Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Сталинизм в советской провинции (Бонвеч Б. и др. ). 2008.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
8.69 Mб
Скачать

1 Тцдни. Ф. 7849. Д. 11708-с. Л. 63,98; д. 2858-с. Т. 2. Л. 60-62 об.

2 Там же. Д. 4874-с. Т. 1. Л. 265-269, 282,341.

3 От ЧК до ФСБ. С. 162.

Столь же суровыми оказались обвинения и в отношении бывших анархистов. Так, по линии 4-го отдела УГБ НКВД «основные меро- приятия» затронули и так называемые «анархистские контрреволю- ционные образования»3. Аресты бывших анархистов оправдывались существованием в области антисоветских анархистских групп, поис- ком которых и занялись чекисты. Впервые тема анархистов прозвуча- ла в выступлении учителя Ситникова на II Калининской областной конференции ВКП(б) 2-4 июля 1937 г. Он резко критиковал работу городского отдела народного образования, где, по его выражению, «сидят такие люди, как Чарин, брат врага народа Енова, в прошлом анархист». Член бюро Калининского обкома ВКП(б), первый сек- ретарь Великолукского окружкома ВКП(б) И. С. Енов был аресто- ван как один из руководителей «правотроцкистской организации», поэтому для НКВД предоставлялась возможность связать «право- троцкистов» и с анархистами. Эту линию НКВД последовательно проводил после ареста в 1938 г. «правотроцкистского» руководства калининского гороно и облоно. По версии следствия, бывшие укра- инские анархисты, И. Я. Чарин и его жена, были трудоустроены и за- вербованы в «правотроцкистскую» организацию заведующей гороно С. М. Эпштейн, имевшей связь с бывшими левыми эсерами и эсера- ми. Однако, несмотря на все старания руководства 4-го отдела, их разработка затянулась до конца 1938 г., а затем потеряла свою акту- альность и не имела в дальнейшем продолжения. С. Эпштейн, един- ственная из арестованных руководителей народного образования, категорически отвергла все предъявленные ей обвинения и в августе 1939 г. решением Калининского облсуда была оправдана. В деле име- ется пометка, что Чарин, проходивший по ее делу, не арестован. В ар- хиве отсутствуют уголовно-следственные дела в отношении супругов Чариных. Возможно, после увольнения с работы они покинули г. Ка- линин, и дальнейшая их судьба неизвестна1.

Аресты бывших анархистов-одиночек начались летом 1938 г. Пер- вым 5 августа 1937 г. арестовали И. Я. Морозова, крестьянина-карела из деревни Сосновка Ново-Карельского (Толмачевского) района. Примыкавший к анархистам, затем к эсерам, он имел «славное рево- люционное прошлое», что, однако, не воспрепятствовало его осужде- нию в январе 1938 г. специальной коллегией Калининского облсуда по статье 58-10, ч. 1 УК РСФСР на десять лет ИТЛ и по статьям 31 и 34 УК РСФСР на пять лет лишения избирательных прав2.

К такому же наказанию в апреле 1938 г. спецколлегией Кали- нинского облсуда был приговорен арестованный 20 сентября 1937 г. в г. Калязине рабочий-кондитер И. М. Баров. Он никогда не состоял в какой-либо партии, поскольку считал себя сторонником П. А. Кро- поткина, убежденным анархистом-коммунистом. Основанием для ареста послужило заявление его жены в районный отдел НКВД. Она указывала, что сделала это «не потому, что у нее с мужем были лич-