Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Сталинизм в советской провинции (Бонвеч Б. и др. ). 2008.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
8.69 Mб
Скачать

1 Телеграмма зам. Наркома внутренних дел усср м. Степанова начальникам об- ластных унквд усср об организации борьбы с бандитизмом. 16 октября 1937 г. // «Через трупы врага на благо народа».

2 Н. И. Ежов о «недостатках подготовки и проведения массовых операций» на Украине. Конец февраля — начало марта 1938 г. // Юнге м., Бордюгов г. А., Биннер р. Вертикаль Большого террора. С. 300.

3 Лощицький о. «Лаборатор1я-2». Полтава. Документальш матер1али про Macoei pen- pecii в 1937-1938 pp. // 3 архив1в вучк-гпу-нквд-кгб. 2000. № 2-4. С. 129-178.

Директива № 714 наркома внутренних дел УССР И. Леплевского и прокурора УССР Яченина начальникам областных управлений НКВД УССР и областным проку- рорам УССР о быстрейшем рассмотрении дел уголовно деклассированных и социаль- но вредных элементов и нарушителей паспортного режима милицейскими тройками. 27 марта 1938 г. // «Через трупы врага на благо народа»; Директива № 2235 наркома внутренних дел УССР И. Леплевского начальникам областных управлений НКВД УССР об ускорении работы милицейской тройки. 7 августа 1938 г. // Там же.

Телеграмма зам. наркома внутренних дел УССР М. Степанова начальникам об- ластных УНКВД УССР об организации борьбы с бандитизмом. 16 октября 1937 г. // «Через трупы врага на благо народа».

2 Докладные записки и сообщения о работе УНКВД по Винницкой области // ОГА СБУ. Ф. 16. Оп. 31 (1951 г.). Д. 39. Л. 66-67.

Выписка из резолюции закрытого партсобрания парткомитета УРКМ в Донецкой области. Протокол № 21.3 сентября 1937 г. // «Через трупы врага на благо народа».

4 Сведения об осужденных областными тройками НКВД УССР за период с на- чала операции по 3 января 1938 г. [3] января 1938 г. // Там же.

он от руки писал: «Расстрелять по тройке. У.». Начальник его секре- тариата, М. И. Бриль, информировал соответствующего начальника УНКВД и председателя тройки той области, на территории которой было совершено преступление, о содержании «резолюции наркома внутренних дел», повторял описание дела из «Суточной сводки» и печатал на левой стороне документа: «Расстрелять по тройке. Успенский». Среди самолично вынесенных Успенским смертных приговоров один касался пятнадцатилетнего вора, два приговора — семнадцатилетних воров, четыре — были направлены против содер- жателей притонов, два — против убийц и подавляющее большин- ство — против членов «грабительских группировок». Преступление одной группы аферистов заключалось в том, что они во время своих разъездов по городам СССР «выдавали себя за работников НКВД, производили обыски у некоторых лиц и под этим предлогом заби- рали ценности и деньги». «Резолюционная» юстиция Успенского выглядит еще более чудовищной, если принять во внимание, что в «Суточных сводках» описание почти всех случаев (только за одним исключением) было снабжено, как правило, пометкой: «Расследова- ние по делу продолжается».

Областной и районный уровень

1 Шрейдер М. П. НКВД изнутри. Записки чекиста. М, 1995. С. 74.

2 Собрание первичной парторганизации НКВД ст. Волноваха Волновахского района Донецкой области. Протокол № 17.29 июля 1937 г. // «Через трупы врага на благо народа».

3 Папков С.А. Сталинский террор в Сибири. 1928-1941. Новосибирск, 1997. С.211.

М. П. Шрейдер (1902-1978) сообщает в своих воспоминаниях, что он в 1937 г. в качестве начальника УРКМ УНКВД по Ивановской области принимал участие в заседании милицейской тройки, кото- рая даже самых закоренелых преступников могла осудить максимум к пяти годам ИТЛ. По его мнению, «опасные уголовные преступники получали слишком мягкие наказания»1. Мыслившие точно так же, как и Шрейдер, многие чекисты и сотрудники милиции видели в «бо- евом приказе наркома внутренних дел»2 действенный инструмент разгрома «контрреволюционного подполья» и «уголовщины». Доста- точно вспомнить о реакции начальников подразделений УНКВД по Западно-Сибирскому краю: 25 июля 1937 г. они встретили разъясне- ния положений приказа № 00447, сделанные начальником управле- ния С. H Мироновым, «шумным одобрением»3. M. А. Степанов, зам. народного комиссара внутренних дел У С С Р, заявил начальникам УГБ и милиции: «В настоящее время мы имеем все возможности ликвиди- ровать грабежи»1. Не встречая в борьбе с преступностью трудностей, связанных с прокурорским надзором, не будучи связанными в своих действиях статьями Конституции (к примеру, статьей 127) и пара- графами Уголовного кодекса, опираясь на авторитет высших органов партии и государства, давших им карт-бланш и сделавших их хозяе- вами над жизнью и смертью, многие руководители органов государ- ственной безопасности и милиции верили, что цель — «окончатель- но ликвидировать уголовщину» — находится в непосредственной близости2. На закрытом партсобрании парткомитета УРКМ по До- нецкой области 3 сентября 1937 г. был указан и путь ее достижения: «Внедрить в сознание каждого работника ОУР PKM необходимость выкорчевывания всех уголовников»3.

Выполнение задачи областными управлениями НКВД

Каким же образом местные управления НКВД и милиции претво- ряли в жизнь установки центра, среднего звена карательных органов, а также и свои собственные представления о задачах операции? В тек- сте тех протоколов троек, к которым мы получили доступ (Барнаул, Ярославль, Киев, Донецк, Одесса), для приговоренных преступни- ков указывается количество предыдущих осуждений, а также коли- чество приводов/регистрации. По этим данным уголовников легко идентифицировать. Едва ли был хоть один осужденный преступник, у которого не было бы указано несколько более ранних судимостей и приводов в милицию. Пометки «без определенных занятий, БОЗ» или «общественно-полезным трудом не занимается», которые чле- нами тройки рассматривались как отягчающий фактор, выдававший злой умысел осужденного, имеются в приговорах как в отношении уголовников, так и в отношении бывших кулаков и «других контрре- волюционных элементов». С августа по 31 декабря 1937 г. только на Украине были осуждены с пометкой «БОЗ» 23 480 человек4.

В январе 1938 г. по приказу Ежова всеми начальниками област- ных управлений НКВД был подведен итог осуществленных ими ка-