С. 288.

Секретари райкомов и горкомов ВКП(б) входили в номенклатуру ЦК ВКП(б)

и утверждались им. 3

1 Гопапо. Ф. 856. On. 1. Д. 205. Л. 1.

2 Там же. Д. 206. Л. 34.

3 См., например: Там же. Ф. 59. On. 1. Д. 322. Л. 170.

4 Там же. Д. 261. Л. 148. ^ Там же.

Отметим, что «кулацкая операция» носила сугубо ведомствен- ный, секретный характер: местным партийным органам было указано лишь направление поиска «врагов». Сам термин «кулацкая опера- ция» нигде в партийных документах не употреблялся.

Связь между репрессиями партийного аппарата и массовыми репрессиями по приказу № 00447 очевидна. Идея существования на Урале повстанческой организации принадлежала Д. М. Дмитриеву, начальнику УНКВД по Свердловской области. Так, начальникам гор- и райотделов НКВД была дана директива, в которой говорилось, что «аппаратом управления вскрыта на Урале большая повстанческая ор- ганизация, созданная по принципу формирования воинских частей, что эта организация делится на корпуса, полки, роты, взводы, со шта- бом организации в Свердловске, что повстанческие формирования имеют базы вооружения через организации Осоавиахима»1. Главами рот и корпусов в этой выдуманной организации и были «назначены» представители партийной номенклатуры, а рядовой состав должны были представлять «кулаки», «уголовники» и «другие антисоветские элементы».

Ликвидация партийной верхушки стала звеном в общем репрес- сивном потоке 1937-1938 гг.: в чудовищном замысле идеи массово- го террора превращение бывших начальников во врагов народа, в руководителей «вражеских гнезд» и т. п., с точки зрения их создате- лей, было довольно продуктивным и выполняло несколько задач — от простого избавления от нерадивых руководителей до решения проблемы социального клапана.

Переломный момент в постепенном возвращении партийной но- менклатуры к прежним властным позициям наступает осенью 1938 г., когда руководители НКВД, прокуроры, секретари ВКП(б) республи- канского, областного, городского и районного масштаба получили постановление Совета народных комиссаров СССР и Центрально- го комитета ВКП(б) «Об арестах, прокурорском надзоре и ведении следствия»2. Маятник репрессий качнулся в обратную сторону: тер- рор был направлен уже против исполнителей — сотрудников тер- риториальных органов НКВД. С одной стороны, массовые аресты в НКВД в какой-то мере ослабляли фактическую власть карательных органов, с другой — выдвинутые Сталиным новые партийные руко- водители постепенно упрочивали свое положение.

ГОПАПО. Ф. 641/1. On. 1. Д. 10443. Л. 106.

Цит. по: Об арестах, прокурорском надзоре и ведении следствия. 17 ноября 1938 г. // Там же. Ф. 85. Оп. 20. Д. 6. Л. 11-12.

И. Е. Смирнова (Донецк)

ОТРАЖЕНИЕ «КУЛАЦКОЙ ОПЕРАЦИИ» В ДОКУМЕНТАХ ПАРТИЙНЫХ ОРГАНОВ ДОНЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

30 июля 2007 г. исполнилось 70 лет со дня издания НКВД СССР приказа № 00447, который был порождением авторитарно-деспотиче- ского режима И. Сталина и знаменовал собой начало массовых репрес- сий. Миллионы жертв сталинского террора — это глубокая социально- психологическая и демографическая драма народа, которая осталась в памяти многих поколений. Поэтому желание исследователей объяс- нить природу злодеяний тоталитаризма и предотвратить возможность их повторения вполне закономерно и никогда не исчезнет.

Инициируемая из центра «большая чистка», в частности «ку- лацкая операция», осуществляемая карательными органами под руководством Политбюро ЦК ВКП(б) и лично И. В. Сталина, была в 1937-1938 гг. поддержана и реализована партийными и силовыми структурами в регионах. И в каждом из них наблюдались свои осо- бенности при проведении приказа. Донбасс — важнейший промыш- ленный центр СССР, освоение которого требовало в годы первых пятилеток рабочих рук. Поэтому на промышленных предприяти- ях региона не только использовались квалифицированные рабочие кадры, но и вербовались все согласные работать здесь и при этом выносить каторжный труд периода индустриализации, терпеть от- сутствие элементарных бытовых условий и лишения. Донбасс был местом, где легко затеряться, пристанищем для отбывших наказание в лагерях уголовников, выходцев из бывших кулаков, белогвардей- цев, социальное прошлое которых при приеме на работу до поры до времени никого не интересовало. Результатом этих миграционных процессов стало формирование своеобразной социальной структуры, демографические и социальные характеристики которой содержали яркие черты деклассированности, маргинализации населения. По- следствием явилась криминализация Донбасса, что привело к опера- тивному вмешательству карательных органов, руководимых ВКП(б). Социальная структура Донбасса обусловила специфику проведения «кулацкой операции» в регионе, которая может быть раскрыта лишь при полной реконструкции работы репрессивной системы, начиная с центральных органов ВКП(б) и заканчивая местными парторга- низациями Донецкой области — обкомом, горкомами, райкомами, низовыми парторганизациями предприятий, которые превратились в винтики советского режима.

Актуальность темы определяется необходимостью исследовать черты и особенности партийного руководства массовой «кулацкой

операцией» как в центре, так и на местах. Изучение Большого терро- ра на региональном уровне, в частности в Донецкой области, до сих пор не было предметом отдельной научной работы и позволит рас- крыть специфику его проведения.

Проблематика, которая не исследована на местном уровне и за изучение которой взялся автор, — это роль партийных органов До- нецкой области в проведении «кулацкой операции». Заслуживают внимания исследователя дискуссионные вопросы: особенности про- ведения «кулацкой операции» в Донецкой области; уровень инфор- мированности руководителей Донецкой области о приказе № 00447; степень самостоятельности партийных и карательных органов в ре- гионе в практическом проведении «кулацкой операции»; внимание местных партийных руководителей к приказу № 00447 наряду с дру- гими массовыми «операциями»; отношение партийного руководства области к репрессиям против «кулаков»; связь «кулацкой операции» с выборами в Верховный Совет СССР; борьба с кулацким элемен- том на промышленных предприятиях и в сельском хозяйстве; роль областных органов партии и НКВД в «кулацкой операции»; харак- тер сотрудничества между партийными и силовыми структурами при проведении приказа; степень подчиненности органов НКВД мест- ным партийным властям; перегибы в работе карательных органов; противостояние отдельных представителей партийного руководства и силовых структур террору; влияние репрессий на менталитет совет- ского человека. Без ответов на эти и многие другие вопросы, на наш взгляд, невозможно в полной мере изучить и понять особенности мас- совых операций, в том числе приказа № 00447. Цель работы — анализ специфики проведения партийными и карательными органами при- каза № 00447 на территории Донецкой области в 1937-1938 годах.

В Донбассе были свои внутренние особенности, обусловившие проведение «кулацкой операции». Одна из них заключалась в пересе- лении в регион значительного количества уголовников, труд которых использовался в промышленности. Это было зафиксировано област- ным управлением милиции: «В 1937 г. был большой поток отбывших наказание в лагерях, которые хлынули в Донбасс, тогда как мы к это- му подготовлены не были, не организован был и прием на работу, ко- торую им сразу не предоставили, а другие не хотели работать, отсюда и грабежи»1. Видимо, наплыв уголовников был дестабилизирующим фактором в жизни Донецкого региона.

Еще одна из причин начала «кулацкой операции» — политическая, она связана с принятием сталинской Конституции в 1936 г. После этого бывшие кулаки стали возвращаться из ссылки. Они надеялись, что либерализация законов даст им не только избирательные права, но и вернет экспроприированную собственность. Духовенство счита- ло, что новая Конституция разрешила свободу вероисповедания. О возрастании активности бывших кулаков и представителей церкви свидетельствуют слова работника областной прокуратуры Надзива- ного, высказанные на собрании парторганизаций горпрокуратуры, горсуда, пожарной команды НКВД г. Сталино 20 октября 1937 г.: «При утверждении Сталинской Конституции кулаки, попы развер- нули большую агитацию среди населения в своих интересах против советской власти»1.

Можно выделить следующие социальные и политические при- чины проведения «кулацкой операции» в Донбассе: 1) переселение в регион в 1937 г. уголовного элемента, отбывшего наказание в ла- герях; 2) угроза органам советской власти со стороны кулачества и духовенства, которые надеялись, что новая Конституция возвратит им утерянные права. Партийное руководство страны опасалось, что на предстоящих в декабре 1937 г. выборах в Верховный Совет СССР может быть избран враждебно настроенный к советской власти со- циально чуждый элемент. Разумеется, лишь этими причинами про- ведение широкомасштабной кампании террора объяснить нельзя. Все причины — и внутренние и внешние — лежат более глубоко, и следует рассматривать их в комплексе. Внешние — это угроза в пред- военный период со стороны пятой колонны, куда могли входить все группы населения, недовольные советской властью, в том числе и те социальные слои, против которых планировалась «кулацкая опера- ция». Внутренние — связаны с глубокой трансформацией социально- экономической жизни населения, которая произошла после коллективизации. Наиболее трудолюбивая группа сельского населе- ния — т. н. кулаки — лишилась своего экономического базиса, но не была уничтожена и представляла угрозу советскому «бесклассовому обществу». Социальный антагонизм, порожденный политикой кол- лективизации, был придушен, «кулачество» разгромлено, но у него еще тлел огонь надежды на изменение жизни к лучшему, который мог воспламениться с новой силой, к чему нужен был лишь толчок, кото- рым стала новая сталинская Конституция 1936 г. Кроме того, коллек- тивизация способствовала росту широкого спектра маргинальных и деклассированных групп населения в социальной структуре, которые были лишены возможности легального труда и честного существо- вания в рамках советского социума и встали на уголовный путь. Все

Протокол закрытого партсобрания обл. управления РКМ. 16.04.1938 // Госу- дарственный архив Донецкой области (далее - ГАДО). Ф. 903. On. 1а. Д. 14. Л. 45.

Протокол объединенного закрытого ций прокуратуры, горпрокуратуры, горсуда, 20.10.1937 // ГАДО. Ф. 761. On. 1. Д. 2. Л. 94.

партийного собрания иарторганиза- пожарной команды НКВД г. Сталино.