Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Сталинизм в советской провинции (Бонвеч Б. и др. ). 2008.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
8.69 Mб
Скачать

Без грифа «секретно» / сост. И. Н. Кузнецов. Новосибирск, 1997. С. 154; По- становление бюро Запсибкрайкома ВКП(б) от 02.04 1937 г // ГАНО Ф П-3 On 1 Д. 804. Л. 1.

2 Резолюция партийного собрания угб унквд по зск от 22.09.1937 г. // Там же. Ф.П-460. Оп. 1.Д.2.Л. 114; Уйманов в. Н. Репрессии. С. 111.

Сотрудников, согласных на масштабные фальсификации, Миро- нов и другие начальники сибирских управлений НКВД выдвигали на руководящие должности, добивались выделения им наград и зва- ний. Уже к концу сентября по УНКВД Запсибкрая, насчитывавше- му порядка 1 ООО оперативников, 12 чел. были награждены ордена- ми, 24 — знаками «Почетный работник НКВД» и боевым оружием, 33 — досрочно повышены в звании. Работники НКВД делились на обласканных начальством весьма многочисленных активистов, по- лучавших награды, премии, а нередко и квартиры своих жертв, и остальных, находившихся под угрозой взысканий и прямых репрес- сий2. Разумеется, и «неактивные» чекисты внесли свой немалый вклад в массовые чистки.

Уполномоченными ЦК и НКВД по проведению террора ста- ял именно начальники местных УНКВД. Эти лица получили воз- можность быстрого карьерного роста. Мироновские заместители и начальники отделов УНКВД по ЗСК — Г. Ф. Горбач, С. П. Попов, Д. Д. Гречухин — уже летом и осенью 1937 г., получив ордена, возгла- вили управления НКВД в Омске, Барнауле и Красноярске. В Омске после ареста начальника УНКВД Э. П. Салыня1 областным аппара- том руководили Г. Ф. Горбач (короткое время) и ранее работавший на Северном Кавказе К. Н. Валухин. Все выдвиженцы Миронова, осо- бенно Г. Ф. Горбач, И. А. Мальцев и С. П. Попов, демонстрировали крайнюю жестокость и входили в число наиболее активных началь- ников региональных управлений НКВД.

3. Исполнители «кулацкой операции»

Кадровое обеспечение «массовых операций», с точки зрения на- чальства, требовало серьезной чистки от ненадежных. Таковых, впрочем, было меньшинство. Костяк рядового оперсостава образца 1937 г. составляли молодые чекисты примерно 30-летнего возраста, пришедшие в ОГПУ на волне коллективизации. Они умели допра- шивать с пристрастием, расстреливать и были в большинстве своем психологически готовы к любым репрессивным акциям. Их началь- ники, часто имевшие опыт чисток периода Гражданской войны, тем более подходили для роли организаторов и активных проводников террора. Осужденный начальник особого отдела дивизии в Томске, чекист с 15-летним стажем, П. А. Егоров заверял Сталина, что всегда был «беспощаден к врагам народа, и не только агентурным и след- ственным путем боролся с ними, но много, много сам физически уни- чтожал их». Рядовой оперативник КРО УНКВД по Алтайскому краю И. И. Виер-Ульянов уверял судей трибунала: «Я сам боролся с врага- ми народа, не одну сотню я арестовал и расстрелял этих врагов»2.

По оценке новосибирского чекиста В. Д. Качуровского, настроение на партсобраниях в 1937 г. во время докладов начальства об успехах УНКВД в разоблачении «врагов» доходило «до экстаза». А началь- ник Локтевского РО УНКВД по Алтайскому краю И. У. Абрамович