Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Сталинизм в советской провинции (Бонвеч Б. и др. ). 2008.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
8.69 Mб
Скачать

1 Тцдни. Ф. 7849. Д. 4874-с. Т. 1. Л. 44,48,110, 120.

2 Там же. Л. 338; Д. 13245-с. Л. 268,270.

3 Там же. Ф. 722. On. 1. Д. 46. Л. 101.

1 Тцдни. Ф. 7849. Д. 4874-с. Т. 2. Л. 70, 74; Уголовно-следственное дело по обви- нению Белицкого г. И. 5.05.1938-28.12.1938 // Там же. Д. 13245-с. Л. 1,159.

был один меньшевик — В. А. Берсенев, но его следователи к их ор- ганизации не относили. Еще один бывший меньшевик-одиночка ре- прессирован в Вышнем Волочке — это Н. В. Ефимов. В г. Калинине в эти годы были и другие ссыльные меньшевики, которых аресты тог- да обошли стороной. Так, один из них, Д. М. Бацер, заместитель глав- ного бухгалтера в «Союззаготкоже», по каким-то причинам избежал арестов 1937-1938 гг. и был репрессирован позже, в 1941 г., с началом войны1.

На основе «показаний» арестованных с весны 1938 г. начались аресты «участников» так называемой антисоветской меньшевистской организации «Рабочее бюро», обвиненных по статьям УК РСФСР 58-8 (террор) и 58-11 (организация). В последовательности арестов наблюдаются определенные закономерности: сначала репрессиро- вались наиболее активные в прошлом тверские меньшевики, а затем наступала очередь рядовых членов РСДРП(м) и сочувствующих им. Все они в июле 1917 г. входили в список кандидатов в Тверскую го- родскую думу от партии меньшевиков, состояли на учете ЧК-ГПУ- ОГПУ с 1918 г., а некоторые из них неоднократно подвергались пре- вентивным арестам в 1920-х годах2.

8 марта 1938 г. были арестованы Д. Т. ВахониниМ. П.Аладов.5 мая 1938 г. последовал черед еще трех бывших рабочих — меньшевиков А. А. Кокунова, А. И. Критского, М. А. Шашанова. До ареста Д. Т. Ва- хонин работал служащим облсобеса, М. П. Аладов — агентом снабже- ния и экспедитором «Облкультпромсоюза», по версии следствия они были наиболее активными членами «организации». А. А. Кокунов работал токарем механического завода «Пролетарка», А. И. Крит- ский — прорабом калининского «Электропрома», М. А. Шашанов — специалистом по сплаву и выгрузке леса в «Калининлесбазе». Летом 1938 г. чекисты репрессировали и тех, кто примыкал до революции к большевикам, — А. А. Маклакова (его «перепутали» с его братом — меньшевиком Н. А. Маклаковым, проживавшим к тому времени вне Калинина) и К. Н. Николаева, члена ВКП(б) с 1918 г., имевшего большие заслуги перед советской властью. А. А. Маклаков работал помощником заведующего складом «Горкалининторга», а К. Н. Ни- колаев — заведующим отделом снабжения «Швейпромсоюза». Нико- лаев участвовал в вооруженном восстании 1905 г., избирался членом Совета рабочих депутатов и забастовочного комитета, был одним из организаторов забастовок в Петербурге и на вагонном заводе в Твери, избирался председателем правления Рождественского кооператив- ного общества, арестовывался в 1906, 1910, 1914и 1916 гг. Членом меньшевистской партии он никогда не был. В годы Гражданской войны был направлен лично В. И. Лениным уполномоченным Со- вета Труда и Обороны (СТО) по снабжению РККА по Уфимской гу- бернии. В 1936 г. его арестовывали по делу «Колхозшвейсоюза» за должностное преступление, но вскоре освободили. Возможно, этот факт был использован как повод для его второго ареста в августе 1938 года1.

К участникам «Рабочего бюро» на основе показаний Филатова ка- лининские чекисты причислили также Б. М. Богорада — плановика- экономиста «Культпромсоюза» В партии меньшевиков он никогда не состоял, тем не менее по версии следствия ему отводилась особая роль как связного с «меньшевистским центром» в Москве, действую- щего автономно от остальных членов «Рабочего бюро». Богорад под давлением следователей назвал в своем заявлении на имя начальни- ка УНКВД нескольких человек, якобы входивших в меньшевист- скую организацию: A. M. Смирнова — экономиста Облпотребсоюза, Бок — бухгалтера «Калининторга», И. И. Баркова — зав. плановым отделом Облпрофсовета, Комиссарова — технорука ткацкой фабри- ки «Пролетарка». Однако Филатов не подтвердил его показания, за исключением Комиссарова, которого он охарактеризовал как участ- ника «правотроцкистской» организации. Поэтому в окончательном варианте обвинительного заключения они отсутствовали2.

Членам «Рабочего бюро» первоначально инкриминировалось не только «создание меньшевистского подполья в Калинине с целью насильственного изменения существующего строя в СССР»: сле- дователи УНКВД настойчиво стремились связать арестованных с «правотроцкистами», что четко прослеживается в материалах их до- просов и показаний. Таким образом, калининские чекисты подобны- ми обвинениями сделали то, что не удалось осуществить Ленину и Мартову, — «блок с правотроцкистами», куда усилиями НКВД были «вовлечены» бывшие руководители Калининской областной органи- зации ВКП(б) А. Калыгина, Н. Голяков и другие3.

Это обвинение следствие предъявило на основе «признаний» не только Филатова, Рудакова, Вахонина, но и ранее арестованных «правотроцкистов»: Цимблера — бывшего зав. Облфинотделом, Со- ломонова — бывшего председателя Облсовпрофа, Мельникова — по- мощника Калыгиной, а также других, используемых следователями