Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Сталинизм в советской провинции (Бонвеч Б. и др. ). 2008.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
8.69 Mб
Скачать

1 Список исключенных из членов и кандидатов ВКП(б), работающих в цехах и учреждениях. 15.08.1937 г. // ГОПАПО. Ф. 620. On. 17. Д. 60. Л. 42-49.

Список исключенных из членов и кандидатов ВКП(б), работающих и прожива- ющих в районе гор. Молотово, август 1937 г. // Там же. Л. 63-70.

3 Список исключенных из членов и кандидатов ВКП(б), работающих и прожи- вающих в районе гор. Молотово. По механическому цеху. 25.09.1937 г. // Там же. Л. 101-104.

4 Список исключенных из членов и кандидатов ВКП(б), работающих и прожива- ющих в районе гор. Молотово. 16.10.1937 г. // Там же. Л. 105.

д Список исключенных из членов и кандидатов ВКП(б), работающих и прожива- ющих в районе гор. Молотово. Закалочный цех. 17.10.1937 г. // Там же. Л. 109.

См., например: Списки исключенных, но работающих на Березниковском хим- комбинате. 23.04.38 г. // ГОПАПО. Ф. 59. On. 1. Д. 323. Л. 115-120.

2 Список сотрудников Госбанка, на которых имеются компрометирующие сведе- ния // Там же. Д. 302. Л. 26.

3 См., например: Список членов и кандидатов ВКП(б), ранее состоявших в других партиях // Там же. Д. 323. Л. 55; Список членов и кандидатов ВКП(б), находившихся на территории белых // Там же. Л. 141; Список членов и кандидатов ВКП(б), служив- ших в царской армии и у белых // Там же. Л. 153 об., 156.

Структура списка включала в себя следующие персональные данные: фамилия, имя, отчество; год рождения; профессия или специальность; социальное происхождение и социальное положение; время вступле- ния в ВКП(б) и время исключения из ВКП(б); причина исключения; состоял ли в других партиях; место службы и должность к моменту исключения из ВКП(б) и передвижение по службе после исключе- ния из ВКП(б). Первый список датируется 15 августа, последний, от- правленный в Молотовский ГО НКВД, — 31 октября 1937 года.

Верификация данных списков исключенных из партии дала сле- дующие результаты. Список от 15 августа (71 фамилия) включает в себя исключенных из партии, но работающих в цехах и учрежде- ниях: Молотовском торге, совхозе сельскохозяйственного треста, жилкомхозе завода, автогараже, ковочном и электрическом цехе за- вода1. Из них было арестовано 8 чел. (11 %): после ареста на 2-х чел. дело было прекращено за недоказанностью вины, тройкой был осуж- ден только 1 чел. («мясниковец»), двойкой — 1 чел. (эстонец по на- циональности), 1 арестованный умер, 3 чел. были осуждены в 1940- 1942 гг. Особым совещанием. Следующий список, отправленный в августе (84 чел.), состоит из работников электромонтажного, меха- нического цеха № 2, 3, отдела технического контроля завода, а так- же сельскохозяйственного техникума, горздравотдела и горкомхоза, исключенных из партии2. Из этого списка было арестовано 17 чел. (20 %): на 13 арестованных дело было прекращено (почти все они ранее состояли в партии эсеров), 2 чел. (поляки по национальности) двойкой были приговорены к ВМН, два человека были осуждены в 1940-1942 годах.

В более поздних списках исключенных из партии членов и кан- дидатов, арестованных органами НКВД, практически нет: в списке из 42 чел. имеются 1-2 арестованных (чаще всего как белогвардей- цы). В списках за 25 сентября 1937 г. нет ни одного арестованно- го3, за 16 октября 1937 г. — 1 арестованный (дело прекращено)4, за 17 октября — 2 арестованных (один осужден тройкой к 10 годам лишения свободы, другой освобожден за недоказанностью вины)5.

Подобная практика отправки списков существовала и в других ре- гионах области1.

Как видим, списки исключенных из партии (именно в качестве списка) не использовались. Сам факт отправки подобных списков был обычной практикой как до массовой операции, так и после нее.

Кроме списков исключенных из ВКП(б), в отделы НКВД отправ- лялись и списки людей, на которых имелись какие-либо компроме- тирующие сведения. Так, Ворошиловским горкомом ВКП(б) в ГО НКВД был отправлен список сотрудников Госбанка с перечислением фамилий тех, у кого арестованы родственники, имевших «чуждое» со- циальное происхождение (дети священников, кулаков и т. д.), а также ранее судимых2. Отдельно составлялись списки на членов и кандида- тов в члены ВКП(б), ранее состоявших в других партиях; находивших- ся на территории белых; служивших в царской армии и у белых и др.3 Проверка списков показала, что 6 из 7 чел., состоявших ранее в дру- гих партиях, были арестованы, однако осуждены из них только двое, причем один приговорен 13 августа 1938 г. к высшей мере наказания Военной коллегией Верховного суда СССР, а другой — Особым сове- щанием 27 июля 1938 г. к 10 годам лагерей. Проверка списков членов и кандидатов в члены ВКП(б), находившихся на территории белых, служивших в царской армии и у белых, дала отрицательный резуль- тат: ни один человек из этих списков не был арестован.

Отметим, что интенсивность сотрудничества партии и НКВД в разных районах Прикамья была неодинакова.

Известно, что массовые репрессии мало коснулись юга региона. Так, к примеру, в Болыпе-Сосновском районе не были арестованы даже секретари райкома, что в условиях тотальных репрессий выгля- дит совершенно неожиданным.

Красноречиво о масштабах распространения репрессий свиде- тельствует переписка секретаря райкома ВКП(б) Юркова и началь- ника РО НКВД Баранова. Дело за 1937 г. содержит всего несколько документов, один из которых был отправлен в разгар кампании про- тив троцкистов в январе 1937 г. начальником Больше-Сосновского РО НКВД Барановым: «Довожу до Вашего сведения, что в дер. Буг- рах Таракановского с/совета колхозник [...] употребляет дохлый

скот, и был случай [...] он зажарил и съел кошку, тогда как он же [...] имеет средства существования и имеет в наличии большую тушу сви- ного мяса, а прикидывается голодающим. Прошу Вас принять меры [...] для устранения подобных вылазок Безусловно, протоколы

партийных собраний содержат высказывания о необходимости борь- бы с «врагами народа», но в глубинке партийный актив больше бес- покоился о хозяйственных проблемах, чем о выискивании «чуждых элементов». Так, на общем закрытом партийном собрании в Больше- Сосновском районе один из выступающих заявил: «Я сигнализиро- вал о том, что в Левино есть враги и с конским поголовьем плохо»2.